“Следственный комитет РФ обвинил фигурантку дела «Оборонсервиса» Евгению Васильеву в уклонении от чтения материалов дела. Соответствующий пресс-релиз 1 ноября размещен на сайте ведомства.
“В пресс-релизе отмечается, что Васильевой предоставили материалы дела одновременно с обвиняемым Максимом Закутайло. Он к настоящему времени прочел 250 томов, а Васильева — ни одного тома”, - сообщает в пятницу Лента.Ру.
«Уклонение от изучения материалов дела под различными предлогами и другие способы оттянуть начало судебного процесса не помогут госпоже Васильевой избежать рассмотрения дела в суде, который и поставит точку в вопросе виновности еёе и всех других фигурантов этих уголовных дел», — говорится в документе СК.
«В пятнице, 1 ноября, начались четвертые сутки, в течение которых следствию по делу «Оборонсервиса» необходимо подготовить ответ на ходатайство, поданное во вторник, 29 октября, адвокатом главной обвиняемой Евгении Васильевой Хасаном-Али Бороковым, - пишет «Вечерняя Москва».
Адвокат Евгении Васильевой Хасан-Али Бороков случайно обнаружил новое уголовное дело своей подзащитной
Защита Васильевой была крайне возмущена тем, что у уголовного дела экс-чиновницы появился новый номер. По словам Борокова, по сути, это новое дело, но о том, когда оно было возбуждено и на каком основании, ни Васильеву, ни ее адвокатов никто не уведомлял. Как утверждает юрист, это грубое нарушение не только уголовно-процессуального кодекса, но и конституционного права человека на защиту.
- Официального ответа на свою жалобу мы еще не получили, но мы сегодня были в Главном следственном управлении, и там нам устно сказали, что, скорее всего, в удовлетворении нашего ходатайства откажут, - рассказал изданию Хасан-Али Бороков.
Кроме того, во время своего визита к следователям Бороков, ссылаясь на уголовно-процессуальный кодекс РФ, попросил предоставить ему для ознакомления материалы уголовного дела, а также вещественные доказательства, на которых выстроено обвинение, предъявленное его подзащитной. Однако и здесь адвокат получил отказ.
- Я уже написал по данному факту соответствующее заявление и попросил уведомить нас сразу же, как только у следствия появится возможность предоставить нам все материалы по уголовному делу, - отметил Бороков».
«По словам Хасана-Али Борокова, следователи пытаются в спешном порядке начать ознакомление их клиентки с материалами громкого дела «Оборонсервиса», только чтобы не выпускать обвиняемую из-под домашнего ареста. Приехав для ознакомления с материалами в Главное военное следственное управление СКР (ГВСУ), защитники обнаружили, что в отношении Васильевой расследуется еще одно уголовное дело.
Почему следователи торопят обвиняемую, откуда взялось новое дело и чем сейчас занимается главная фигурантка громкого дела «Оборонсервиса», в интервью BFM.Ru рассказал ее адвокат Хасан-Али Бороков.
— В начале октября СКР сообщил, что Васильевой предъявлено обвинение в окончательной редакции. Теперь ей инкриминируется 12 преступных эпизодов. Что произошло с тех пор?
— Действительно, 4 октября Васильевой было предъявлено обвинение по 12 эпизодам. По всем этим эпизодам ей вручили постановление о привлечении в качестве обвиняемой на 254 листах. Вы представляете себе, ей не разъясняется сущность предъявленного обвинения, ей фактически не предъявили обвинение, вручив копию постановления о привлечении в качестве обвиняемой. Защита и сама Васильева просили дать им время, чтобы ознакомиться с ним, подготовиться и дать по этим эпизодам свои пояснения. Однако в нарушение Конституции РФ и всех законов о праве на защиту ей не дали такую возможность. В чем проблема? По трем эпизодам, которые ей раньше предъявлялись, она давала соответствующие показания пять или шесть раз.
— То есть получается, что ей не дают возможности дать показания по девяти новым эпизодам?
— Да. По этим девяти эпизодам ее до предъявления обвинения даже не допрашивали и не опрашивали. А сейчас она лишена этой возможности. Предъявили обвинение и на этом закончили, а в удовлетворении ходатайства о том, чтобы ей дали 20 дней на изучение и допросили 25 октября, ей отказали.
— Какова была причина отказа?
— Следователи считают, что она должна быть допрошена немедленно, сразу после предъявления обвинения. Но поймите, для того, чтобы подготовить обвинение на 254-х листах, следователю тоже нужно было несколько дней.
— Васильева отказалась давать показания?
— Нет, она не отказывалась. Но для того, чтобы дать показания, нужно самому понять, в чем тебя обвиняют. Поэтому в протоколе записали, что она готова их дать позже. Сущность обвинения даже нам, защите, на сегодняшний день неясна. Там столько внутренних противоречий и несуразицы!
