""Курилович: "Осторожно! Проходим рядом. Рядом. Совсем рядом. Нормально".(указания даются тому, кто ведет вертолет - прим. FLB) Ахмеров: "Трасса справа. Дорога поворачивает. Ориентир - дорога. Осторожно. Все спокойно. Нормально, идем нормально. Дальше. Дорога! Дорога - ориентир".(и снова даются указания для того, кто держит штурвал МИ-8. Но...Кто держит этот штурвал? Если это сам Ахмеров, то получается, что он сам себе командует. Если это Курилович, то кому только что давал указания сам Курилович? - прим. FLB.) Пауза.
Курилович: "ЛЭП, ЛЭП, ЛЭП! Винт! ЛЭП!".(Кому он это кричит?! - прим. FLB) Ахмеров: "Ниже! Ниже! Выравниваем! Держи!".(А теперь - кто кому дает указания? Кто управляет вертолетом? - прим. FLB) Треск.
Крик из салона (неразборчиво). Голос Лебедя: "Что это? Что?! Куда мы?".(Откуда здесь появился Лебедь?! Ведь самописец записывает только речь тех, кто в кабине и кто надел наушники-ларингофоны! И заметим, что охранник губернатора Юдаев стоит около кабины, которая по инструкции должна быть закрыта. Получается, что Лебедь находится в пилотской кабине - как он здесь оказался вопреки официальной версии катастрофы, ведь если крик Лебедя идет из салона, его нельзя записать, да и шум вертолета этого не позволит. Как же Лебедь оказался в кабине?! Что он здесь "делает?!!! - прим.FLB)"
28 июня исполнится ровно два месяца после гибели в авиакатастрофе губернатора Красноярского края Александра Лебедя. По данным FLB, приблизительно спустя еще месяц широкой публике будут представлены предварительные результаты следствия краевой прокуратуры по этому печальному поводу. Заметим, что специальная комиссия под руководством Сергея Шойгу и экспертов Международного авиационного комитета МАК уже сделала свое официальное заключение о причинах того рокового полета, закончившегося падением вертолета МИ-8. Главными виновниками в этом документе названы пилоты геликоптера, их неподготовленность, плохая видимость и еще несколько субъективных факторов. Одним словом, стрелочники найдены, и хотя следователи прокуратуры считают, что обвинять в случившемся только летчиков несправедливо, вряд ли уголовное расследование катастрофы будет резко отличаться от выводов комиссии Шойгу. Тему эту, похоже, решено закрыть навсегда, хотя...
К примеру, младший брат погибшего губернатора Алексей Лебедь не так давно заявил, что будет до последнего дня собственной жизни выяснять истинные причины того трагического дня 28 апреля. Может быть, ему повезет больше - и значит, он тоже не верит в официальную версию причины катастрофы? А местная пресса, в том числе и ранее настроенная резко оппозиционно к губернатору, теперь тоже практически не вспоминает и о странных "несостыковках" в этом деле, о которых красноярские СМИ упоминали ранее... Создалось впечатление, что кто-то дал журналистам приказ типа "все решено без вас и хватит будоражить общественное мнение".
Вместе с тем редакции FLB также удалось за эти прошедшие два месяца провести собственное расследование, итоги которого перед вами. Выводы здесь, разумеется, неоднозначны - это все-таки журналистское расследование - но чрезвычайно любопытны. А именно: вопросы о причинах гибели Александра Лебедя и еще восьмерых человек, включая чиновников и журналистов, похоже, останутся навсегда. Слишком уж они, эти вопросы, неприятны - и неприятны для всех. Вспомните хотя бы версию о том, что вертолетом в момент падения управлял никто иной, как... сам Александр Лебедь или что он за несколько минут до катастрофы заявил, что берет всю ответственность за полет и его последствия на себя. А дым без огня, как известно, бывает только на школьных опытах по химии.
