FLB: Для добросовестных перевозчиков в правительстве готовят пряник, для недобросовестных – кнут. Система «Платон» опасна для серых схем и черного нала, но полезна для ремонта российских дорог. Сейчас «Платон» вложится в 78 трасс России
"
С 15 апреля, грузоперевозчикина грузовиках массой выше 12 тонн будут платить в систему «Платон» 1,91 руб. за 1 км пробега вместо предполагавшихся раньше 3,06 руб. за 1 км.
Диалог между властью и дальнобойщиками продолжается, первый компромисс на данный момент найден. РИА Новости напоминает, что тариф «Платона» с окончанием льготного периода 15 апреля 2017 года должен был вырасти вдвое – с 1,53 рубля до 3,06 рубля за километр пути. Однако правительство приняло решение фактически продлить льготный период и проиндексировать тариф лишь на 25%. С 15 апреля он будет составлять 1,91 рубля.
Комментируя это мягкое решение, отмечает «Коммерсантъ», председатель правительства РФ Дмитрий Медведев сказал, что оно «позволит и всем грузоперевозчикам лучше приспособиться, и еще раз верифицировать работу самой системы, увидеть, как она действует, увидеть ее сильные и слабые стороны».
Премьер также выразил готовность дополнительно поощрить добросовестных перевозчиков, уплачивающих сборы в «Платон», и «подумать» над введением пониженных тарифов для перевозок грузов на большие расстояния. «Чем больше ездишь, тем меньше платишь тариф, в этом резон определенный есть»,— признал господин Медведев.
Поясним, что перевозки перевозкам рознь. Одно дело каких-нибудь 5 км в день от какого-нибудь песчаного карьера до места его складирования, другое – сотни километров перевозки груза на дальние расстояния. Характер работы по определению разный.
Однако правительство, понимая, что в этой отрасли действуют давно «серые схемы», подготовило новые меры. Как поясняет «Ъ», премьер объявил, что готовится решение о существенном повышении штрафа за нежелание регистрироваться в «Платоне», поскольку «оказалось, что штраф платить выгоднее, чем регистрироваться». Премьер пояснил, что это нужно для того, «чтобы побудить всех, кто не зарегистрировался, вести себя честно, чтобы не было недобросовестной конкуренции, когда одни платят, а другие — нет».
Публичное выступление премьера фактически стало однозначным сигналом, что единственное конкретное и всеобщее требование протестующих — полностью отменить сборы в «Платон» — выполнено не будет ни при каких условиях.
Параллельно с этим Минтранс и ОНФ запускают голосование, по итогам которого будут распределяться средства на ремонт дорог, сообщает «АиФ».
Голосование проводится на сайте действующего проекта ОНФ «Карта убитых дорог». По итогам голосования будут определены дороги, которые нужно ремонтировать с помощью государственной системы «Платон».
Как пояснил первый замминистра транспорта России Евгений Дитрих, «с помощью такого голосования перевозчики будут и выбирать дороги, и контролировать, куда пошли внесённые ими средства».
В голосовании, подхватывает тему «КП», приняли участие более 91 тысячи грузоперевозчиков. Почти половина из них пожаловались на проблемные участки городских автотрасс, более трети — на дороги между городами, около 20% - на сельские дороги.
Координатор проекта «Убитые дороги» и депутат Госдумы Александр Васильев отметил, что власти уже внесли в план ремонта 78 дорог.
Напомним, что в Дагестане, где стачка дальнобойщиков приняла самые тяжелые формы, предложили вовсе отменить систему «Платон», ссылаясь на непрозрачность сборов и расходования средств «Росавтодором». Но, напомним, что многие дальнобойщики сами рассказывают о так называемых «серых схемах» при грузоперевозках, которые помогают уйти от налогов.