— Какие-то еще нарушения закона были?
— Да. По делу проведено более 40 экспертиз. Следователь обязан нам предоставить все заключения экспертизы, ознакомить нас под протокол и разъяснить нам наши права. Ведь обвиняемая имеет право потребовать назначить дополнительные и повторные экспертизы, давать пояснения по уже имеющимся заключениям экспертов. Однако до настоящего времени с ними ни Васильева, ни ее защитники не ознакомлены.
— Почему это произошло?
— Думаю, потому, что 23 ноября истекает годичный предельный срок содержания ее под домашним арестом, а по закону следователь обязан окончить следствие и предъявить материалы уголовного дела за 30 дней до истечение срока. В противном случае ее должны были выпустить на свободу. Они решили быстро все сделать, чтобы сказать, что они предъявили ей материалы уголовного дела. Органы предварительного следствия из ложно понятого желания защитить честь мундира хотят продлить Васильевой срок домашнего ареста.
— Так процедура ознакомления с материалами дела уже началась?
— 29 октября я пошел на ознакомление с материалами дела вместе с Васильевой, вдруг мы узнаем, что существует какое-то новое дело. Мы попросили выдать нам материалы, и я увидел, что это другое дело, а не то, которое расследовалось в течение полутора лет.
— И что это за новое дело?
— Мы тоже не знаем, поэтому мы просим: объявите нам, скажите, как появилось это дело. Почему нас лишили права обжаловать или постановление о возбуждении уголовного дела, или постановление о выделении уголовного дела в отдельное производство? В любом случае мы должны были о его существовании знать, чтобы мы могли обжаловать его возбуждение. Потому что, например, выделение дела допускается в исключительных случаях и по основаниям, которые предусмотрены законом. Поэтому мы считаем, что новое дело появилось в нарушение прав Васильевой. Его принял к производству новый следователь. Васильеву должны были ознакомить с документами и дать ей право на отвод следователя.
— В чем, если не секрет, заключаются обвинения по новому делу?
— Как мы понимаем, оно касается старых эпизодов. Но их перевели в новое дело, чтобы направить часть дела в суд. Но, опять же, это мы гадаем. Ведь они же (следователи) не дали нам какое-либо постановление, чтобы ознакомиться.
— В итоге ваша клиентка и ее защитники стали знакомиться с материалами основного дела? Ведь после ознакомления, как известно, прокурор утвердит обвинительное заключение, а потом дело направят в суд.
— Нет. Увидев, что появилось новое дело, я написал на имя следователя ходатайство и жалобу на имя начальника Главного военного следственного управления СКР Сорочкина, в которой мы попросили уведомить Васильеву, возбуждалось ли в отношении нее новое уголовное дело №5113, и ознакомить ее и ее защитников с постановлением о возбуждении дела или с постановлением о выделении материалов. Ознакомить Васильеву и ее защитников о принятии его к своему производству или о создании следственной группы. Это все для того, чтобы Васильева могла воспользоваться своими конституционными правами на защиту.
— Детективная история. И когда же ваша клиентка планирует начать ознакомление с основным делом?
— Ознакомление начинается, когда обвиняемому и его защите предъявляют все материалы дела и все вещдоки для этого. Когда мы сегодня вновь отправились в СК, то попросили нам дать ответ на наше ходатайство, которое мы заявили 29 октября. По закону оно должно быть рассмотрено немедленно, но не позднее трех дней. Однако на сегодняшний день мы не получили никакого ответа. Как законопослушные граждане мы решили знакомиться с материалами дела. Но нам опять не смогли дать все материалы уголовного дела и вещдоки, потому что их у следователя не было в наличии. Он пояснил, что они находятся у него в разных кабинетах. В связи с этим я сделал письменное заявление, в котором попросил нас заблаговременно уведомить о возможности предоставить нам все материалы в установленном законом порядке.
— А каков объем уголовного дела?
— Если верить следователю, оно составляет 353 тома.
— За какое время Васильева и ее защита смогут их все изучить?
— Вопрос риторический. Защита определяет порядок и механизм ознакомления с делом: просмотреть материалы в течение получаса или читать каждый из томов. Сколько это может занять времени, я пока не могу сказать, я же не могу сказать, какие в них собраны документы.
— Есть ли у вашей клиентки какие-то проблемы под домашним арестом?
— На сегодняшний момент все технические вопросы решены. Она соблюдает режим домашнего ареста, который ей установил суд.
— Наши коллеги-журналисты ее не беспокоят? Не секрет, что у репортеров вызвал живой интерес, чем Васильева занимается во время прогулок.
