FLB: Досрочные выборы губернаторов – насущная необходимость. Плох тот губернатор, который не стремится стать исполняющим обязанности губернатора
" Третий рейтинг эффективности
Предстоящие 14 сентября прямые выборы глав регионов, которые пройдут в 28 субъектах федерации, послужили для действующих губернаторов и новых претендентов своеобразным допингом, действие которого заметно уже сейчас. Об этом свидетельствуют результаты очередного, третьего по счету, "Рейтинга эффективности губернаторов", презентация которого состоялась 2 июня в Фонде развития гражданского общества (ФоРГО), сообщает корреспондент ИА REGNUM .
По традиции рейтинг эффективности представляют «Известия».
Тройка лидеров в рейтинге осталась неизменной: Дмитрий Кобылкин (Ямало-Ненецкий автономный округ, 98 баллов из 100 возможных), Анатолий Артамонов (Калужская область, 95 баллов) и Рустам Минниханов (Татарстан, 95 баллов). Не произошло изменений и в группе наименее эффективных губернаторов, рейтинг по-прежнему замыкают главы Брянской, Ярославской и Тверской областей.
В середине таблицы свои позиции сохранили лишь губернаторы Тамбовской (69 баллов, 42 место) и Омской (60 баллов, 69 место) областей, остальные либо выросли, либо упали. Наибольший антирейтинг набрал глава Рязанской области Олег Ковалев, который из-за потери 16 баллов из середины второй по эффективности группы скатился на третье место в группе со средним рейтингом. Обращает на себя внимание тот факт, что наиболее последовательный рост демонстрируют те главы регионов, которым 14 сентября предстоит переизбираться на новый срок. Быстрее всех продвигается вверх руководитель Республики Алтай Александр Бердников, который прибавил 5 баллов за два месяца и поднялся с 55-го на 53-е место в общем зачете. 4 пункта набрал липецкий губернатор Олег Королев (28 место), на 3 балла "подросли" главы Челябинской, Кировской и Вологодской областей, остальные кандидаты продемонстрировали более умеренный рост - 1-2 балла. Потеряли очки в преддверие выборов - минус 3 балла каждый - руководители Башкирии и Приморского края.
Однако наиболее впечатляющий результат продемонстрировали новички рейтинга, претендующие на губернаторские кресла в этом году. Среди них бесспорным лидером роста можно назвать временного главу ненецкого автономного округа Игоря Кошина, замыкающего группу сильнейших с результатом 79 баллов. Его предшественник Игорь Федоров по итогам первого рейтинга, вышедшего в марте 2014 года, занимал 73 место (группа с рейтингом ниже среднего, то есть слабейшая) с 47 очками. Хорошие результаты показали еще два новичка - врио губернатора Курганской области Алексей Кокорин и временный глава Удмуртии Александр Соловьев: оба получили по 53 балла и расположились в конце третьей группы (73-74 места). В первом рейтинге их предшественники замыкали самую слабую группу с 37 и 38 очками соответственно. Похоже, перспектива прямых выборов помогла активизироваться большинству кандидатов, особенно тем, кто претендует на пост главы региона впервые. Их нынешние результаты свидетельствуют также о правильности принятых после отставки предшественников кадровых решений, пишет ИА REGNUM.
Из «группы смертников», или «двоечников», с момента публикации предыдущего рейтинга выбыл еще один глава региона — губернатор Красноярского края Лев Кузнецов, на замену которому пришел Виктор Толоконский. Однако если до этого губернаторы из черного списка уходили в отставку в никуда, а некоторые и вовсе получали после своего ухода уголовное дело, то Кузнецов, напротив, получил целое Министерство по делам Северного Кавказа. При этом, как отмечает глава ФоРГО Константин Костин, усилили свои позиции те губернаторы, которые пошли на досрочные выборы, сообщают «Известия».
«Трансферное окно»
В сегодняшних российских социально-экономических реалиях выбранные народом главы регионов более эффективны . В ряде регионов уже сейчас действуют именно выбранные главы, и их эффективность подтверждает правильность решения президента страны, особенно в преддверии выборов 2018 года.
Итак, уход во ВРИО. По закону зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время участия в выборах освобождаются от исполнения должностных обязанностей. Копия соответствующего распоряжения в течении пяти дней со дня регистрации кандидата предоставляется в Избирком.
