Московские власти и пресса всерьез заговорили о скинхедах после кровавых событий у метро «Царицыно» и пока, похоже, не могут разобраться, насколько серьезно явление бритоголовых на российской политической сцене. Да и экономической тоже. Достаточно того, что многие московские подростки могут отличить настоящего скинхеда от «модника» и не прочь иметь в гардеробе «гриндерсы» «на одиннадцать дырок». В Интернете сразу на нескольких скинхедовских сайтах опубликован примечательный документ: «12 отличий скинхедов от нацистов (членов НСДАП)».
В предисловии к таблице различий написано: «Конечно, скинхеды ни в коем случае не являются антифашистами, однако они и не нацисты в самом строгом и буквальном значении этого слова. Глупо все время оглядываться назад, когда мир стал радикально иным. Посмотрим, в чем скинхеды сделали шаг вперед, какие ошибки нацистов (членов НСДАП) они учли и исправили». Среди довольно лукавых сравнений (например, «нацисты — Третий рейх, скинхеды — Четвертый рейх» и «нацисты — стрижка с челкой, скинхеды - бритая голова») есть одно очень верное и принципиальное наблюдение, оно идет под заключительным №12: «нацисты — партия, скинхеды - субкультура».
На поверхности
Особого труда, чтобы познакомиться с этой субкультурой, в общем-то и не требуется. Если есть выход в Интернет, то в любой поисковой системе на слово «скинхеды» вам откроется несколько сотен ссылок, и вы без труда выйдете на хорошо разработанные и оформленные сайты, где на титульном листе на алом фоне переливаются свастики и движутся слова известного фашистского приветствия. Сайтов очень много, и информация на них достаточно разнообразная. Указаны и адреса, по которым можно приобщиться к субкультуре.
В ДК имени Горбунова, в кинотеатре «Комсомолец», в рок-магазине «У дяди Бори», напротив станции метро «Кузнецкий мост» или в самом начале Мещанской улицы в «супер-рок-шопе» «Культура» можно иногда купить газету «Московский демократ». Она издается под руководством лидера музыкальной группы «Коррозия металла» Сергея Троицкого, известного больше по прозвищу Паук.
Возглавляемая им Корпорация тяжелого рока - довольно прибыльное предприятие, имеющее сеть магазинов, в которых среди сотен компакт-кассет и компакт-дисков с записями «металлических» групп особой популярностью пользуются альбомы «патриотического» рока «Бритоголовые идут». Вышло уже шесть таких альбомов с записями групп «Вандал», «Секира Перуна», «Див» и «Коловрат».
Наиболее культовой среди скинхедов Москвы считается группа «Коловрат», а строки одной из популярных ее песен «Слава Победе!» звучат так: «Ты поднялся на бой,/ Белый воин, арийский герой./ Сталь зажата в тяжелой руке,/ Гнев народа в твоем кулаке./ (...)/ Белый порядок, арийский диктат,/ Власть на штыках беспощадных солдат./ Вьется кровавый нордический стяг,/ Бритоголовый печатает шаг./ (...)/ Мы боремся против смешения рас,/ Эта планета во власти у нас./ Братья, в атаку, и только вперед!/ За нами Россия, за нами народ».
Описанию этих альбомов и заметкам о российских и зарубежных группах бритоголовых обычно посвящено пять-шесть полос газеты «Московский демократ». Большинство этих заметок заканчиваются словами: «Слава борцам за белую расу! 88!». Эти две восьмерки — часть языка скинхедовской субкультуры: латинская буква h - восьмая в алфавите, и с нее начинаются слова приветствия Hail Hitler. Есть в этом языке и еще одно часто употребляемое слово-аббревиатура ZOG. Так скинхеды называют нынешнюю российскую власть — Zionist Occupant Government (сионистское оккупационное правительство).
