«Минобороны в 2012 году выделило на зарплаты военнослужащих на 88 млрд больше, чем требовалось согласно штатной численности. К такому выводу пришли аудиторы Счетной палаты после проведения проверки военного ведомства, - пишут 26 июня «Известия».
Расчет фонда денежного довольствия проводился исходя из штатной численности военнослужащих в 1 млн человек, утвержденной на тот момент президентом Дмитрием Медведевым при переходе армии на «новый облик». При этом фактическая списочная численность военнослужащих, по данным аудиторов, на конец 2012 года составила около 760 тыс. человек.
Аналогичная ситуация с начислением зарплат была замечена аудиторами и в 2010 году. В этот год денежные ассигнования начислялись исходя из штатной численности, которая значительно превышала фактическую.
Счетная палата направила в Минобороны официальный запрос для подтверждения обоснованности выделения таких денежных средств на довольствие военнослужащих. Однако официального ответа аудиторы не получили.
При этом, как указывается в отчете Счетной палаты, на содержание личного состава выделялись значительные объемы бюджетных ассигнований. Их доля в общей структуре расходов Минобороны в отчетный период составляла около 30 процентов.
Изданию не удалось получить комментарий военных — официальный представитель Минобороны Игорь Конашенков был недоступен. В приемной министра обороны Сергея Шойгу отказывались отвечать на вопросы.
Член комитета Госдумы по обороне Владимир Бессонов связывает завышенное выделение средств с вводом новой системы по начислению денежного довольствия военнослужащим.
— Система оказалась неработоспособной, постоянно были сбои, к тому же деньги начислялись кому-то с задержками, а кому-то с большим коэффициентом. Из-за этого и средств было выделено больше, чем нужно, — пояснил Бессонов.
По мнению главного редактора журнала «Солдаты России» Владислава Шурыгина, выводы аудиторов являются очередным доказательством несостоятельности финансовой системы, созданной при предыдущем министре обороны Анатолии Сердюкове.
— Финансовая система при Сердюкове не могла подсчитать точное количество военнослужащих и, соответственно, рассчитать выделяемые на эти цели средства.
Он сказал, что оставшиеся деньги могли пойти в карман высокопоставленных чиновников.
— Это откровенный «распил», то есть осознание того, что государственные деньги можно поделить между собой, вместо того чтобы пустить их на развитие армии, — сказал Шурыгин.
Это не единственные нарушения, которые аудиторы нашли в результате последней проверки армии. Так, по данным СП, сотрудники Центрального аппарата Минобороны получали многомиллионные премиальные.
Как значится в отчете Счетной палаты России по итогам проверки финансовой деятельности Минобороны, 92 сотрудника Центрального аппарата МО получили в 2010 году выплаты на общую сумму 140,4 млн рублей. Каждый из них получил от 300 тыс. до 5 млн. В 2011 году отдельные руководители военного ведомства получили по 3 млн рублей за квартал, а в 2012 году средний размер дополнительных выплат государственным гражданским служащим из числа руководящего состава центральных органов военного управления составлял в среднем 897,4 тыс. рублей на человека.
«При этом средняя надбавка гражданскому персоналу воинских частей 12-го Главного управления Министерства обороны Российской Федерации (отвечает за перевозку и сохранность ядерных боеприпасов) составляла около 60,2 тыс. рублей, гражданскому персоналу детских дошкольных учреждений этого же управления — 14,2 тыс. рублей», — отмечали аудиторы».
24 июня в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Сердюков загнал надбавки на рекордную глубину» сообщались: «аудиторы Счетной палаты выявили нарушения при начислении ежемесячного денежного довольствия гидронавтам, работающим на миниатюрных подводных лодках и батискафах на больших глубинах (3-6 тыс. км.). Все они служили в Главном управлении глубоководных исследований (ГУГИ) Минобороны, которое в военных кругах называют "подводной разведкой", которая подчиняется напрямую министру обороны. По неофициальным данным, гидронавты помощью небольших подлодок занимаются разведывательной деятельностью - прослушивают кабели связи, устанавливают датчики движения, а также совершают сбор с морского дна обломков кораблей, самолетов и спутников.
По данным аудиторов Счетной палаты, отчет которых есть в распоряжении издания, гидронавты оказались самыми высокооплачиваемыми сотрудниками в армии - ежемесячно они получали 500-600 тыс. в месяц. Для сравнения, командир мотострелковой бригады в Сибири и на Дальнем Востоке получает не более 80 тысяч рублей в месяц, а командир авиационной базы стратегических бомбардировщиков в звании полковник - не более 180 тысяч.
При этом законных оснований для таких выплат аудиторы не обнаружили. "При установлении приказом министра обороны тарифных ставок гидронавтам был сохранен коэффициент, применявшийся ранее к окладам, установленным Единой тарифной сеткой. В то же время право установления повышающих коэффициентов к тарифным ставкам (окладам) предоставлено правительству Российской Федерации, Положением о министерстве обороны... право установления коэффициентов министру обороны... не предоставлено", - говорится в отчете Счетной палаты.
Аудиторы отмечают, что в 2009 году экс-министр обороны Анатолий Сердюков незаконно установил гидронавтам повышающий коэффициент 2,9, который увеличиват оклад. При этом сами оклады гидронавтов возрасли с 6,3-9,3 тыс. рублей до 34,5-45 тыс. рублей в месяц. К этому прибавлялась еще и 100%-я надбавка.
