Тендер состоится в форме конкурса с закрытой подачей предложений о цене. Имущество ТЭЦ выставляется единым лотом, в него включены здания и сооружения (15 объектов), движимое имущество (оборудование, самоходная и подъемная техника, системы коммуникации, котлы).
Прием заявок ведется до 18 апреля, итоги тендера планируется подвести 23 апреля.
Согласно сообщению, если первый конкурс не состоится, то организатор проведет повторный, где начальная цена имущества составит 97,12 млн рублей. Итоги повторных торгов, в случае их проведения, должны быть подведены 6 июня.
Представитель БЦБК пояснил агентству, что если и на повторном конкурсе ТЭЦ никто не купит, то она будет передана администрации Байкальска».
«ТЭЦ БЦБК раньше обеспечивала теплом и электроэнергией основное производство, теперь она поставляет теплоэнергию Байкальску с населением 13 000 человек», - уточняют в понедельник «Ведомости».
«Кредиторы Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) ранее решили выставить ТЭЦ на торги, - передает сегодня информационное агентство ИТАР-ТАСС.
Региональные власти рассчитывают в перспективе заменить устаревшую ТЭЦ в Байкальске угольной котельной, проект за 1,5 млрд руб. прошел общественные слушания.
Для этого необходимо внести соответствующие изменения в 643-е постановление правительства РФ, запрещающее сейчас строительство такого объекта на берегу Байкала.
Предложение было поддержано Минэнерго РФ, однако вызывает возражения со стороны Минприроды.
49% комбината принадлежат государству в лице Росимущества, 51% - структурам предпринимателя Николая Макарова. С декабря 2012 года на предприятии введена процедура конкурсного управления, залоговым кредитором по требованиям в размере около 1 млрд 352 млн рублей стал Внешэкономбанк».
При этом, как сообщают российские СМИ, Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (БЦБК) инициирует вторую волну сокращений в связи с закрытием производства.
«Уведомление о сокращении уже получили 349 сотрудников ЦБК, которые сейчас задействованы на ТЭЦ комбината, которая отапливает Байкальск, - пишет в понедельник «Новая газета».
Уточняется, что уведомления о сокращении сотрудники ЦБК получили еще на прошлой неделе. По закону, они должны быть уволены через три месяца, то есть официально это произойдет 9 июня.
По словам представителя БЦБК, 146 человек из числа сотрудников комбината не могут быть уволены, так как относятся к категории социально защищенных граждан.
«Где их можно будет задействовать на остановленном производстве, пока непонятно», — утверждает источник агентства на комбинате.
«На период проведения процедуры банкротства предприятия предполагается сохранить рабочие места за 91 человеком, - уточняет ИТАР-ТАСС со ссылкой на представителя БЦБК.
Вместе с тем, часть сокращаемых с ТЭЦ сможет впоследствии вернуться на ту же работу после того, как городской теплоисточник будет передан новому собственнику.
"Новая управляющая компания к следующему отопительному сезону снова будет набирать себе штат, но так много сотрудников ей вряд ли потребуется", - поясняют на комбинате”.
«С 2013 года идет поэтапное закрытие Байкальского ЦБК, работавшего с 1966 года. Предприятие является градообразующим для города Байкальска, где живут около 15 тысяч человек. С осени прошлого года ЦБК прекратил выпуск целлюлозы. На данный момент работы лишились уже около 850 человек», - напоминает телекомпания «Мир 24».
«Идея заключается в том, чтобы ничего не ломать на территории ЦБК, а, используя имеющиеся сооружения, сделать внутри туристический объект, представив там наши заповедники и особо охраняемые территории вместе как некий «экспоцентр заповедников», - поясняет Владимир Микулик, директор фонда «Зелёное будущее», работавшего над концепцией реновации ЦБК по поручению Минприроды.
В пресс-службе Минприроды сообщили, что поддерживают идею создания тематического парка. Глава пресс-службы Николай Гудков рассказал, что проект будет внесён в правительство, где по нему будет принято решение», - передавала телекомпания Russia Today.
В Минприроде видят на месте «токсичного» монстра «модное место» туризма и развлечений
“На месте закрытого Байкальского ЦБК сделают "модное местечко" – тематический парк, нечто вроде отечественного «Диснейленда». Обустройством территории займутся оппозиционно настроенные архитекторы из Московского института архитектуры и дизайна «Стрелка»”, - иронизировал сибирский интернет-ресурс Sakha News, очевидно, сомневаясь в выполнимости задуманного.