Как это начиналось
В Европе первые скинхеды появились в конце 60-х в рабочих предместьях Лондона. На Западе сейчас опубликовано довольно много исследований, в которых приводится несколько причин возникновения этого расистского движения. Одна из главных лежит на поверхности: начавшийся в то время бурный приток эмигрантов из стран «третьего мира», которые стали дешевой рабочей силой и вытеснили из некоторых сфер производства и торговли коренных британцев.
Скинхеды в то время носили модные пиджаки с подбитыми плечами и, как ни странно, слушали в пивных негритянскую музыку «ска». В 1969 г. в английских портовых городках начались массовые драки между ними и американскими морскими пехотинцами, среди которых было много афроамериканцев. Поначалу скинхеды терпели поражения. Тогда-то и выработался их стиль одежды: короткая военно-морская куртка «бомберс» без воротника, узкие, высоко закатанные джинсы на подтяжках, тяжелые ботинки «Доктор Мартине» из толстой свиной кожи на солидной каучуковой подошве, которые смазываются не сапожным кремом, а специальным воском. (Эти ботинки были придуманы в начале века английским сельским врачом на слякоть и предназначались для предместья.) Такая форма помогала в драке:
противнику не за что было ухватиться. У скинхедов при себе всегда были нож, отвертка или кастет. В драках с морскими пехотинцами они стали побеждать. А музыку «ска» из-за ее происхождения вытеснил арийский стиль Oi.
К началу 80-х движение становится довольно массовым и распространяется по Европе, постепенно добираясь до Австралии и Южной Америки. Бурно развивается и индустрия вокруг скинхедов. Особенно музыкальная — появляются десятки скинхедовских музыкальных групп. Солистом одной из таких Oi-команд был даже участник известной сейчас шведской группы Асе of Base. В Европе выпускается много аудиокассет с записями гитлеровских военных маршей и видеокассет нацистских фильмов, в частности «Триумф воли» любимого режиссера Гитлера Лени Риффеншталь.
В начале 90-х первые скинхеды появляются и в крупных городах России. Сначала это были одиночки, которые стремились выглядеть как скинхеды. Более-менее массовым движение становится к 1994-1995 годам. Это происходит во многом благодаря возникновению музыкальных групп, играющих российский вариант музыки Oi. Так, в Москве выступает группа «Русское гетто», переименованная в 1997 г. в «Коловрат», в Санкт-Петербурге - Toten Kopf, в Ярославле - Terror National Front. Про скинхедов и теоретиков расизма и нацизма часто пишет газета Национал-большевистской партии (НБП) Эдуарда Лимонова «Лимонка».
НБП скинхедовской партией никогда не была, но поскольку Лимонов старался собрать вокруг себя всех молодых радикалов, многие «нацболы» одевались как скинхеды. Наиболее активно писал непосредственно о скинхедах и музыке Oi журнал «Железный марш», ко торый вот уже много лет издает Корпорация тяжелого рока. В 1998 г. журнал скинхедов «Белое сопротивление» отмечал: «В Москве наконец появились две нормальные скин-бригады Blood & Honor и «Объединенная бригада 88». Крутость обеих бригад способна заткнуть за пояс даже наших западных единомышленников! Наконец-то появились энергичные бритые, которые смогут сплотить вокруг себя нужных людей!»
Все чаще милицейские сводки сообщают о скинхедах. Серьезные преступления они обычно совершают в день рождения Гитлера. Так, в 1998 г. в Москве был забит до смерти студент из Африки. В редакции многих газет накануне пришли факсы с обещаниями это сделать. В конце августа 1999 г. на той же Манежной площади состоялась массовая драка скинхедов с подростками, которые пришли на концерт рэп-музыки. Скинхеды дрались ножами и кастетами. Шестнадцать подростков оказались в реанимации и еще пятьдесят получили ранения средней тяжести. В прошлом году на Манежной площади скинхеды убили юношу из Чечни. Похожее происходит и в Санкт-Петербурге: в день рождения Гитлера скинхеды избитому азербайджанцу отрезали ухо.
