FLB: Зюзин уверен в том, что ему окажут помощь в спасении компании, убежден, что замены среди российских менеджеров ему просто нет
"
«Не вопрос ближайших дней»
Несмотря на то, что основной акционер «Мечела» Игорь Зюзин по итогам годового собрания акционеров, которое проходило 30 июня, сохранил место в совете директоров компании, борьба за контроль над предприятием продолжается, пишет Znak.
Крупнейшие банки-кредиторы ищут кандидата на смену Игорю Зюзину в качестве человека, управляющего компанией «Мечел». Об этом РБК сообщили высокопоставленный федеральный чиновник, представитель крупного банка-кредитора и источник в окружении собственника компании.
По словам высокопоставленного федерального чиновника, кандидат на место главы «Мечела» должен обладать антикризисными навыками и иметь опыт по выведению регионов или компаний из тяжелой экономической ситуации. Как только такой человек будет найден, его кандидатуру представят премьеру Дмитрию Медведеву, а затем и президенту Владимиру Путину.
На данный момент список кандидатов насчитывает три имени, говорит топ-менеджер банка из топ-50 кредитных организаций. Решение о замене управляющего в «Мечеле» могут принять в течение нескольких недель, утверждает банкир: «Это не вопрос ближайших дней».
Пока Зюзин в игре
30 июня состоялось годовое общее собрание акционеров, на котором было решено исключить из совета директоров Евгения Михеля и независимого директора Роджера Яна Гейла.
Акционеры «Мечела» решили выплатить $202,4 тысячи (6,937 млн рублей) в качестве дивидендов, однако владельцы обыкновенных именных бездокументарных акций не получат из этой суммы ни копейки. Дивиденды получат только держатели привилегированных именных бездокументарных акций — по 5 копеек за каждую ценную бумагу. Список акционеров, претендующих на пятикопеечные дивиденды составят до 11 июля, сообщает «Деловой квартал».
«На выплату дивидендов потратят часть накопленной прибыли прошлых лет в предложенном варианте: на выплату дивидендов по размещенным привилегированным акциям общества направят до 6,94 млн рублей, остаток прибыли в размере 90,4 млн рублей(около $ 2,637 млн) оставить нераспределенным», — сообщили в пресс-службе «Мечела».
Кроме того, на собрании акционеров был обновлен состав правления. Игорь Зюзин , несмотря на заявления (и даже требования кредиторов Группы «Мечел») сохранил за собой свое место в составе правления компании.
Количество членов совета директоров компании осталось неизменным по сравнению с 2013 годом, однако покинувших «Мечел» Евгения Михеля и Роджера Яна Гейла заменили новые топ-менеджеры Владимир Коровкин и Олег Коржов.
«Евгений Михель завершил ключевые инвестиционные проекты компании, продал большинство нестратегических активов, и его уход был добровольным», — сообщили в пресс-службе «Мечела».
Олег Коржов, пришедший на смену Михелю, должен руководить компанией до конца 2014 года. Среди задач, которые стоят перед Коржовым, называлось, в частности, завершение продажи активов на Украине и в США. Перед новым руководителем ушедшего в затяжной кризис холдинга поставлена задача — до 2015 года закрыть три крупные сделки Группы «Мечел», от которых, возможно, зависит дальнейшая судьба компании Игоря Зюзина.
Окончательный состав совета директоров «Мечела» выглядит следующим образом: 1. Артур Дэвид Джонсон 2. Владимир Гусев 3. Игорь Зюзин 4. Алексей Иванушкин 5. Игорь Кожуховский 6. Олег Коржов 7. Владимир Коровкин 8. Юрий Малышев 9. Виктор Тригубко
Предбанкрот
«Мечел» — одна из самых закредитованных компаний российского металлургического и горнодобывающего сегмента . По итогам 2013 г. ее чистый долг составил $8,6 млрд, при этом на обслуживание кредитов (процентные отчисления) компания в прошлом году потратила $742 млн, а EBITDA составила всего $730 млн. Таким образом, компания тратит на обслуживание долга больше, чем зарабатывает , констатируют «Ведомости».
«Мечел» обслуживает долг не за счет EBITDA, а за счет операционного денежного потока, объяснил старший вице-президент «Мечела» по финансам Станислав Площенко на телеконференции с инвесторами в мае. Спустя неделю Площенко ушел из компании, его кресло занял Андрей Сливченко, бывший исполнительный директор аптечной сети «36,6».
Обслуживать долг из операционного потока можно только одним способом — задерживая платежи контрагентам и направляя высвободившиеся средства на оплату процентов , говорил аналитик RMG Securities Андрей Третельников: « У компании нет выхода, ей приходится договариваться с поставщиками об отсрочке».