"После установления должностных окладов и надбавок с учетом вышеуказанного коэффициента к окладу выплаты гидронавтам в 2012 году (за вычетом налога на доходы физических лиц) стали составлять от 500 до 590 тыс. рублей ежемесячно", - зафиксировали аудиторы.
При этом в отчете говорится, что "на момент окончания проверки нормативные правовые акты по установлению порядка выплат гидронавтам не приведены в соответствие с действующим законодательством".
Замначальника Управления пресс-службы и информации Алексей Комаров заявил изданию, что вся информация о гидронавтах является секретной.
Тем не менее в учебном центре гидронавтов, расположенном в Петергофе в здании спецшколы МВД изданию пояснили, что подводники достойны таких денег.
- Я не могу раскрывать вам все тонкости нашей службы, но поверьте, что наши люди достойны и больших зарплат, - пояснил высокопоставленный офицер 10-го отряда гидронавтов ГУГИ Миноброны.
Начальник ГУГИ Алексей Буриличев был недоступен для комментариев.
Созданный в 1976 году 10 отряд гидронавтов на батискафах "Русь" и атомных глубоководных станциях (АГС) "Лошарик", "Нельма", "Кашалот" ведут работы на морском дне на глубинах от 500 до 6 тыс. метров.
Как рассказал изданию бывший офицер ВМФ, гидронавт Владимир Ашик, задачей его коллег был сбор разведывательной информации о техники противника, охрана и обслуживание советских глубоководных линий связи, подъем со дна остатков секретной техники, оставшихся после испытаний или аварий.
По его словам, гидронавты в советское время получали такую же зарплату, как и другие подводники, но за погружения выплачивалась специальная премия, которая зависела от глубины погружения и составляла примерно 3 рубля в час.
- Финансисты считали премию по выписке из бортового журнала аппарата. Там по минутам указывалось, сколько и на какой глубине мы работали. Надбавки шли за каждый час на глубине свыше 500 метров, а до этой глубины - обычная ставка подводников, - рассказал Ашик.
По его словам, в начале 2000-х годов, когда специальный центр Министерства обороны в Москве был реорганизован в Главное управление глубоководных исследований, работа которого была секретной. При увольнении из армии гидронавтам назначали "обычные" пенсии, как подводникам, поскольку в личных делах никаких отметок об их принедлежности к отряду, работавшему на сверх-глубине, не было.
- В личных делах не было никаких следов о том, что мы когда-то были гидронавтами. На обращение к военкомам, с просьбой разъяснить, где мы проходили службу и как нам начисляется пенсия, мы получили ответ, что офицеры военкоматов к документам данной тематики не допущены и поэтому ничего разъяснить не могут, - рассказал Ашик.
Редактор сайта MilitaryRussia Дмитрий Корнев пояснил изданию, что в 1980-2000-е годы аппараты Главного управления глубоководных исследований выполняли специальные миссии в Японском море и Северной Атлантике, в Арктике.
- Ни у кого в мире нет такого опыта работ на дне Арктики как у гидронавтов ГУГИ - это именно наш национальный уникальный опыт. За долгие годы эксплуатации АГС на них не произошло ни одной аварии, хотя на глубине экипажи этих лодок находятся без связи с "землей". Это прямое следствие высочайшего уровня подготовки офицеров-гидронавтов. Поэтому, конечно, таких больших зарплат гидронавты достойны, - пояснил Корнев», - писали «Известия».
Еще о скандальном деле “Оборонсервиса” на FLB: «Сердюков и Васильева вели себя «просто неприлично», «Любимая «амазонка» Сердюкова просчиталась на 600 млн», «Евгения Васильева довела помощницу до ареста», «Кредитный портфель боеготовности», «Супружеско-монтажные работы», «Болонка» Сердюкова скупала мебель на вес золота», «Амазонка» Сердюкова привыкла сидеть в комфорте», «Зеленые человечки» закопали «амазонок» Сердюкова», «Борису Мирошникову не дали «разгружать вагоны», “Зятя Сердюкова окружают арестантами”, “Пособник в генеральских погонах”, «Тайны следствия «Оборонсервиса» скрыты в зале суда», “У них одна задача – скрыть все концы”, «Войскам не доехать до позиции суда», «Пляжи продались не по уставу», «Дело «Оборонсервиса» оказалось под вопросом», «Расхитительнице «танкодрома» вернули образ жизни», «За «амазонками» Нагинский не заметен», «Золотой ключик» «Оборонсервиса» взят под стражу», «Спецстрой не выдержал имиджа «Оборонсервиса», «Авиаремонт» вылетает на «дембель», «Оброноспособность упала с ущербом для бюджета», «Роскошь оборонного масштаба», «Однокурсник Сердюкова «раскололся», «Золотой ключик» «Оборонсервиса» взят под стражу», «Васильева и Сердюков разрекламировались на миллиарды», «Амазонок» Сердюкова подшивают к «танкодрому», «Оперативники сделали ход пешкой», «Племянник» Сердюкова раскрывает карты», «Однокурсник Сердюкова «раскололся», «Опасные связи» Евгении Васильевой».
|