Расследование FLB: Утечка информации о будущей судьбе четырех Курильских островов может навредить декабрьским договоренностям между Россией и Японией, которая сознательно делает информационные вбросы
18 октября стало известно, что правительство Японии может признать право России на два из четырех спорных островов Курильской гряды. Об этом сообщило агентство Kyodo со ссылкой на источник в кабинете министров.
Как отмечала газета «Коммерсантъ», правительство премьер-министра Синдзо Абэ «пересматривает переговорную стратегию» в надежде добиться прогресса по заключению мирного договора. По словам источника, новая стратегия заключается в подписании мирного договор, признав право России на острова Шикотан и Хабомаи , как было предусмотрено в советско-японской декларации 1956 года.
Кроме того, по данным источников Kyodo, предлагаемый новый подход предусматривает согласие Токио на то, чтобы в тексте мирного договора говорилось о "передаче", а не о "возвращении" островов, на чем сейчас настаивает японская сторона, отмечал тогда же ТАСС.
"Россия считает, что воевала с Японией во имя справедливости и достойно приобрела четыре острова, - цитирует Kyodo слова японского правительственного источника. - Страна-победитель никогда не меняет свои взгляды на историю".
Однако на следующий день, 19 октября, вдруг появилась информация, что власти Японии опровергли изменение своей позиции в переговорах по Курилам. Так. По информации Life.ru официальный Токио продолжает настаивать, что все четыре острова должны отойти Японии , и на этой основе будет заключён мирный договор.
Все это очень похоже на зондаж общественного мнения, считает журналист «Взгляда» Петр Акопов и напоминает, что 19 октября 1956 года в Кремле премьер-министры СССР и Японии Николай Булганин и Итиро Хатояма подписали совместную декларацию о прекращении состояния войны и установлении дипломатических отношений. Также в декларации говорилось о согласии на продолжение переговоров о заключении мирного договора, после которого СССР соглашался на передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан.
И хотя декларация была ратифицирована парламентами двух стран, никакого договора так и не было заключено. На Японию надавили США, пригрозившие в случае отказа от требований четырех островов аннексировать оккупированную ими Окинаву. А после заключения в 1960 году премьером Киси японо-американского договора о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности (закрепившего статус американских баз) СССР де-факто отказался даже обсуждать возможную передачу островов «американскому авианосцу». За минувшие десятилетия был лишь один момент, когда Япония могла реально что-то получить – в 1992 году, после краха СССР, в окружении Ельцина рассматривалась идея передачи двух островов в обмен на заключение мирного договора. И хотя и тогда японцы хотели четыре, а не два острова, до конкретики дело не дошло. Острова продолжали оставаться удобным блокиратором для нормального развития русско-японских отношений: Япония настаивала на возвращении четырех островов, Россия говорила о том, что территориального вопроса не существует. США были всем довольны.
Новая глава началась в последние годы – внук Киси премьер Синдзо Абэ собрался решить проблему. Япония начала движение в сторону избавления от ограниченного суверенитета. Для этого ей нужно самостоятельно выстраивать отношения с тремя своими главными соседями: Китаем, Россией и США. Токио не замахивается на отказ от статуса военного союзника, а точнее военной базы Америки, но хочет большей самостоятельности в мировых делах, большей свободы маневра. К тому же нарастающее с каждым годом китайско-американское соперничество нервирует слишком зависимую от США Японию. На островах хотят быть не объектом игры великих держав, а самостоятельным субъектом геополитики (насколько это возможно при сохранении за США функции главного «защитника японского суверенитета», то есть сюзерена), продолжает автор публикации.
Без урегулирования отношений с Москвой стать им невозможно. Вражда с Китаем, зависимость от США, замороженные отношения с Россией – это совсем не те условия, которые ведут к светлому будущему страны Ямато. Кроме того, японо-российское урегулирование само по себе ослабит зависимость от США, потому что одним фактом заключения мирного договора Токио продемонстрирует Вашингтону свою независимость.