В то же время одна из активисток движения, центральный координатор Объединения перевозчиков России Мария Пазухина утверждает, что «серые перевозчики не более чем миф», поскольку индивидуальные предприниматели уплачивают все установленные законом налоги. «Если возникает речь о наличных расчетах за фрахт, то говорить следует об источнике «черного нала» — плательщике, осуществляющем расчет за перевозку»,— указала она «Ъ» на корень проблемы.
Элементарная логика бизнеса подтверждает, что если бы клиенты автоперевозчиков согласились платить сбор в полном объеме, да еще и официально, подчинившись новому законодательству, то и у дальнобойщиков не было бы претензий к «Платону». Из этого следует, что ухудшение финансового положения и условий ведения бизнеса для «серых» перевозчиков докатилось и до «серых» грузоотправителей, которые, судя по всему, не привыкли сдавать позиции без боя и не желают повышать вознаграждение своим контрагентам на соответствующую сумму сбора.
Этой же логикой, в том числе, объясняется отсутствие негатива по поводу величины сбора в «Платон» у крупных перевозчиков, которые заранее успели переориентироваться на работу «в белую» с крупными предприятиями, деятельность которых уже давно не предполагает возможности каких-либо нарушений законодательства. Их совместные претензии к системе сборов ограничиваются техническими вопросами бесперебойной работы автоматизированной системы и недостаточностью, по их мнению, госконтроля за соблюдением законодательства, что позволяет недобросовестным игрокам продолжать демпинговать на рынке.
Более того, они даже критикуют правительство за медлительность: введение полного тарифа в размере 3,73 руб. за 1 км позволило бы сразу заложить эту сумму в цену перевозки, а не давать повод клиентам раз в полгода возобновлять переговоры о конечной стоимости фрахта.
Как отмечает газета, еще одним ударом по «серому» автотранспорту стало развертывание «Росавтодором» системы автоматизированного весового контроля грузовиков. Это специальные рамки, фиксирующие госномер и полный вес грузовика при превышении установленных норм начисляющих штраф нарушителю в автоматическом режиме. Перегруженные фуры наносят критический ущерб дорогам, а это, в свою очередь, снижает эффективность инвестиций в строительство и поддерживание дорог, в том числе из средств «Платона», поэтому нужен тотальный контроль и запретительные санкции за нарушение.
Директор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов отмечает, что наибольшая активность забастовщиков проявилась как раз в тех регионах России, где преобладает «неформальная экономика», неофициальные коммерческие отношения и наличный расчет. Как ни печально для жителей этих регионов, ими оказались в первую очередь Северный Кавказ и Юг России, регионы от Забайкалья и Бурятии до Дальнего Востока. «Дополнительные 35 коп. на 1 км символизируют тот предел, который оказался неподъемным для «неформальной экономики» этих регионов»,— объясняет он природу «антиплатоновских» протестов.
Что касается размера тарифа, который начнет действовать с 15 апреля, то вице-премьер Аркадий Дворкович пояснил, что это решение»связано с тем, что необходимо устранить все недостатки, которые до сих пор существуют в системе, решить все проблемы и оптом переходить к повышенному уровню оплаты».
Как пишут журналисты «Ъ» Алексей Екимовский, Николай Логинов, статистика грузоперевозок противоречит доводам тех, кто говорит, что новые сборы «убивают» рынок. По данным Росстата, объем перевозок автомобильным транспортом в 2016 году вырос на 1,8% к прошлому году, до 5,14 млрд тонн, грузооборот автотранспорта за тот же период увеличился на 0,8%, до 234,5 тонно-километра. Более того, угрозы премьера и неудача протестных выступлений, похоже, лишили последней надежды на отмену «Платона» многих дальнобойщиков. По данным оператора системы, за первые семь дней апреля российские перевозчики зарегистрировали в «Платоне» свыше 3 тыс. автомобилей, что отмечается как «самая большая активность, зафиксированная с начала года». Как следствие выросли и сборы в дорожный фонд: ежесуточные платежи в систему выросли на 8%.