Начальный капитал
По сведениям ведущего эксперта Центра новой социологии и изучения практической политики «Феникс» Александра Тарасова, практически единственного в Москве специалиста по скинхедам, первые более-менее нормальные деньги появились у бритоголовых в 1996-1997 гг. По информации Александра Тарасова, бизнес скинхедов начался с продажи аудиокассет с нацистскими маршами, видеокассет с нацистскими фильмами, а также книг «Моя борьба» Адольфа Гитлера и «Миф XX века», одного из главных идеологов нацизма Альфреда Розенберга. Все это в огромных количествах выпускалось тогда в Эстонии и Латвии. Небольшие партии приходили и из литовского Каунаса.
Из Прибалтики поступала и различная нацистская символика. На «Горбушке», музыкальном рынке у ДК имени Горбунова, по выходным среди массы музыкальных киосков можно было найти один-два, а иногда и три киоска с этой продукцией. Там же продавались и первые тиражи кассет российских скин-групп. Их выпуск постепенно сосредоточился в руках Паука и его Корпорации тяжелого рока. Книги Гитлера и Розенберга продавались и продаются до сего дня на многочисленных националистических, языческих и оккультных вечерах в Музее Маяковского, киоске Российского союза писателей, на толкучке различного рода радикальных оппозиционеров у Музея Ленина. По словам Александра Тарасова, именно на прибыль от этого бизнеса и издавались журналы «Белое сопротивление» и «Отвертка».
Нацистская аудио- и видеопродукция продавалась на «Горбушке» до конца этого лета. Но, по словам владельца мелкооптового магазина музыкальной литературы «СКиТ» Алексея Татищева, «уже год назад стали возникать проблемы со стороны властей. Тем более что прибыль копеечная». Пользуется неплохим и устойчивым спросом только журнал Паука «Железный марш». Его мелкооптовые торговцы продавать не боятся: идеологии «в лоб» в нем почти нет.
Старшие товарищи
«Русский большевизм есть только новая, свойственная XX веку попытка евреев достигнуть мирового господства... В России евреи в своей фанатичной дикости погубили 30 миллионов человек, безжалостно убив одних и подвергнув бесчеловечным мукам голода других. И все это только для того, чтобы обеспечить диктатуру над великим народом небольшой кучке еврейских литераторов...». ЭТУ цитату из книги Адольфа Гитлера «Моя борьба» можно встретить на многих скинхедовских сайтах и в статьях журналов «Отвертка», «Сполохи» или «Бритоголовые идут».
В этих же журналах и газете «Московский демократ» рекламируются и места, где сегодня за 250-270 руб. продается книга Гитлера. Прежде всего — магазин московского издательства «Витязь», в котором в 2000 г. вышла эта книга под редакцией владельца издательства Виктора Корчагина. В свое время он создал Русскую партию России и издавал газету «Русские ведомости».
«Витязь» издает бизнес-литературу, но основная его специализация — антисемитская литера. В магазине «Витязя» продается до полусотни изданий, например популярные среди скинхедов сборники «Каткий курс фашизма», «Расовая доктрина» и «Доктрина фашизма».
Еще большее количество подобной литературы продавалось до недавнего времени в магазине редакции журнала «Русский хозяин» 000 «АИНМ АН-Сервис» на Новоясеневском проспекте. Правда, после событий у метро «Царицыно» милиции изъяла несколько сотен подобных книг и видео-кассет с нацистскими фильмами и кассеты скинхедовских групп, магазин временно закрылся, но выездная торговля продолжается по субботам в сквере у высотного здания рядом с метро «Баррикадная».