"Странности" официальной информации
Итак, сначала официально о том, что произошло 28 апреля в Ермаковском районе Красноярского края в районе озера Ойское, что в ста километрах юго-восточнее села Ермаковского вблизи Буйбинского горного перевала с географическими координатами в точке падения вертолета на пересечении координат 52 градуса 53 минуты северной широты и 93 градуса 15 минут восточной долготы. Для удобства наших читателей мы будем фиксировать другим, в том числе и более темным и более светлым шрифтом тут же появляющиеся "странности", к которым впоследствии и будем обращаться с нашими же комментариями...
Официально объявлено, что вертолет Ми-8 с бортовым номером 22158, принадлежащий авиакомпании "Енисейский меридиан", в 10 часов 15 минут по местному времени упал с небольшой высоты на землю, зацепившись за линию высоковольтной ЛЭП. Взрыва на борту вертолета не было - машина в условиях снегопада и небольшого тумана пошла на снижение, и пилот просто не заметил линии электропередач. Затем, ударившись о землю, Ми-8 развалился на куски без возникновения огня. Все это видели проезжавшие мимо по федеральной автодороге Абакан-Кызыл сотрудники наряда ГИБДД, патрулирующие в этот момент 604-й километр этой трассы. Они первыми и подоспели к месту аварии через полчаса после случившегося, оказав первую врачебную помощь пострадавшим. Красноярский губернатор был еще жив, когда его и раненых погрузили на борт вертолета и доставили сначала в Ермаковское, а затем в аэропорт Абакана для эвакуации в реанимационное отделение Республиканской больницы столицы Хакасии. Однако при приземлении в 13-00 по местному времени выяснилось, что губернатор уже мертв, он умер еще находясь в воздухе. Первым об этом сообщили младшему брату Александра Лебедя Алексею, главе Республики Хакасия. Вечером того же дня в 18-00 тело Александра Лебедя на военном вертолете переправили в красноярский краевой морг в сопровождении его младшего брата и начальника ГУИН края Владимира Шаешникова.
Всего на борту Ми-8 был 21 человек. Позже нескольких пострадавших также доставили в Абакан, 12 пассажиров и члены экипажа остались в больнице Ермаковского, где оставили тела пятерых человек, погибших сразу же. Кроме того, как официально было объявлено, сразу после аварии погибли как раз те пассажиры вертолета, кто сел и находился в нем, так сказать, по своему ранжиру и высокому чиновничьему положению: Лебедь и сотрудники его администрации расположились вблизи кабины пилотов, что при полете спасает от чрезмерной тряски и перегрузок - при посадке (позже именно эти данные изменятся - прим. FLB). Остальные же, в основном журналисты, находились в хвосте геликоптера, что и спасло им жизнь. По счастливому стечению обстоятельств остался жив и весь экипаж.
Лебедь, а также высокопоставленные чиновники краевой администрации и журналисты, летели на открытие новой горнолыжной трассы около Буйбинского перевала по приглашению главы Ермаковского района Василия Рогового, также погибшего. Поездка, как сообщили прессе на специальной пресс-конференции в краевой администрации в этот же день, была запланирована в аппарате красноярского губернатора еще несколько недель назад (и с этим также возникнут разночтения - FLB). Разбившийся Ми-8 был специально переоборудован для нужд краевых властей и вмещал до 20 человек пассажиров. Перед полетом машина прошла соответствующий технический осмотр работниками аэропорта "Черемшанка" без каких-либо замечаний. Неофициально же, по данным FLB, тогда же стало известно о нескольких странностях. Во-первых, разбившийся вертолет несколько минут до падения летел очень низко. Обычно машина такого класса поднимается довольно высоко даже в условиях плохой видимости, поэтому вызывает удивление намерение пилота держать Ми-8 на предельно малой высоте в тумане (кто же был в тот момент за штурвалом - летчик? Непрофессионал? Или пилот-стажер Алексей Курилович - согласно версии официальной комиссии МЧС за 10 минут до катастрофы пилотирующий машину командир Тахир Ахмеров передал руль Куриловичу? Но если это действительно так, то тогда зачем он это сделал, если официально было объявлено, что последние минуты полета протекали в крайне сложных погодных условиях, при снегопаде и тумане? - прим.FLB)? При этом как же можно не заметить высоковольтную линию ЛЭП при возможной экстренной посадке - экипаж должен был знать на всем своем пути следования маршруты всех высоковольтных линий на земле, которые должны были быть отмечены на карте. Во-вторых, охрана Лебедя перед вылетом вертолет также не осматривала.