Также по закону кандидат, замещающий государственную должность, не может использовать преимущества своего должностного положения. В законе расшифровано, что понимается под таким преимуществом: привлечение подчиненных к выборам, использование государственных имущественных, телекоммуникационных, информационных, транспортных, организационных и прочих ресурсов.
Насколько эффективны эти ограничения, учитывая, что существует оговорка, практически нивелирующая их: соблюдение ограничений не должно препятствовать осуществлению Губернатором, баллотирующимся на второй срок, своих полномочий? Назначенный ВРИО прежний Губернатор, баллотирующийся на второй срок, фактически не может не использовать государственные ресурсы, ибо иначе будет не способен в полной мере исполнять Указ Президента о назначении временно исполняющим обязанности Губернатора.
Но, так или иначе, речь идет о выборах, а значит, что вступают в силу два важных фактора: легитимность и эффективность .
Легитимность избранных губернаторов держится на большинстве социально-активных жителей их регионов. Избранные главы лучше «слышат» свой регион, ведь во время избирательной кампании они и их доверенные лица встречаются с большим количеством избирателей.
Кроме того, обладая поддержкой населения своего региона, они более активно и эффективно работают как лоббисты интересов своих регионов на федеральном уровне. Это для региона сегодня тема острая. Особенно, если регион дотационный, нуждающийся в поддержке федерального центра. Безусловно, многое зависит от природного богатства региона, его стратегической важности на федеральном уровне. И еще немаловажный фактор – насколько губернатор участвует в международных проектах, особенно по привлечению инвестиций. Тем более в нынешних условиях, когда на Россию обрушиваются санкции Запада. Здесь дипломатия избранного губернатора будет иметь большую привлекательность, чем назначенного, особенно в глазах мировой общественности.
Эффективность работы главы региона, конечно, не в первую очередь зависит от того, назначен он или избран людьми. Вопрос в том, что главе региона поддержка народа значительно помогает в работе, когда он отстаивает его интересы перед лицом глав федеральных ведомств и таких же, как он, руководителей регионов.
Таким образом, досрочные выборы для многих субъектов федерации – насущная, жизненная необходимость.
Нельзя игнорировать и то, что согласие на досрочную отставку и последующее выдвижение получают , по мнению главы ФоРГО Константина Костина, лишь те губернаторы, которые реально смогут победить . Не случайно на их встречах с президентом (именно на таких встречах глава государства дает согласие на отставку) речь идет о достигнутых результатах и начатых программах развития. Большинство региональных лидеров, решивших идти на выборы, находятся в первой или во второй группах рейтинга, то есть в "отличниках" или "хорошистах", отмечает «РГ».
При этом «трансферное окно» для отставок с последующим переизбранием скоро закроется, напоминает Леонид Давыдов, руководитель Экспертного центра ФоРГО. Для объявления о новых отставках осталось дней десять - потом фактически начинается избирательная кампания. Так что сейчас губернаторы, отмечает Давыдов, уже находятся «в разогретом для себя состоянии». Борьба за голоса избирателей началась, что только укрепляет позиции губернаторов в рейтинге - методика его составления такова, что самый большой вес среди всех факторов имеют социологические исследования.
О том, насколько хорошо или плохо губернатор справился со своей предвыборной кампанией, можно будет после сравнения нынешнего рейтинга и следующего, который выйдет в августе. А вот после сентября , предполагает Давыдов, рейтинги могут начать снижаться . В августе станет более понятной и эффективность тех, кто недавно занял свои посты и оказался в рейтинге впервые. Сейчас у «новичков» очень разные показатели. Например, Игорь Кошин, глава Ненецкого автономного округа, набрал 79 баллов, а Алексей Кокорин, возглавивший Курганскую область, - всего 53 (худший показатель рейтинга составляет 47 баллов). Такой разброс в оценке «новичков», объясняет Костин, вызван рядом причин - на кого-то давит негативный балласт предшественника, а кто-то просто еще недостаточно хорошо известен в своем новом регионе.
«Плох тот солдат, который не стремится стать генералом» - этот афоризм русского литератора XIX века Александра Погосского для современного российского воеводы больше не актуален. Плох тот губернатор, который не стремится стать исполняющим обязанности губернатора - вот как применительно с региональному начальству звучит современный эквивалент бессмертной фразы Погосского, анализирует рейтинг в «МК» Михаил Ростовский.
«В мировой политической истории такого, пожалуй, еще не было: как в принципе можно стремиться из полноценного начальника превратиться во временно исполняющего обязанности начальника? Но при всей внешней странности системы она достаточно четко работает.