В магазине «Русского хозяина» долгое время собирались скинхеды, и его юные сотрудники привлекались по делу о разгроме рынка у станции метро «Ясенево» 21 апреля. Сейчас в следственном изоляторе по подозрению в организации тех беспорядков находится редактор журнала «Русский хозяин» Андрей Семилетиков. Во многих интервью лидеры группы «Коловрат» говорят, что записи их выступлений можно приобрести в редакции газеты «Я — русский». Ее издает лидер Народной национальной партии, автор идеологии «русизма» Александр Иванов-Сухаревский, который с 1990 г. был членом десятка националистических организаций: от Российского общенародного союза Сергея Бабурина до РНЕ Баркашова. После апрельских событий в Ясеневе и недавних в Царицыне чуть ли не полгазеты посвящено подробным описаниям истории и идеологии скинхедов. В редакции за 25—30 руб. продаются выпущенные недавно сборники «Расовая гигиена и демографическая политика в национал-социалистической Германии» и «Ку-клукс-клан».
Десятки страниц обзорам скинхедовских журналов и музыкальных групп посвящает и толстый журнал «Атеней», который издают три теоретика современного язычества Владимир Авдеев, Анатолий Иванов и Павел Тулаев. Примерно год назад Владимир Авдеев прославился в мире книжников, когда в издательстве «Белые альвы» начал выпускать серию «Библиотека расовой мысли».
Год назад на презентации «Атенея» в Музее Маяковского присутствовали и выступали практически все деятели скинхедовской и националистической субкультуры: от Паука и гитариста «Коловрата» Дениса Герасимова до главного редактора газеты «Империя» Игоря Дьякова и профессора Академии военных наук Валерия Милованова. За порядком на вечере следили бритоголовые парни в черных рубашках из молодежного отдела Народной национальной партии Иванова-Сухаревского. «Атеней» можно купить в книжном киоске Союза писателей России и даже в магазине интеллектуальной книги издательства Ad Marginem.
До 1997 г. лидеры русских националистов на скинхедов внимания не обращали. Но затем произошло быстрое сближение, которое переросло в дружбу и сотрудничество. Как ни странно, но московские скинхеды очень скептически относятся только к' лидеру РНЕ Александру Баркашову и его сторонникам, заявляя, что баркашовцы «всю силу растратили в спортзалах и на уличные бои уже не способны». Но в Воронеже, Туле, Ярославле; Нижнем Новгороде и Екатеринбурге скинхеды с РНЕ сотрудничают.
«Прикиды»
Бизнес скинхедов строится не только на книгоиздании и музыке. В тех же музыкальных магазинах продаются те самые ботинки английской фирмы «Доктор Мартине». Популярны еще и похожие ботинки фирм «Гриндерс» и «Камелот». Наибольшей популярностью пользуются высокие полусапоги «Гриндерс» с одиннадцатью парами металлических отверстий для шнурков.
Летом в газетах «Московский демократ» и «Правое сопротивление» Публиковались вырезные талоны на скидку 10-15% в сети фирменных магазинов джинсовой одежды «Вестленд». В рекламной заметке к этим талонам сказано: «Сегодня все больше молодых американцев надевают джинсы «Вестленд» и ботинки «Гриндерс», вступая в ряды сопротивления. Наши бойцы правого сопротивления тоже носят джинсы «Вестленд». Компанию «Вестленд» создали в 1930 г. братья Адамсы, выходцы из Англии, белые люди. Поэтому, дружище, твой выбор - «Вестленд», чтобы круто было мочить чертей и цунарефов». В магазинчике «Вестленд» на Малой Тульской улице девушки-продавщицы слова «цунареф», которое на языке скинхедов означает выходцев с Кавказа, пока не слышали, но скидку по этим талонам дают. В газете «Стенка» регулярно публикуется реклама фирмы «НОКС», которая «предлагает коллекцию боевых ножей». Правда, представители этих фирм так и не смогли ответить, кто же эту рекламу размещал. Но адресат у нее, согласитесь, вполне конкретный.