Погода - какая же она была на самом деле? Очевидец №1
Показания очевидцев в этом случае также расходятся. Так, например, вот что говорит Станислав Смирнов, оператор телекомпании "7 канал" (Красноярск), явно симпатизирующей Александру Лебедю:
- "Сначала все было нормально, через горы летели, там все видно было, и высоко летели. Практически все журналисты спали, никто из нас не мог ничего видеть, где кто находится на борту (!). А потом вот уже пошли между скалами, облачность была очень низкая, вдруг пошли на предельно малой высоте. Механик, который лежал со мной в Ермаковской больнице, ( борт-механик Павел Евсеевский, первый из состава экипажа, кто выписался на днях из краевой больницы после лечения, в условиях строжайшей секретности был вывезен врачами с территории больничного комплекса к себе домой, где и находится под охраной правоохранительных органов, наотрез отказываясь общаться с журналистами - прим. FLB) говорил, что карта, по которой летели, старая была и там не было отметки о линии электропередач (представьте: вертолет, в котором летит и ранее летал первый руководитель края, не имеет точных карт местности по маршруту следования - возможно ли такое? И как тогда быть с официальным утверждением о том, что о полете было известно за несколько недель ранее, причем как в краевой администрации, так и в авиакомпании "Енисейский меридиан": не нашлось необходимых карт? Их не успели подготовить? А может быть, они все-таки были, но вертолетом управлял кто-то другой, не пилот? - прим. FLB). А когда увидели, он показал ее, эту линию, пилоту, тот успел среагировать только на первую линию, дал штурвал на себя, передними шасси проскочили, а вот задними, так как вертолет нос задрал, не смогли и зацепились. Там ведь метров 10 всего было над линией ЛЭП. А я помню только, как нас крутануло и все. Очнулся только возле вертолета, не знаю, кто меня вытащил, стал отползать, думал, взрыв будет, двигатели еще работали. Ну, а потом уже МЧС подъехали". После этого, по словам очевидцев, вертолет зацепился за молниеотвод ЛЭП, еще в воздухе у него оторвался хвост, и в образовавшееся отверстие с 23-метровой высоты выпал человек (охранник Лебедя Виталий Шлых, только неделю назад вышел из комы - прим. FLB). Затем при падении на землю двигатель МИ-8 упал на кабину и практически все, кто находился в этот момент в салоне вертолета, были раздавлены.
В середине мая пилотов вертолета окончательно было решено сделать стрелочникам, виновными в авиакатастрофе. На свет появилось официальное заключение Межгосударственного авиационного комитета (МАК) о причинах катастрофы вертолета Ми-8. В авиакомпании "Енисейский меридиан", которой принадлежал разбившийся Ми-8 и руководство которой по сути было обвинено в плохой подготовке летного состава, от комментариев по поводу выводов МАК отказывают до сих пор. А вот в неофициальных беседах с журналистами работники "Енисейского меридиана" во весь голос возмущаются столь однозначными выводами комиссии. По их словам, обвинять во всем только летчиков было бы, мягко говоря, несправедливо.