Так что мотивация у японцев есть, и очень серьезная. Три года откладывавшийся (под нажимом США) визит Путина запланирован на середину декабря, и Абэ очень хочет продвинуться к мирному договору. Но как это сделать? Позиция России известна. Хотя мы считаем требование передачи островов равносильным призыву пересмотреть итоги Второй мировой войны, Путин не раз говорил о приверженности декларации 1956 года, при этом оговариваясь, что Россия территориями не торгует.
В большинстве утечек речь идет именно о Хабомаи и Шикотане, в отношении же самых больших островов – Кунашир и Итуруп – предлагается вариант совместного самоуправления, общего суверенитета. Согласно еще одному варианту, Токио предлагает совместное управление Хабомаи, Шикотаном и Кунаширом, «если ей будут гарантированы существенные административные права».
Японский МИД последовательно опровергал все эти утечки. А в начале октября и премьер Абэ заявил о неизменности японской позиции – требуем возвращения всех четырех островов.
Тем не менее, понятно, что речь идет о сознательном «сливе» – чтобы прощупать общественную реакцию в Японии и показать России свою готовность «идти на уступки», отмечает на страницах газеты «Взгляд» Петр Акопов и поясняет :
«Нельзя создавать прецедент». Передача островов может вызвать цепную реакцию как в Азии, так и во всем мире. От России потребуют вернуть тот же Калининград и прочие приобретения Второй мировой или просто спорные территории. Но, во-первых, все остальные приобретения зафиксированы как в международных, так и в двухсторонних договорах, а во-вторых, никто ничего у России требовать не может. То есть требовать может – получить не получится. К тому же понятно, что ни Германия, ни другие страны не будут выдвигать к России территориальных претензий в случае заключения российско-японского мирного договора.
«Уступить Японии – уступить США». Дескать, передача двух островов станет пропагандистской победой США, геополитического покровителя и сюзерена Японии. Но в случае заключения договора все будет как раз наоборот: Япония получит большую свободу маневра, а значит, и большую независимость от США.
«Это нанесет ущерб безопасности России». Действительно, гряда Хабомаи подходит вплотную к японскому острову Хоккайдо, но к нему точно так же прилегает и Кунашир. В случае передачи Хабомаи и Шикотана, безусловно, будет зафиксирован их демилитаризованный статус – а пограничники все так же останутся на Кунашире, а корабли российского ВМФ смогут проходить через проливы Курильской гряды.
«Нельзя разбрасываться ресурсами». Совместное использование морских биоресурсов может быть оговорено в мирном договоре.
«Там живут граждане России». На Хабомаи постоянного населения нет, там живут только пограничники, а 3000 жителей Шикотана, безусловно, останутся жить в своих домах.
«Это создаст новую конфронтацию в самой России». Это самый важный и серьезный аргумент. Действительно, сам факт передачи куска национальной территории возмутит часть общества. «Россия добровольно никогда от своих земель не отказывалась» – хотя и неправда, зато звучит патриотично. Именно звучит, потому что в реальности наша страна стала самой большой в мире благодаря сочетанию двух важнейших черт русского народа: его мужества и его ума. То есть силы и дипломатии – которой не бывает без поисков компромиссов. Сильная Россия может решить спор с Японией без всякого ущерба как внутриполитическому спокойствию, так и своему авторитету на мировой арене. Слабая – никогда.
Сейчас же, как пишет ТАСС , глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев заявил в интервью японскому телеканалу NTV, что Москва, как и Токио, связывает определенные ожидания с намеченным на декабрь визитом президента РФ Владимира Путина в Японию, однако неправильно совмещать их исключительно с территориальной проблемой . В понедельник Косачев, находящийся с визитом в Токио, заявил, что утечки в средствах массовой информации о ходе переговоров между РФ и Японией по территориальному вопросу и экономическому сотрудничеству могут помешать достижению желаемого итога .