Куртками «бомберс» и различной нацистской символикой еще совсем недавно торговали и в маленьком московском магазине «Берсерк» на Фестивальной улице, где работал продавцом арестованный недавно по подозрению в организации погрома в Царицыне Сергей Поляков. Магазин этот зарегистрирован как простой секонд-хенд, но долгое время там, как и в редакции «Русского хозяина», собирались скинхеды.
По мнению Александра Тарасова, бизнес на скинхедах не приносит в Москве большой прибыли. Рынок пока невелик. По данным Тарасова, в Москве и Санкт-Петербурге пока не более восьми тысяч скинхедов. Еще 15 тысяч в остальной России. Экономические теории скинхедовских идеологов почти под кальку списаны с теорий нацистских и, если можно так сказать, не очень перспективны: выгнать из большого бизнеса евреев, кавказцев, вьетнамцев и китайцев и передать его «настоящим арийцам» и всем, .кроме них, законодательно запретить заниматься бизнесом на территории России.
Есть, правда, в Москве бизнесмены, сотрудничающие с лидерами скинхедов. Газеты «Московский демократ» и «Среда обитания» издаются некоммерческим экологическим центром «Озон». Когда коммерческий директор этого центра Андрей Лычаков безуспешно баллотировался в Московскую городскую думу, его листовки разносили по подъездам скинхеды из движения Паука «Русский проект — великая Россия». Оно заявило о себе в прошлом году 27 июня на площади у метро «Белорусская» «Маршем в защиту Москвы» под лозунгами: «Парень из кишлака, торгуй у себя дома» и «Защитим Москву от чурбанов». Митинг был разогнан московским ОМОНом. 28 сентября движение провело антиамериканский митинг у посольства США. В листовке, выпущенной к этому мероприятию, Андрей Лычаков заявлял: «Если меня изберут в депутаты Мосгордумы, я буду добиваться, чтобы в Капотне поставили зенитные комплексы и дальнобойные пожарные машины. В случае, если Басаев решит устроить таран Москвы, по крайней мере газ и нефть не взорвется». Лычаков, по-видимому, довольно богатый бизнесмен. Приблизительно раз в месяц в каком-нибудь московском ночном клубе он оплачивает вечеринку Паука, на которую приглашаются лидеры национал-социалистов и скинхедов.
После погрома в Царицыне некоторые праворадикальные политики поговаривали, что подростков-скинхедов могли просто нанять какие-то криминальные группировки для разборки. Такие подозрения не лишены оснований. И.о. председателя Национал-большевистской партии Анатолий Тишин рассказал «ДХ», что несколько лет назад представитель скинхедовской «Объединенной бригады 88» предлагал своих людей «для провоцирования серьезных беспорядков во время шествий оппозиции всего за 200—300 долларов».
Пять лет назад журналист «Известий» Алексей Челноков готовил материал о националистах. На его вопрос: «А можете ли вы устроить серьезный погром?» Андрей Архипов, нынешний лидер движения «Русский проект — Великая Россия», ответил: «Это будет стоить вам 300 долларов».
А в конце прошлого года неплохо заработал кумир скинхедов Паук. Он провел пресс-конференцию, на которой объявил о создании некоего комитета по защите чести и достоинства главы президентской администрации Александра Волошина. «ДХ» доподлинно известно, что Паук был приглашен на эту роль людьми из одной финансово-экономической структуры, которая с Волошиным борется. За участие в этой акции «черного пиара» он получил 1000 долларов.
После событий у метро «Царицыно» в ГУВД Москвы был создан отдел по борьбе с экстремизмом и терроризмом. Сейчас в нем 20 человек, но скоро будет сорок. Руководители отдела сейчас ведут консультации с немногочисленными специалистами по радикальным движениям. Год назад Мосгордума приняла закон, запрещающий использовать символику нацистских организаций, признанных преступными на Нюрнбергском процессе. Но на федеральном уровне такого закона нет, и теоретически все дела, связанные с нацистской символикой, можно опротестовать в суде. Видимо, поэтому милиция пока изымает нацистскую литературу «в явочном порядке», без официальных документов.
|