Во-первых, как утверждает МАК, экипаж не имел возможности нормально подготовиться к полету, и по сути не знал, куда летит, выяснив это только во время промежуточной посадки вертолета в райцентре Ермаковское. По заключению комиссии, у пилотов рейса не было даже карты местности, они шли в условиях плохой видимости и на предельно малой высоте. Однако, что любопытно, при этом не упоминается показания выживших в авиакатастрофе, которые в большинстве своем утверждают, что видимость на всем пути следования геликоптера была отличной. Кроме того, ошибку накануне вылета допустили синоптики Абакана, выдавшие экипажу прогноз погоды намного худший, чем он был на самом деле. В итоге Ми-8 потому и летел так низко над землей, ориентируясь прежде всего на данный прогноз, веря лишь ему, а не собственным глазам и постоянно ожидая ухудшения видимости. Кроме того, по данным FLB, экипаж вертолета, давая показания следственным органам уже в больнице, действительно утверждал, что у них не было карт местности, стоящих довольно недешево, однако карта полета у них все-таки была - без нее в рейс вертолет просто бы не выпустили диспетчерские службы аэропорта. Всего этого в выводах МАК не зафиксировано.
Еще одно обвинение МАК состоит в том, что полет не был достаточно хорошо подготовлен потому, что был организован по звонку из краевой администрации накануне вечером. Но в "Енисейском меридиане" утверждают, что рейс с губернатором Лебедем на борту был заказан авиакомпании еще за неделю до полета, и у летчиков были все необходимые документы, доказывающие это. Куда делись эти бумаги после авиакатастрофы и видели ли их вообще проводившие расследование, так и осталось неизвестным.
Впрочем, вины пилотов в случившемся их коллеги не отрицают, хотя и говорят, что не все так просто. И - внимание! Вновь, хотя и довольно опосредованно, но опять-таки всплывает версия о пилотировании вертолета кем-то другим, но не членом экипажа. Вот что, к примеру, во всеуслышанье заявил директор летного комплекса авиакомпании "Сибавиатранс" Иван Левандовский, который считает, что порой бывают ситуации, когда на летчиков пассажиры-начальники могут оказать соответствующее давление:
- "Я все понимаю. Над ними довлела эта аура начальства в лице Лебедя, такое бывает, но в воздухе командует только командир корабля, который в случае опасности, ну, там, нет хорошей карты, или прогноз погоды угрожающий, или что-то другое, может вообще отказаться лететь и должен иметь смелость заявить об этом хоть Президенту. Командир имеет на это право, ведь именно он отвечает за безопасность полета. А квалификация экипажа соответствовала уровню подготовки, для таких не рядовых рейсов персонал специально готовят и обучают, не берут никого с улицы. Так что обвинения МАК в плохой подготовке я считаю несправедливыми".
Прокуратура: ясно еще далеко не все
Кстати, свою лепту в вопрос о причинах авиакатастрофы 28 апреля в Красноярском крае пытается внести и краевая прокуратура. Пытается довольно сумбурно, тоже некоторыми загадками, но все-таки на кое-какие подозрительные мысли по поводу работы комиссии Сергея Шойгу это опять-таки наводит. Взгляните сами.
В отличие от экспертов МАК, следователи прокуратуры считают, что обвинять в происходящем пилотов разбившегося в Ермаковском районе вертолета Ми-8, нельзя и несправедливо. И эти противоречия прокуратура надеется даже углубить.
Так, уже через 3 дня после официально объявленного на всю страну заключения комиссии МАК краевой прокурор Виктор Гринь озвучил официальную точку зрения своего силового ведомства, расследующего причины трагедии, и озвучил весьма жестко. Она такова: у органов предварительного следствия нет достаточных доказательств для предъявления кому бы то ни было обвинения в совершении преступления, приведшего к катастрофе и гибели людей. По словам Гриня, выводы, сделанные комиссией во главе с Сергеем Шойгу о виновности только экипажа вертолета, пока не находят своего подтверждения: "В документах комиссии есть противоречивые данные, которые не совсем подтверждаются данными, которые есть у нас в возбужденном уголовном деле. Есть моменты, когда, на наш взгляд, выводы, сделанные комиссией, основаны на недостаточном изучении и технических, и других обстоятельств трагедии". Уточнять, какие это противоречия, прокурор не стал, но заметил, что следственная группа Генпрокуратуры Сибирского федерального округа, в которую входят и красноярские следователи, провела большую работу со свидетелями. Их опрошено уже более сотни, а комиссия же МАК довольствовалась показаниями лишь 10 человек. Уголовное дело сейчас насчитывает уже 6 томов, но до его окончания еще далеко. Нужны десятки экспертиз. В руки же следствия попали документы, которые не видела комиссия МАК и которые, по словам Гриня, она практически их не использовала. Официальные же итоги своего расследования прокуратура планирует обнародовать к 1 августа, хотя это еще далеко не окончательный срок. Вот так-то...