Что реально имеет значение, так это составляемый в Кремле свой непубличный рейтинг губернаторской эффективности . Рейтинг, который, возможно, даже не представляет из себя единой бумаги, но который, тем не менее, определяет судьбы всех губернаторов - даже тех, кто принадлежит к формально оппозиционным партиям.
На практике это выглядит, например, так. В президентской администрации видят, что действующий губернатор Орловской области Александр Козлов выработал свой ресурс. В результате Козлов теряет должность. А и.о. губернатора становится член КП РФ Вадим Потомский. Кремль без боя сдает Орловскую область? Конечно, нет, полагает автор статьи.
В 2012 году Вадим Потомский был кандидатом на выборах брянского губернатора. И то, как он себя вел в ходе предвыборной кампании, понравилось президентской администрации. Потомский создал себе репутацию договороспособного и эффективного политика . И вот результат: в области, где КПРФ обладает солидными позициями, кандидат от этой партии идет на выборы, получив открытое благословение Кремля.
Можно ли назвать подобные политические игры положительным явлением в нашей общественной жизни? Я, пожалуй, подожду выносить суждение — уж слишком это сложная и противоречивая материя. Но вот очевидно уже сейчас: «Его Величество Рейтинг» не просто сидит троне. Он еще и активно карает, милует и награждает, заключает Ростовский.
2 июня первый заместитель главы администрации президента Вячеслав Володин провел закрытое совещание с технологами и политологами. Встреча была посвящена предстоящим осенним выборам губернаторов, региональных парламентов и органов власти местного самоуправления, партийной системе и реформе местного самоуправления, пишет «Накануне.ru».
Как и в прошлом году, за каждым из экспертов закреплены регионы, в которых они в период предвыборной кампании проведут своеобразный «внешний аудит». Конкретное закрепление за регионами не раскрывается, чтобы публичность не помешала объективности мониторинга кампании.
Кремль по-прежнему акцентирует внимание технологов на том, что стиль выборов должен соответствовать принципу «открытость, конкурентность, легитимность».
Поскольку осенью пройдет большое количество досрочных губернаторских выборов, до экспертов была доведена позиция в отношении тех глав регионов, которые выступили с такой инициативой: если губернатор поставил вопрос о досрочном избрании и проявил желание получить поддержку, то он в первую очередь берет на себя ответственность за это решение и его последствия .
Цыплят по осени считают
Парламентская оппозиция объединилась вокруг законопроекта депутата Госдумы Михаила Сердюка («Справедливая Россия»), запрещающего главам регионов по личному желанию проводить досрочные выборы.
Автор законодательной инициативы предлагает внести поправки в законы «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов госвласти субъектов РФ» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».
Как указано в пояснительной записке, концепция законопроекта направлена на устранение «противоречивой» правовой ситуации, при которой высшее должностное лицо региона без вынуждающих к тому обстоятельств подает по собственному желанию в отставку, чтобы, не ожидая окончания срока полномочий, вновь баллотироваться в этом же субъекте РФ. При этом в такой ситуации должностное лицо совершенно не считается с незапланированными дорогостоящими бюджетными расходами текущего календарного года.
— Если каждый губернатор на год раньше пойдет на выборы, то это влечет за собой увеличение на 20% незапланированных расходов из казны на избирательную кампанию. А это миллионы рублей, по стране набираются уже сотни миллионов. Как только глава региона чувствует ухудшение своих позиций — сразу уходит на досрочные выборы. Но это не честно по отношению к избирателям, — говорит Сердюк. — Цыплят по осени считают. Отработай срок, отчитайся, что у тебя за весь период проделано. Если за отработанную пару-тройку лет весь план на пять лет выполнен, тогда другое дело. А так это совершенно несправедливо.
По мнению депутата, сегодня главы регионов часто используют маневр с досрочной отставкой для проведения выборов в удобный для них момент в качестве и.о. главы региона, когда потенциальные противники даже не готовились к избирательной гонке.
Такая практика, по мнению Сердюка, позволяет выстроить кампанию под одного кандидата, лишает обескураженных противников возможности ведения продуманной борьбы за пост, так как они ожидают выборов в положенный по закону срок, информируют "Известия".
Список губернаторов-досрочников, который закроется 16 июня, будет опубликован на FLB.ru в ближайшее время.