С какой стороны ни смотри на нынешнее положение в российско-японских отношениях, а вывод напрашивается один – дальнейшее развитие межгосударственных отношений определит судьба Южных Курил.
Необходимость решения данного вопроса стоит очень остро и его решение не лежит в плоскости отношений двух стран. Многие страны мира следят за развитием этого конфликта с большим интересом, так как это является проверкой России, «на слабо», в рамках большой мировой коррекции.
Свой решительный шаг вперед на этой неделе сделала Япония, проведя единогласно в нижней палате парламента закон, подтверждающий японский суверенитет над Южно-Курильскими островами: Итуруп, Шикотан, Кунашир, а также Южно-Курильской грядой (группой островов Хабомаи) и провозглашает острова "неотъемлемой частью Японии", незаконно оккупированной Россией.
В большей степени, в политическом тупике Россия оказалась по вине ведения непредсказуемой геополитики советско-российским правительством, «лихих» 90-х годов. «Великий миротворец» и по совместительству «последний генсек» и «первый и последний Президент СССР» признав наличие территориальных претензий Японии к России, фактически заложил замедленную бомбу, которая с годами тикает все громче.
Если углубится в историю, то без сомнения, острова принадлежат России, по праву. Курильские, Алеутские и Командорские острова были присоединены к России после Второй Камчатской экспедиции Беринга, в середине XVIII века. Местное население, айны, приняли русское подданство.
После поражения России в русско-японской войне и подписания Портсмутского Договора в сентябре 1905 год, в результате которого Россия потеряла часть Сахалина и Курильские острова, значимым является 1946 год, когда была осуществлена репатриация японского населения с Курильских островов и острова Сахалина после поражения Японии во Второй Мировой войне и подписания мирного договора союзников с японским правительством.
А вот далее, происходят действия, которые фактически и вносят элемент непредсказуемости, в историю островов:
- сентябрь 1951 г. Подписан Сан-Францисский мирный договор, где Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и остров Сахалин;
- октябрь 1956г. Согласно подписанной Совместной декларации между СССР и Японией, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, СССР соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан, с одной оговоркой, после заключения Мирного Договора;
- 1960 г. СССР отказывает в передаче островов Японии, так как они могут быть использованы под иностранные военные базы;
- 1991г. Президент СССР М.Горбачев признает территориальные претензии Японии к СССР;
- в течении 1991-98г.г., со стороны президента РФ Б.Ельцина идет усиленный поиск выхода из ситуации, который он не находит;
- 2000 г. Президент РФ В.Путин констатирует отсутствие обязательств по подписанию к определенному сроку мирного договора с Японией; - до настоящего времени ведется позиционная борьба между правительствами двух стран по вопросам согласования условий, на которых будет подписан мирный договор.
Возможен ли вообще выход из данной ситуации? Ясно, что Япония не собирается покупать то, что ей принадлежит, как считает японское правительство, по праву. Лишь на условиях безвозмездной передачи Японии островов Хабомаи и Шикотан будут дальнейшие подвижки в широком экономическом сотрудничестве двух стран и обещанные инвестиции в экономику России. Хотя, аппетит приходит во время еды, и безвозмездная уступка островов, несомненно, повлечет претензии к менее спорным островам - Кунаширу и Итурупу.
Нельзя забывать о военно-стратегическом положении островов. Использование островов военным ведомством в вопросе предупреждения появления вражеских подводных лодок в российских территориальных водах является важной оборонной задачей. В случае передачи островов, кто компенсирует денежные средства, затраченные на обустройство сигнальных систем и можно ли вообще перенести эту систему на другие рубежи не потеряв боевого потенциала? В новейшей российской истории уже были моменты, когда из Восточной Европы были выведены все войска за наш счет и в чистое поле, а государственный деятель за данное действие получил Нобелевскую премию и лавры лучшего политика столетия.
Существует ли гарантия, что после передачи островов Японии там не разместится военная база США? Тем более, постановка вопроса становится актуальной из-за военной активности КНДР и реально существующих угроз ракетных атак Японии и США. Размещением на одном из необитаемых островов Курильской гряды американских комплексов ПВО, базы надводных и подводных кораблей, авиационных соединений было бы для Японии лучшим решением устранения военной угрозы со стороны непредсказуемого соседа. А для России новой «головной болью», так как наличие военной базы США такого масштаба у своих берегов несет еще большие угрозы.
В настоящее время звучат высказывания членов правительства РФ о неком «золотом дожде», который в ближайшее время прольется на Сахалин и Курильские острова. Планируется широкомасштабное строительство на островах портовых инфраструктур и рыбоперерабатывающих заводов, а также широких инвестиций в других областях.
Целесообразна ли такая бурная деятельность на признанных нами спорными, островах? Не эффективней ли вкладывать запланированные средства в развитие Дальнего Востока и Камчатки, а также стратегически важных районов Арктики? Кажется спорным утверждение, что денег из бюджета хватит на обустройство всех этих территорий одновременно.
Для недопущения политического и экономического ущерба России в споре за острова, существуют некоторые варианты совместного использования их, в решении экономических вопросов заинтересованных стран. Экономически целесообразным было бы создание на островах, практически незаселенных людьми, крупнейшей логистической структуры международного консорциума из государств Юго-Восточной Азии, России, Северной, Южной и Латинской Америк. Выгодное географическое положение островов является удобным транзитным пунктом в товарном перемещении.
Любая задача имеет ответ и, несомненно, ответ на задачу о спорных островах существует. Нынешняя межгосударственная диспозиция заранее проигрышная, так как ни японские, ни российские власти не собираются идти на значительные уступки. Привлечение независимых зарубежных экспертов, специализирующихся в разрешении подобных межгосударственных проблем, наверное, сдвинуло бы этот вопрос с мертвой точки. Привлечение независимых экспертов со стороны «Газпрома» в газовой войне с Украиной, спасло ситуацию и доказало правоту России в, якобы, политизированном деле. Единственная проблема - где найти настолько независимых экспертов, которые подойдут к вопросу беспристрастно.
Может быть действительно, единственно верным, будет отложить решение данного вопроса на неопределенное время и приложить все усилия к росту политического и экономического влияния России в мире. Только сильные страны имеют привилегию высказываться, когда их не спрашивают и не отвечать, когда к ним обращаются. Да и решение, в этом случае, на задачу о спорных островах нашлось бы само собой, без приложения особых усилий.
|