Очевидец №2
Теперь давайте предоставим слово еще одному участнику и очевидцу трагедии 28 апреля. Это Михаил Кузичев, генеральный директор ОАО "Красноярскэнерго". Он стал единственным, кто после падения вертолета не потерял сознание, самостоятельно выбрался наружу и до прихода помощи вытаскивал из машины погибших и раненых. А отказавшись от госпитализации, уже на следующий день вышел на работу:
- "Первое впечатление, естественно - живой! Когда падал, думал - ну, вот... А когда все же упали - живой! И нужно срочно выбираться, потому что вертолет может взорваться. После того, как я вылез, - а я вылез действительно без единой царапины, так, немного зажало ногу и я сейчас немного прихрамываю - кинулся к летчикам. Они там действительно висят все в крови. Я кричу: "Мужики, глушите вертолет!". Они что-то начали делать, но, возможно, они ничего не слышали, возможно это... А двигатель продолжал работать, вот что было страшно. Потом они сказали, что там в кабине два рычага есть красные, которые нужно дергать. Я видел, один из летчиков стал дергать, при мне дергал. А я просто боялся, что люди там заживо сгорят... Я потом только осознал, что это мой второй день рождения. Потому что по моему ряду, где я сидел, - а я сидел первый от летчиков, сзади сидел губернатор, потом сидела Кольба, потом сидел Чернов - они все погибли трое. Я один с этого ряда остался." Именно со слов этих двух людей, Станислава Смирнова и Михаила Кузичева комиссия МЧС и смогло частично восстановить схему размещения людей в Ми-8. Итак, представьте себе "сигару" вертолета в разрезе, вид сверху.
1) Левый борт (считая от кабины пилотов) - журналисты. Почти все они спят (и тут же куда-то исчезает появившиеся в первые часы после катастрофы официальное сообщение о том, что погибли те, кто по ранжиру - губернатор и чиновники - сидели вблизи кабины пилотов, что спасает от тряски, а в хвосте мол, были журналисты - почему? Прим. FLB.)
2) Правый борт (считая от кабины пилотов) - охранник Юдаев (стоял рядом с кабиной пилотов -!!!), глава "Красноярскэнерго" Кузичев, пресс-секретарь губернатора Климик (соседние кресла, Кузичев - ближе к окну), стол, Лебедь и глава Ермаковского района Роговой (соседние кресла, Лебедь ближе к окну), глава комитета по туризму Чернов и глава крайспорткомитета Тоначев (соседние кресла, Чернов ближе к окну), заместитель губернатор Кольба (одна на два кресла, Кольба ближе к окну).