“Тематический парк будет включать экспоцентр заповедников, музей экологических катастроф, образовательный центр по обучению работников заповедников и туристический кластер», - уточнял лесопромышленный портал Wood.Ru.
«Создатели парка собираются оставить все здания и сооружения в целости, но наполнить их новым содержанием: к примеру, по цехам, где оставят оборудование, можно будет водить экскурсии, - рассказывало издание «Абакан сегодня».
Парк должен послужить развитию туриндустрии и на Байкале и предоставить рабочие места бывшим сотрудникам комбината. Пока большинство туристов приезжает сюда дикарями, инфраструктура не развита».
При этом, отмечают СМИ, располагаться это “туристическое чудо” будет в непосредственной близости от 12 полях с 6,2 миллионами тонн крайне токсичных отходов целлюлозного производства, на рекльтивацию которых не предусмотрено денег.
“Самому масштабному экологическому проекту в российской истории должна предшествовать программа по рекультивации отходов целлюлозного производства — сейчас 6,2 миллионов тонн ядовитого лигнина угрожает экосистеме Байкала гораздо больше, чем сам комбинат, - сообщало региональное издание «Байкал 24».
В ближайшие дни компания "ВЭБ Инжиниринг" планирует сдать проект по рекультивации лигнинных полей.
— Планируется сложнейшая, уникальная операция, потому что там не просто лигнин надо собрать, — рассказывает генеральный директор "ВЭБ Инжиниринг" Дмитрий Шейбе. — Там лигнин с хлором, с серой. Всего 12 полей. За годы отстоя все это перешло в такое гелеобразное состояние, которое очень сложно разделить обычным механическим способом — центрифугой. Это нужно как-то нейтрализовать и рекультивировать. Технологию подобрали, отработали, защитили, сейчас окончательную экспертизу сделал химфак МГУ. Отдельно мы обратились в сибирское отделение РАН, чтобы они нам провели экспертизу этого метода.
По словам Шейбе, ФЦП "Байкал" придется корректировать в сторону увеличения затрат на Байкальск, на который в программе было заложено 2,8 млрд.
— Этих денег не хватит даже на рекультивацию лигнинных карт, — уверенон. - Не говоря уже о санации всей площадки, модернизации очистных сооружений, которые необходимо под город подстраивать, и прочих вещах. Уточненную сумму я вам могу сказать через 2–3 месяца».
“Представители «Стрелки» свой проект обсуждать отказались, сославшись на одно из условий контракта, - писали «Известия».
— Человеку, приехавшему туристом на Байкал, делать там особенно нечего, — поясняет директор фонда «Зелёное будущее» Микулик. — Чтобы туристам было интересно приезжать на Байкал, необходимо, чтобы там появились маршруты на 3–5 дней, которые бы этому туристу были интересны. По результатам многочисленных исследований, которые там проводились, в том числе с участием «Стрелки», мы пришли к выводу, что Байкальск именно то место, где можно было бы эту всесезонную аттракцию создать.
Генеральный директор «ВЭБ Инжиниринг» Дмитрий Шейбе (Внешэкономбанк является основным кредитором БЦБК) сравнил планируемый на берегу Байкала экспоцентр с Диснейлендом.
— Под Парижем есть Диснейленд, где Америка достаточно агрессивно показывает свои достижения в очень привлекательной форме и за наши же деньги, — говорит Шейбе. — И настолько это интересно сделано, особенно популяризация бизнеса золотопромышленников XVIII–XIX веков. Надеюсь, у «Стрелки» получится нечто подобное — сохранить элементы производства той же целлюлозы: котлы, варочный цех... Они ребята изобретательные, и если всё это красиво обыграют, то из минуса это превратится в плюс.
Отправной точкой для креатива относительно будущего БЦБК стал поиск сценариев дальнейшей жизни сотрудников закрытого комбината. Впрочем, официально он еще не закрыт.
— Сейчас производство в режиме остановки, как говорят технологи, потом будет режим закрытия, — сказал Шейбе. — Реально мы в конце декабря представили сетевой график, предусматривающий консервацию, поэтапное закрытие объектов на территории БЦБК. Мероприятия растянутся, скорее всего, на 2–3 месяца. Формально БЦБК можно будет считать закрытым после последней печати Ростехнадзора — я думаю, реально это будет в конце апреля.
По данным ВЭБа, на комбинате официально cейчас работают 740 человек. Так как производство остановлено, но не закрыто, эти 740 человек сейчас числятся за предприятием.