— В последнее время какие-то люди следят за ней. Но кто они и почему они это делают, мы не можем понять и предпринять соответствующие действия. Они не подходят к ней.
— А каково моральное состояние обвиняемой? Чем она главным образом занимается?
— Она сама хороший юрист, закончила с красным дипломом юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Она понимает всю абсурдность предъявленного ей обвинения, что там нет состава преступления и не может быть. Поэтому она считает, что мы должны добиваться оправдательного приговора. Мы и раньше говорили, что если следствие объективно разберется, то дело прекратят на стадии следствия. Но сейчас мы понимаем, что всеми правдами и неправдами они хотят направить дело в суд.
— То есть ваша клиентка главном образом освежает в памяти знание закона?
— Да, она вплотную занимается своей защитой.
Фаворитка бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова Евгения Васильева находится под домашним арестом с 23 ноября прошлого года. Сначала ей инкриминировали три преступных эпизода, причинившие ущерб государству в размере 360 млн рублей. 4 октября стало известно, что теперь вменяемых эпизодов 12. Помимо мошенничества (ст.159 УК) Васильевой инкриминируется целый «букет» статей: легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных в результате совершения преступления, превышение, а также злоупотребление должностными полномочиями (ст. 174.1, 285 и 286 УК РФ). Ущерб же ныне оценивается более чем в 3 млрд рублей.
Следствие заявляет о причастности Васильевой к продаже государственного имущества по заниженной стоимости с участием компании «Оборонсервис». Среди проданных объектов — здание 31-го Государственного проектного института спецстроительства, комплекс зданий на Смоленском бульваре в центре Москвы, одно из зданий Мосвоенторга на Арбате, здание управления торговли Московского военного округа на Серпуховской, а также крупные земельные участки и акции».
4 октября в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Амазонке» Сердюкова припомнили краденое» говорилось: «бывшей начальнице департамента имущественных отношений министерства обороны России Евгении Васильевой - ключевой фигурантке дела «Оборонсервиса» - предъявили обвинение в окончательной редакции.
«Сейчас Евгении Николаевне предъявляется обвинение по нескольким эпизодам мошенничества в особо крупном размере, по которым дело выделяется в отдельное производство и будет направлено в суд», - заявлял источник, знакомый с ситуацией», - писала «Комсомольская правда».
Позднее появилась информация, что Васильевой предъявили обвинения по 12 эпизодам.
«Она обвиняется по 12 эпизодам преступлений, предусмотренных статьями 159, 174.1, 285,286 Уголовного кодекса РФ (мошенничество; легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления; превышение и злоупотребление должностными полномочиями)», - сообщалось на сайте Следственного комитета.
По 12 эпизодам уголовного дела фаворитке Сердюкова грозит до 12 лет отсидки
«Евгении Васильевой инкриминируют 12 эпизодов, по которым против нее возбуждены четыре уголовных дела, - передавало агентство РБК.
Васильева обвиняется по ст.159, 174, 285 и 286 УК РФ (мошенничество, легализация преступных средств, превышение и злоупотребление должностными полномочиями). Ей грозит до 12 лет лишения свободы.
В большинстве эпизодов, по которым проходит Евгения Васильева и другие фигуранты дела "Оборонсервиса", говорится о продаже недвижимости или земельных участков Минобороны по заниженной цене. По данным хорошо информированного источника, у следствия есть доказательства причастности экс-чиновницы к распродаже госимущества».
«В большинстве эпизодов, по которым проходит обвиняемой Евгения Васильева и другие фигуранты дела «Оборонсервис», говорится о продаже по заниженной цене недвижимости или земельных участков, принадлежащих Минобороны, - писали «Известия».
— У следствия есть доказательства причастности Васильевой к продаже госимущества, в том числе и по заниженной стоимости, в том числе комплекса зданий на Смоленском бульваре в центре Москвы, одного из зданий Мосвоенторга на Арбате, зданий управления торговли Московского военного округа на Большой Серпуховской улице, а также крупных земельных участков и акций, — рассказал изданию источник, знакомый с делом.
В одном из случаев речь идет о махинациях при продаже комплекса зданий «31-й ГПИСС» (Государственный проектный институт специального строительства) в центре Москвы. По версии следствия, компании «ВитаПроджект» (некогда подконтрольная самой Васильевой) и «Сосновоборэлектромонтаж» купили 70% и 30% акций института соответственно по заниженной цене. В разгар расследования дела «Оборонсервис» в марте этого года эти компании вернули акции стоимостью 190 млн рублей назад государству «по собственной инициативе и безвозмездно».