Итак, оставшиеся в живых пассажиры - их немного, они до сих пор в небольшом шоке, поэтому "подправить" их показания или по крайней мере, "направить" их по нужному пути довольно не трудно - уверяют, что в момент падения Лебедь находился в салоне вертолета и к пилотской кабине не приближался. Но вот незадача: что же тогда делать с показаниями сотрудникам ФСБ главы "Красноярскэнерго" Михаила Кузичева, который отделался легкими царапинами (а сидел, по его словам, прямо напротив Лебедя, через стол), но сумел восстановить порядок расположения людей в вертолете... и упомянул, что один из охранников Лебедя, Александр Юдаев в момент падения был рядом с пилотской кабиной? Напомним, что по инструкции рядом с генералом, только если он не пошел в туалет и не спит, всегда должен находиться хотя бы один человек из охраны губернатора. Лебедю это положено еще и по рангу не только губернаторскому: он бывший секретарь Совета Безопасности России, обладает правом пожизненной охраны как носитель государственных тайн - и даже в вертолете, среди "всех своих". А охрана Александра Лебедя, заметим, была суперпрофессиональной и всегда, независимо от обстоятельств, действовала строго по инструкции Федеральной Службы Охраны. Да, второй охранник, Виталий Шлых, был в хвосте, затем выпал после удара о ЛЭП, Лебедь якобы сидел в центре салона - что же делал около пилотов Юдаев, который всегда должен находиться возле патрона?!.. Впрочем, похоже, что об этом все эти люди будут молчать до конца своих дней... А с мертвых же, как известно, тоже не спросишь.
Кстати, не все ясно и с анализом крови погибших на предмет наличия в ней алкогольных компонентов... Вроде бы такая экспертиза была, но результаты ее для широкой публики тоже остались "за кадром". Мы же вернемся к еще одной странности вокруг катастрофы - кстати, вы не находите, что их, этих самых странностей, и так уже чересчур, как бы это помягче сказать, слишком уж много для одного авиапроисшествия?...
"Черный ящик"
Любопытно, что на следующий день после катастрофы, к утру 29 апреля спасатели, работавшие на месте падения, обнаружили оба "черных ящиках" с разбившегося Ми-8. Спустя еще сутки появляется неофициальное сообщение, что во время расшифровки информации с бортовых самописцев изучающие их специалисты услышали, как один из пилотов предупреждает о возможном столкновении с линией электропередач. Далее якобы слышен голос губернатора Лебедя, приказывающего садиться и берущего в связи с этим всю ответственность за полет на себя. В связи с этими последним данными и появились слухи, что за рулем вертолета находился Лебедь. Официальные представители ГО и ЧС это яростно опровергают до сих пор, заявляя, что голоса губернатора на записи нет, так как Лебедь был в салоне, а речевой самописец фиксирует лишь переговоры экипажа, да и то только если у пилотов на головах надеты наушники-ларингофоны. Но!
Позже в красноярских СМИ появляется сама расшифровка, как будто кем-то услужливо "подсунутая" журналистам. Из нее следует, что, по словам пилота-инструктора Тахира Ахмерова, в тумане машину вел командир-стажер Алексей Курилович. До этого погодные условия вполне соответствовали уровню подготовки опытного пилота Ахмерова. Почему пилоты не повернули из тумана, непонятно. Приказа, который, якобы, отдал Лебедь, что всю ответственность берет на себя, на пленке не слышно. Возможно, вертолет уже вошел в ущелье, когда туман сгустился, и экипаж принял решение снизиться до бреющего полета и вести машину, ориентируясь по трассе внизу. И снова - масса "проклятых вопросов". Перед вами расшифровки из "черного ящика", последние несколько минут полета:
Курилович, по слогам: "Мо-ло-ко. Просто молоко. Пойдем ниже?".(Вероятно, имеется ввиду туман - прим. FLB). Ахмеров: "Сколько здесь? Посмотри. Ничего, хуже бывало(имеет ввиду высоту ЛЭП - прим. FLB).Нормально. Нормальные условия. Идем осторожно: ЛЭП справа".(кому он это говорит? Очевидно, тому, кто ведет вертолет... - прим. FLB) Шумы.
Курилович: "Осторожно! Проходим рядом. Рядом. Совсем рядом. Нормально".(указания даются тому, кто ведет вертолет - прим. FLB) Ахмеров: "Трасса справа. Дорога поворачивает. Ориентир - дорога. Осторожно. Все спокойно. Нормально, идем нормально. Дальше. Дорога! Дорога - ориентир".(и снова даются указания для того, кто держит штурвал МИ-8. Но...Кто держит этот штурвал? Если это сам Ахмеров, то получается, что он сам себе командует. Если это Курилович, то кому только что давал указания сам Курилович? - прим. FLB.) Пауза.
