Судя по задействованным людским и материальным ресурсам, операция по вызволению из-под ареста известного петербургского предпринимателя, благотворителя и прочая Михаила Мирилашвили вполне сопоставима с историей, рассказанной Стивеном Спилбергом в американском боевике "Спасение рядового Райана". По крайней мере именно такое ощущение складывается после заявлений "об обеспокоенности судьбой Мирилашвили широких кругов мировой общественности" как отечественных, так и международных защитников Михаила Мирилашвили.
Артиллерия задействована тяжелая: Эли Даян, адвокат из Израиля, депутат тамошнего парламента (кнессета), бывший первый зам. израильского министра внутренних дел, мэр города Ашкелон Натан Дершовиц, американский адвокат, брат конгрессмена Лео Дершовица, выступавшего в свое время в защиту известных диссидентов Алека Гинзбурга, Натана Щаранского и Андрея Сахарова. В хорошую компанию попал Михаил Мирилашвили, вот только на узника совести он не слишком похож.
Все защитники говорят о том, что держать Мирилашвили полтора года под арестом незаконно, негуманно и противоречит основным правам человека. А все 26 томов уголовного дела, по их словам, не имеют к Мирилашвили никакого отношения и не содержат ни единой страницы, доказывающей хотя бы малейшую его вину. Обвиняют прокуратуру Санкт-Петербурга в неоднократных нарушениях закона и отсутствии здравого смысла, обещают жаловаться в международный страсбургский суд по правам человека, подчеркивают, что за полтора года, проведенных за решеткой, цветущий спортсмен Михаил Мирилашвили превратился в инвалида второй группы.
В числе общественных защитников МММ представлены также президент развития спорта Израиля Иосиф Ройтман, а также широко разрекламированные рядом СМИ звезды эстрады Михаил Боярский и Иосиф Кобзон. Много говорилось и о внимании к делу Мирилашвили таких фигур, как сенатор Хиллари Клинтон и бывший госсекретарь США Генри Киссинджер.
Но какими бы громкими ни были имена защитников главы корпорации "Конти" и "Петро-Мир", МММ по-прежнему остается под арестом. Петербургский городской суд ознаменовал полуторагодичный срок содержания под стражей известного коммерсанта тем, что отказался рассматривать очередную жалобу группы защиты Мирилашвили "о незаконности продления ему сроков содержания под стражей до полутора лет". Горсуд переадресовал жалобу военному суду Ленинградского военного округа - тому, куда 19 июля было направлено уголовное дело Михаила Мирилашвили и еще восьми человек, проходящих по его делу. Так что теперь решение всех этих вопросов находится исключительно в юрисдикции военного суда.
Напомним, что весь сыр-бор вокруг Михаила Мирилашвили разгорелся в августе 2000 года, когда несколько неизвестных в милицейской форме остановили на Выборгской набережной "мерседес", в котором ехал отец Михаила Михайловича, вышвырнули водителя, а самого Мирилашвили-старшего увезли в неизвестном направлении. Мирилашвили-отца искала милиция, искали родные, многочисленные друзья и знакомые родных (в том числе и представители, скажем так, "неформальных структур"). Шум был поднят такой, что похитители (как полагает сам Михаил Мирилашвили и близкие к нему люди, это были некие представители "грузинской" преступной группировки из Москвы, специализирующиеся на похищении богатых людей и их родственников с целью получения выкупа) перепугались настолько, что сами отпустили старшего Мирилашвили без каких-либо условий.
Довольно активное участие в означенных поисках принял некий Гоча Цагарейшвили - по слухам, "вор в законе". Он куда-то звонил, предлагал какие-то варианты с выкупом, но вызвал подозрения у сыновей похищенного, что сам, быть может, причастен к похищению их отца.
Спустя несколько месяцев, осенью 2000 года, у дверей гостиницы "Астория" Цагарейшвили и двое его спутников были расстреляны из автоматов киллерами.
Вскоре после этого большая часть петербургского клана Мирилашвили перебралась в Израиль, лишь изредка в Петербурге появлялись сам Михаил и его младший брат Константин, чтобы следить за ходом разветвленного семейного бизнеса.
Но какие бы ни ходили слухи, как ни пыталась прокуратура Петербурга привязать это преступление к уголовному делу Михаила Мирилашвили, к существующему делу это отношения не имеет. Согласно материалам дела Мирилашвили обвиняют в организации похищения и последующего убийства двух мелких грузинских жуликов - Ростома Двалии и Кобы Какушадзе, возможно как-то связанных с похищением отца МММ.
23 января 2001 года, когда Мирилашвили прилетел на несколько дней из Израиля в Петербург, он был арестован в собственной квартире на Каменно-островском проспекте. Сколько ни билась после этого его защита за изменение меры пресечения, какие бы имена и силы ни привлекались (вплоть до пикетов сирот и деятелей культуры у здания горпрокуратуры с требованием отпустить на свободу "видного мецената и просто хорошего человека"), прокуратура упорно держала арестованного коммерсанта за решеткой.
Недоброжелатели тут же стали говорить, что арест Мирилашвили - типичный "заказ" могущественных конкурентов с целью отобрать его российский, а возможно, и часть заграничного бизнеса. Говорили и о политической подоплеке дела. Примерно так комментировала события и защита МММ. Возможно, в словах его адвокатов и защитников есть немало справедливого. Возможно, что и следствие имело определенные основания считать МММ причастным к тому, в чем его обвиняют. Во всем этом будет разбираться суд, и чем кончится процесс, пока можно лишь гадать.
Как и гадать о том, обеспокоились ли бы многоуважаемые Генри Киссинджер, Хиллари Клинтон и прочие радетели за "права Мирилашвили" в том случае, если бы на месте влиятельного вице-президента Российского еврейского конгресса и просто богатого бизнесмена Михаила Мирилашвили оказался бы не столь известный и обеспеченный человек?
|