— Они обслуживают ТЭЦ, а это один котел, — констатирует Шейбе. — Рассматриваются варианты как переобучения — на это выделены средства из иркутского областного бюджета, так и предусматривающие переезд. Например, есть заявка на 1,5 тыс. рабочих рук на Тихвинский вагоностроительный завод. Однако люди не особо рвутся покинуть Байкальск. Они ждут новых проектов, роста, большинство настроено позитивно.
Часть сотрудников БЦБК рассчитывают получить работу в проекте по рекультивации территорий, окружающих комбинат, где десятилетиями складировались отходы производства. Но когда стартует этот проект, пока непонятно. Собственно, эти отходы и представляют главную угрозу экологии Байкала.
— Основная проблема там была не в том, что комбинат отравлял озеро, — поясняет Микулик. — Сбрасывал он как раз мало. Главная опасность исходит от шлам-лигнина — побочного продукта целлюлозно-бумажной промышленности. Миллионы тонн, накопленных за годы работы БЦБК, лежат в селеопасных районах. Если сойдет сель — лигнин попадет в озеро и тогда случится катастрофа.
В ближайшие дни «ВЭБ Инжиниринг» планирует сдать проект по рекультивации лигнинных полей вокруг БЦБК в Минприроды.
Жители Байкальска ждут серьезных инвестиций из федерального бюджета — 42 млрд рублей якобы обещаны центром на обустройство Слюдянского района, где расположен Байкальск. При этом сметы статей, касающиеся непосредственно Байкальска и ЦБК, имеют тенденцию к значительному росту.
— Звучащая в СМИ сумма в 42 млрд — агрегированная, в ней все ФЦП и все совокупные траты по всем типам статей, — объяснил Шейбе. — Часть связана с автодорогами, часть с очистными сооружениями, с чем угодно. То есть всё, что есть по отношению к этому региону, просто суммировали и дали. Это не отдельный проект.
По словам Гудкова из Минприроды, по ФЦП «Байкал» есть определенная экономия, поэтому коррекция программы в сторону увеличения отдельных статей возможна.
В феврале 2007 года правительство учредило особую экономическую зону туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала», куда вошел Байкальск.
— Что касается ОЭЗ «Ворота Байкала», то сейчас на эту тему заложено 2,2 млрд рублей, — говорит Шейбе. — Мы сейчас сделали первый этап — размежевали землю. Министерство экономического развития просило нас сделать обоснование включения и земли, и объектов инфраструктуры БЦБК для корректировки цифр. И там цифра будет, может быть, не 2,2 млрд, а 6,7–6,8 млрд. Из этой суммы будет модернизироваться ТЭЦ, очистные сооружения, скорее всего, причальная стенка для развития логистики, развязки. В общей сложности на инфраструктурные составляющие будет потрачено от 15 млрд до 20 млрд рублей в период до 2020 года.
По данным ВЭБа, за год Байкал привлекает около 740 тыс. туристов, причем большинство приезжают дикарями. Чтобы поток туристов увеличился значительно (конкретные цифры пока не называются), на Байкале помимо парка «Заповедная Россия» планируется построить еще ряд объектов.
— Есть идея аквапарка с байкальской водой, сейчас идет этап технико-экономического обоснования, — поясняет Шейбе. — Как часть и аквапарка, и «Заповедной России», планируется рекреационная зона с отелями, коттеджами и т.п. Этим проектом уже заинтересовались компании, чьи имена хорошо известны в девелоперском бизнесе, это титульные имена. Плюс к этому можно упомянуть то, что уже существует — горнолыжный курорт «Соболиная гора», развиваемый Сбербанком и «Базэлом».
По словам Микулика, привлекать на Байкал планируется главным образом туристов из России, о налаживании турпотока из Китая пока речи не идет.
Главный редактор журнала «National Geographic Россия» Александра Грек считает, что привлечение туристов на Байкал — задача непростая.
— На Байкале летом купаться нельзя, зимой там очень холодно. Животный мир не особо богатый. Забайкальские степи очень унылы, и иностранцы редко задерживаются на Байкале больше, чем на два дня, — говорит Грек. — Виды там очень красивые, но вот я был там дважды и не могу сказать, что меня туда сильно тянет опять. Министерство туризма Бурятии делает очень много для привлечения туристов на Байкал уже сейчас, но не скажу, что это дает впечатляющий результат».