Но кредиторами «Мечела» уже стали и его контрагенты. В начале мая Арбитражный суд Москвы арестовал счета дочерней структуры «Мечела» — «Мечел-транса» по иску железнодорожного оператора «Нефтетранссервис» на 60,5 млн руб. Из материалов суда следует, что дочка «Мечела» не заплатила «Нефтетранссервису» за перевозки. Согласно картотеке арбитражных дел Высшего арбитражного суда России с осени 2013 по январь 2014 г. дочерние структуры «Мечела» — «Якутуголь», «Южный Кузбасс», Челябинский металлургический комбина (ЧМК) и др. — суммарно получили более 18 исков о банкротстве за неисполнение обязательств по контрактам (часть из них была отозвана, после того как они погасили долги), напоминают «Ведомости».
«Мечел» останется без Зюзина?
По состоянию на 10 апреля крупнейшими кредиторами «Мечела» были Газпромбанк ($2,3 млрд), ВТБ ($1,8 млрд) и Сбербанк ($1,3 млрд). Представители Газпромбанка и Сбербанка от комментариев отказались. Их коллега из ВЭБа на вопросы не ответил.
Столь жесткая позиция банков — свидетельство того, что покупатель на актив уже есть , считает миллиардер из золотой сотни Forbes. Знакомый Зюзина подозревает, что компанией заинтересовался Геннадий Тимченко. Подтвердить это «Ведомостям» не удалось. Собеседники в банках-кредиторах об этом не слышали. А представитель Volga Group Тимченко заявил, что «вариант приобретения “Мечела” не рассматривается, переговоров не ведется», пишет «Общая газета».
Геннадий Тимченко
По другой версии "Мечел" будет интересен "профильным" бизнесменам – Владимиру Потанину или Алексею Мордашову : "Активы "Мечела" могут приобрести такие компании, как "Норильский Никель", либо "Северсталь". Также компанией может заинтересоваться Evraz, однако его долговая нагрузка из-за падения мировых цен на сталь и коксующийся уголь так же остается на высоком уровне. На данный момент сложилась не самая лучшая ситуация в металлургическом секторе, поэтому многие компании рассматривают возможность продажи своих активов".
Владимир Потанин
Алексей Мордашов
В целом же банки уже потеряли доверие к Игорю Зюзину, считает аналитик Raiffeisenbank Ирина Тригуб. По ее словам, «Мечел» не сможет расплатиться по всем своим долгам, к такой ситуации привел фактически управлявший компанией Зюзин: он скупал активы на пике стоимости, занимая под них деньги, а продавать начал, когда у компании уже фактически не было выбора , пишет Znak.
ВЭБ и банки-кредиторы согласились, что управление необходимо оставить за существующей командой, утверждает официальный представитель «Мечела». Лично Зюзин (владеет 67,42% компании) не комментирует свою роль в будущем «Мечела». Представители компании ограничиваются отказом от обсуждения планов основного акционера.
Собеседник РБК в Белом доме утверждает, что собственник металлургической компании заявлял о том, что готов отпустить актив и отойти от дел . «В правительстве Зюзину было предложено, чтобы в рамках реструктуризации долгов он расстался с компанией и как собственник, и как оперативный управляющий. Вроде бы он согласился», – говорит представитель российского банка-кредитора «Мечела». Однако знакомый Зюзина в разговоре с РБК выразил удивление такой трактовкой событий. По его словам, во время последней встречи он не говорил о том, что готов добровольно сложить свои полномочия. «Зюзин уверен в том, что ему окажут помощь в спасении компании, убежден, что замены среди российских менеджеров ему просто нет», – говорит собеседник РБК. Выходцы из компании также утверждают, что принципиальные решения без его участия не принимаются, несмотря на то, что формальные полномочия Зюзина ограничиваются советом директоров.
Тем временем Forbes говорит о Зюзине, как о фиаско года и пишет, что Игорь Зюзин, миллиардер с десятилетним стажем, чье состояние на пике достигало $13 млрд, в 2013 году выбыл из «Золотой сотни». Если бы Forbes оценивал его состояние на 3 декабря 2013 года, оно бы не превысило $300 млн — чуть более 2% от прежнего богатства! Такого сокрушительного падения не переживал ни один из участников российского списка богатейших.
В кризис компания Зюзина получила и получает финансовую помощь со стороны государства: несколько недель назад «Мечел» взял кредит ВЭБа в размере $2,5 млрд. Объем набранных «Мечелом» кредитов так велик, что компания ни при каких обстоятельствах не может погашать их в срок и живет только за счет новых заимствований, давно превратившись в «компанию-зомби».
Зюзин сохраняет присутствие духа и даже позволяет себе красивые жесты, немыслимые для человека в его положении. Например, оказавшись в конце 2008 года на грани банкротства, отказался от $1,5 млрд кредита ВЭБа просто потому, что счел проценты слишком высокими, отмечает Forbes.ru.
Но у Зюзина есть и связанная с банкирами личная история, которая может остановить рискованную игру владельца «Мечела». Для покупки бумаг своего партнера Владимира Иориха (сделка состоялась в 2005 году) он лично занимал деньги под залог акций компании, и долг этот не оплачен до сих пор.