В минувшую субботу суд Южного округа штата Техас постановил наложить временный арест на часть средств, вырученных от недавней поставки нефти в США и принадлежащих российской нефтяной компании "ЮКОС". Арест наложен по иску американской сервисной компании Dardana, требующей вернуть старые долги в размере $17 миллионов. В ближайший четверг суд должен вынести окончательное решение относительно долгового конфликта компаний.
Когда 3 июля в порт Хьюстона (США) пришел первый танкер с российской нефтью, казалось, что довольны все. "Эта поставка символизирует первый шаг к налаживанию тесных партнерских отношений между "ЮКОСом" и перерабатывающим комплексом США", - заявил тогда вице-президент и финансовый директор "ЮКОСа" Брюс Мисамор. Однако тут же последовал судебный иск, поданный хьюстонской компанией Dardana. Компания претендует на часть поставленной нефти на $17 миллионов, надеясь взыскать с российской компании долг 1995 года.
В 1995 году подразделение "ЮКОСа" - "Юганскнефтегаз" - заключило договор на оказание услуг с компанией "ПетроАльянс" (впоследствии она переуступила право требования долга компании Dardana). Результатом контракта стала целая череда судебных исков. Главным на сегодняшний день является решение шведской арбитражной комиссии, которая определила сумму $6 млн в качестве выплаты по контракту. Дело, однако, осталось неурегулированным и тогдашние $6 млн в результате многолетней тяжбы обросли процентами и пенями - теми самыми $17 миллионами, которые сегодня требует Dardana.
"Мы не комментируем ход судебных разбирательств, даже если наша позиция юридически безупречна", - сказал "Известиям" пресс-секретарь "ЮКОСа" Александр Шадрин. При этом источник, знакомый с ходом судебных разбирательств, пояснил, что "никакой реальной угрозы ареста части выручки нефтяной компании за поставку нефти в США не существует". По его словам, все началось в 1995 году, когда структура "ЮКОСа" была "рыхлой" и "Юганскнефтегаз", обладая большим количеством полномочий, заключал контракты самостоятельно. "Качество (контрактов с Dardana. - Ред.) было невысоким, и это подтверждено экспертизой в 1997 году", - заключил источник.
Дело будет рассматриваться в суде Южного округа Техаса в ближайший четверг, но история с хьюстонской поставкой интересна не столько суммой иска и конкретными юридическими перипетиями, сколько общим фоном, сложившимся вокруг российских компаний, работающих на мировом рынке. Российская приватизация и "особенности" ведения российского бизнеса в прошлом десятилетии заложили мощные мины, которые способны серьезно влиять на ситуации с нашими компаниями в течение долгого времени. Другими словами, никто из инвесторов (а может, и нынешних менеджеров фирм) не знает, сколько еще "скелетов" накопилось в бизнес-сейфах.
По мнению западных аналитиков, наиболее вероятное объяснение конфликта - политическое. Для большинства американцев важно географическое происхождение нефти, а не то, кто является ее юридическим владельцем. Поставка изначально носила исключительно пропагандистский характер - "русские прорывают ближневосточную блокаду Америки". После торжественной презентации общественное мнение США перестало интересоваться дальнейшей судьбой дела. В пользу этого объяснения свидетельствует и то, что, несмотря на подробное сообщение о конфликте "Юганскнефтегаза" и Dardana агентства Dow Jones от 18 июля, газета Wall Street Journal предпочла публикацию статьи о достижениях российского ТЭКа.
Кстати
В поисках новых рынков сбыта компания "ЛУКОЙЛ" отправила на днях танкер нефти напрямую в Сингапур, сообщает агентство Bloomberg. По словам президента компании Вагита Алекперова, поставка 1,8 млн баррелей будет прибыльна для нее. "ЛУКОЙЛ" также планирует увеличивать экспорт бензина и других продуктов переработки. Компания собирается развивать собственную портовую инфраструктуру, чтобы иметь возможность отправлять более грузоподъемные танкеры.
|