Курилович: "ЛЭП, ЛЭП, ЛЭП! Винт! ЛЭП!".(Кому он это кричит?! - прим. FLB) Ахмеров: "Ниже! Ниже! Выравниваем! Держи!".(А теперь - кто кому дает указания? Кто управляет вертолетом? - прим. FLB) Треск.
Крик из салона (неразборчиво).
Голос Лебедя: "Что это? Что?! Куда мы?".(Откуда здесь появился Лебедь?! Ведь самописец записывает только речь тех, кто в кабине и кто надел наушники-ларингофоны! И заметим, что охранник губернатора Юдаев стоит около кабины, которая по инструкции должна быть закрыта. Получается, что Лебедь находится в пилотской кабине - как он здесь оказался вопреки официальной версии катастрофы, ведь если крик Лебедя идет из салона, его нельзя записать, да и шум вертолета этого не позволит. Как же Лебедь оказался в кабине?! Что он здесь делает?!!! - прим.FLB) Курилович, спокойно, себе под нос: "Все". Одновременно сзади неразборчивые крики.
На фоне общего шума выделяется крик Лебедя: "Что творится! Все!"(что же здесь делает губернатор края?! - прим. FLB)
Обрыв пленки, тишина
Выводы, как говорится в таких случаях, за читателями. Однако заметим, что ситуация, когда нахождение Александра Лебедя на борту летательного аппарата вызывает серьезные опасения, бывала далеко не в первый раз. Оставим в покое разнообразные ЧП, связанные с "афганским", "приднестровским" и "чеченским" периодами жизни Лебедя - об этом очень мало информации, хотя таковая и есть. Обратимся к другому случаю.
Дело в том, что при подготовке этого материала его автору пришлось общаться со многими людьми, так или иначе знавших красноярского губернатора. Из их разговоров и выкристаллизовалась еще одна, подобная 28 апреля, ситуация. Речь идет о знаменитой поездке красноярской спортивной команды по хоккею с мячом "Енисей" в Архангельск в марте прошлого года. Тогда "Енисей" летел на повторный финальный матч серии плэй-офф с архангельским "Водником" в борьбе за звание чемпиона страны. Краевая администрация по этому поводу даже зафрахтовала самолет, Ту-154, на котором полетели не только команда, но и Лебедь с многочисленной свитой, и множество специально приглашенных местных журналистов - поболеть, так сказать, поддержать свою команду.
По словам многих из них, подлетая к Архангельску, выяснилось, что аэропорт этого города не может принять самолет из-за сильнейшего снегопада и мощного бокового ветра. Пилоты сообщили об этом Лебедю и рассказали о запасном варианте, предлагаемом авиадиспетчерами - посадить самолет на одном из военных аэродромов под Санкт-Петербургом, а уж потом искать пути, как и каким образом добраться до Архангельска. Команда при этом могла опоздать на матч. Однако Лебедя, и это слышали многие, такое предложение не устроило. По данным FLB, губернатор грубо приказал экипажу лететь в Архангельск и садиться во что бы то ни стало, заявив, что всю ответственность за полет берет на себя. В итоге самолет с большим трудом и "болтанкой" в воздухе, но все-таки сел, после чего мимо журналистов на выход прошел экипаж Ту-154 с перекошенными от злобы и страха лицами. Сами же журналисты тоже натерпелись страху, увидев около самолета десятки пожарных машин, карет "скорой помощи" и поняв, в какую историю они чуть было не вляпались. Губернатор же, светясь от счастья, тогда гордо заявил: "Ну, что, акулы пера - обос....сь?". "Акулы пера" в ответ мрачно промолчали и опешили еще больше, когда вышли на поданный к самолету трап: вокруг кружилась вьюга, снег хлопьями бил в лицо, ничего не было видно на расстоянии вытянутой руки...