В августе 2013 года Главная военная прокуратура выявила новую аферу на 5,8 млрд рублей. Прокуроры выяснили, что в 2011–2012 годах, несмотря на законодательный запрет, руководство Минобороны разрешило продать три земельных участка площадью более 144 га около поселка Нахабино Красногорского района Подмосковья с расположенным на них лесным массивом первого и второго поясов санитарной охраны водоисточников Москвы. Этой сделкой занимался департамент имущественных отношений. По распоряжению Васильевой активы были проданы через аукцион по заниженным ценам ОАО «Промресурс» и ООО «Партнер-Капитал».
Весной этого года в Санкт-Петербурге было возбуждено уголовное дело по ст. 286 УК РФ («Превышение должностных полномочий») в связи с продажей по заниженной в два раза цене участка в 11 тыс. кв. м и строений Минобороны на берегу Финского залива. Дело возбуждено по факту и в нем пока нет обвиняемых, однако известно, что приказ о продаже участка подписал тогдашний министр обороны Анатолий Сердюков, а занималась сделкой Евгения Васильева.
Активность по делу «Оборонсервиса» связано в тем, что мероприятия против Васильевой должны официально завершиться до 22 октября. 20 сентября Хамовнический суд Москвы продлил Васильевой домашний арест до 23 ноября».
“В целях дальнейшего возмещения ущерба наложен арест на имущество обвиняемой. В частности, арестованы 19 килограммов ювелирных изделий, в том числе 57 тысяч бриллиантов, рубинов и изумрудов. Также арест наложен на коллекцию картин. Однако экспертиза показала, что эти картины не представляют ценности: Васильева под видом шедевров мировой живописи приобрела подделки”, - отмечало издание Лента.Ру.
Анонимный источник агентства «Интерфакс» говорил, что «Васильева не признала вины ни по одному эпизоду. Показания, касающиеся новых обвинений, она собирается дать (или отказаться давать) через несколько дней. Пока обвиняемая советуется с адвокатами».
Также обвинение в новой редакции предъявлено другим фигурантам: руководителю правового центра «Эксперт» Екатерине Сметановой, ее гражданскому мужу, бывшему гендиректору «Окружного материального склада Московского округа ВВС» Динаре Биляловой, генеральному директору фирмы «Оборонстрой» Ларисе Егориной, генеральному директору ОАО «31-й Государственный институт спецстроительства» Юрию Грехневу и гражданке Ирине Егоровой. Продолжается расследование еще 20 эпизодов дела”.
“При обыске квартиры Евгении Васильевой следователи изъяли 19 кг ювелирных изделий, в том числе 57 тыс. драгоценных камней (бриллианты, рубины, изумруды), сообщал агентству "Интерфакс" официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин.
Сама обвиняемая заявляла, что это бижутерия. Самое дешевое изделие, по оценке торговца драгоценностями, у которого Васильева их покупала, "тянет где-то на 350 тысяч рублей". Общая же стоимость камней и драгметаллов и сплавов без учета художественной ценности составляет около 130 млн рублей.
"Кстати, среди арестованного имущества есть ряд картин, которые хозяйка, будучи уверенной в своих глубоких познаниях искусства, приобретала как шедевры мировой живописи. Однако искусствоведческая экспертиза, назначенная следователями после ареста этих картин, установила, что они не имеют никакой художественной ценности и, попросту говоря, являются дешевыми подделками", - отмечал представитель СКР.
«Основная статья, по которой предъявляется обвинение - мошенничество в особо крупном размере. Дело Васильевой выделяется в отдельное производство и будет направлено в суд», - отмечало ИА REGNUM.
Ранее на FLB о скандальном деле «Оборонвсервиса»: «Сердюковской ОПГ пора «на выход», «Вернулся ли Сердюков в семью?», «Ущербное рвение Сердюкова и Васильевой», “Махинаторы Сердюкова отсидели предельное”, «В деле «Оборонсервиса» исчезает состав преступления», «Сердюков покинул дамский строй», «Нахабинские проделки Евгении Васильевой», «Шойгу платит казнокрадам Сердюкова», «Сплыл с «генеральского озера» без дела», «Оборонсервис» отсудил 2,5 млрд у покойника», «Амазонок» Сердюкова разоблачили на допросе», «Амазонка» Сердюкова завела бизнес на полигон», «Сердюков управился без Васильевой», «Покойный слишком много покупал», «Однокурскник Сердюкова поднял ущерб на 900 млн», «Сердюков занял оборону Таврического дворца», «Темные аллеи Евгении Васильевой», «Однокурсник наторговал для Сердюкова на уголовное дело», “Любимая «амазонка» Сердюкова просчиталась на 600 млн”, «Земля ушла «со скидками», «Пляжи продались не по уставу», «Амазонок» Сердюкова подшивают к «танкодрому».
|