За гранью возможного
И, наконец, последняя, весьма трагическая странность вокруг событий 28 апреля. Утверждать это можно с малой степенью вероятности, однако все-таки можно. Дело в том, что, по данным FLB, в то трагическое утро 28 апреля на борту вертолета не спало несколько журналистов местных СМИ, взятых на борт МИ-8 Лебедем для освещения своей поездки. Одной из них была журналистка красноярской телерадиокомпании "7 канал" Наталья Пивоварова...
Из досье FLB Через 5 дней после трагедии ей исполнилось бы 24 года. Наталья пришла на работу в телекомпанию сразу же после окончания филфака красноярского пединститута. Ее коллеги отыскали в архиве одно из ее недавних высказываний, сделанных "на камеру": "Меня окружают миллион людских жизней - ярких, сложных, иногда непонятных. И моя работа позволяет на экране переживать судьбы своих героев, и каждый мой новый день начинается с интереса к человеку, к событию - и, получается, что в целом к жизни. Усталость, плохое настроение вытесняется предвкушением чего-то нового, любопытством. И мне хочется передать все это своему зрителю, чтобы он ни на минуту не переставал ощущать вокруг себя все многообразие жизни". У погибшей журналистки были большие планы на будущее. Наталья Пивоварова мечтала создать свою авторскую программу "За гранью возможного", рассказывающую о людях, которые выжили в экстремальных ситуациях, после катастроф. Кстати, в ее жизни уже была одна страшная трагедия - автокатастрофа, после которой она сталась жить, но погиб ее любимый человек. Хоронить журналистку ее родители решили в свадебном платье.
А теперь о странностях. Пивоварова умерла на операционном столе в Республиканской больнице столицы Хакасии Абакане после проведенного хирургического вмешательства поздно вечером 28 апреля. Есть неофициальные данные о том, что за несколько минут до этого девушка пришла в сознание и находившиеся рядом офицеры ФСБ и МЧС успели взять у нее показания о том, что случилось в вертолете. Затем Пивоварова потеряла сознание, и ее повезли на операционный стол... Что она успела рассказать, какие подробности катастрофы - вот те вопросы, о которых сейчас уже не принято говорить вслух и на которые уже никогда нельзя будет получить ответы... Конечно, однозначно здесь утверждать ничего нельзя. Но, согласитесь, нехороший осадок все-таки остается... А у других, выживших журналистов, тоже, наверное, уже не спросить и не у знать правды - шок, возможная временная амнезия или "корректировка" врачами, психотерапевтами или даже специалистами МЧС их собственного мнения...
За 10 минут до катастрофы
По информации FLB-Сибирь из источников в Управлении ФСБ РФ по Республике Хакасия, рядом с границами которой и разбился 28 апреля этого года злополучный вертолет, сразу же после катастрофы часть пленки разговорно-записывающего устройства одного из "черных ящиков" геликоптера была вырезана сотрудниками МЧС и увезена в Москву. Как предполагается, именно на этой части пленки были записаны слова Лебедя о том, что он берет управление вертолета на себя, желая покомандовать судном в воздухе за 10 минут до катастрофы... Позже это трансформировалось неизвестно кем услужливым в слух о том, что в условиях плохой видимости пилот отказался садиться и Лебедь якобы взял всю ответственность за полет на себя, приказав это сделать.
Так что в данном случае молчание МЧС о всех перечисленных выше странностях вокруг трагедии 28 апреля понятно - ну, как объяснить обществу, что губернатор погиб не случайно, а заодно увел за собой на тот свет и других людей? Россия этого, мягко говоря, не поймет... Вообще же, как сказал автору этих строк в приватной беседе один из сотрудников ФСБ, "министр МЧС, например, знает очень многое из того, что касается громких российских авиапроисшествий за последние несколько лет, но молчал и будет молчать по этому поводу - должность обязывает, знаете ли...".