FLB: Самую криминальную сферу экономики собираются спасать. Эксперты считают, что это может обернуться социальными волнениями. Износ основных фондов ЖКХ в РФ достигает 75%-85%
" Чайка взялся за ЖКХ
Прокуроры выявили почти полсотни фактов хищения чиновниками бюджетных средств на Северном Кавказе при реализации целевых программ в сфере ЖКХ, ущерб составил более 250 млн руб.
«Установлено, что средства, выделяемые на модернизацию отрасли в рамках целевых программ, не всегда расходуются эффективно и законно. В истекшем году зафиксировано 48 фактов хищений, при этом сумма ущерба составила свыше 250 млн рублей», — сказал генпрокурор РФ Юрий Чайка. По его словам, все хищения совершены муниципальными чиновниками. Большая часть преступлений приходится на Дагестан и Чеченскую республику, писали в среду 22 января РИА Новости.
Выразив недовольство ситуацией в коммунальной сфере СКФО, генпрокурор РФ также потребовал ускорить расследование громких дел о хищениях в сфере ЖКХ на Ставрополье.
«Ряд дел о многомиллионных хищениях расследуются более двух лет, при этом прокурорами внесено только четыре представления — абсолютно нулевая реакция», — возмутился чиновник.
Чайка призвал прокурора Ставрополья Юрия Турыгина проанализировать причину волокиты и дисциплинарно наказать виновных. «Через полгода мы посмотрим, как эта проблема решена», — пообещал генпрокурор.
Ранее правоохранительные органы заподозрили сотрудников «Ставрополькрайводоканала» в мошенничестве и злоупотреблении полномочиями на 1,14 миллиарда рублей.
На гендиректора предприятия Вячеслава Сергиенко, который подозревается в хищении около 3,4 млн рублей, завели уголовное дело. Затем под следствие попал и главный инженер «Ставрополькрайводоканала» Абутдин Балабеков. Он исполнял обязанности гендиректора после ареста предыдущего и был уличен в мошенничестве на 1,1 млн рублей, пишет по этому поводу местное издание «КМВСити».
На совещании, которое генеральный прокурор РФ Юрий Чайка провёл в Ставрополе по вопросам состояния законности в жилищно-коммунальной сфере на Северном Кавказе, и на котором присутствовал полпред Президента РФ в СКФО Александр Хлопонин, врио губернатора Ставропольского края Владимир Владимиров и другие представители власти, также было отмечено, что в прошлом году в ходе прокурорских проверок на Северном Кавказе выявлено около 22 тысяч нарушений законодательства в сфере ЖКХ, для устранения которых внесено свыше 7 тысяч актов прокурорского реагирования.
Как отметил Юрий Чайка, острыми проблемами в округе являются наличие большого количества ветхого и аварийного жилья, а также изношенность инженерных сетей. Почти повсеместно выявлены факты некачественного выполнения работ, завышения объёмов, фальсификации строительной и сметной документации, отмечает «Комсомольская правда».
«За нарушения при установлении тарифов потребления коммунальных услуг прокурорскими проверками установлены случаи незаконного завышения стоимости энергоресурсов региональными органами тарифного регулирования, вскрыты факты, когда при заключении муниципальных контрактов и выполнении работ в сфере ЖКХ не проводятся торги», - сказал Ю.Чайка.
«Неадекватно складывается обстановка в деятельности контролирующих органов, проверки проводятся формально, отсутствует контроль за ранее выданными предписаниями», - отметил он. Также генпрокурор отметил, что на сегодняшний день долг Северного Кавказа за ЖКХ составляет без малого 96 млрд. рублей. Наиболее неблагоприятная ситуация сложилась, по словам Юрия Чайки, в Чеченской Республике и Ставропольском крае, сообщает «Интерфакс».
Здесь стоит напомнить, что еще в мае 2013 года сотрудники ГУП «Единый информационно-расчетный центр Чечни» подозревались Следственным комитетом в хищении 315 миллионов рублей, об этом сообщал официальный сайт ведомства. Возбуждено уголовное дело по статье «мошенничество», круг виновных устанавливается следствием.
По версии следователей, с января 2010 года по март 2012 года сотрудники ГУП перечисляли средства, полученные в качестве оплаты услуг от местного населения, на счета иных юридических лиц. Затем эти средства присваивались злоумышленниками.
Для справки
Доля основных фондов ЖКХ составляет более 26% от общего объема основных фондов страны стоимостью примерно 8 трлн рублей. В эту сферу входит 19 млн объектов жилищного фонда площадью почти 3 млрд. кв. метров. В стоимостном выражении ветхий аварийный фонд составляет 93 млрд рублей. В отрасли занято 3 млн. человек. ЖКХ потребляет более 20% энергоресурсов страны. Тем не менее, это самая неразгосударствленная отрасль экономики России.
В России по мелочи не воруют
Колокольцев о хищениях в ЖКХ: «В России по мелочи не воруют».
«Ну, душа такая», — парировал премьер Дмитрий Медведев.
Эти две фразы облетели СМИ в конце ноября 2013 года. Напомним, что преступления в сфере ЖКХ только в 2013 году нанесли ущерб государству почти на 3 млрд рублей, заявил глава МВД РФ Владимир Колокольцев на совещании с премьером Дмитрием Медведевым, где и прозвучали эти «крылатые выражения».
По данным Колокольцева, писал тогда BFM , всего с начала года сотрудники полиции выявили свыше трех тысяч преступлений, из которых более половины коррупционной направленности. Глава МВД добавил, что возбужденные уголовные дела в основном связаны с незаконным завышением тарифов на услуги ЖКХ и электроэнергию. «Например, в отношении должностного лица компании «Владимирэнергосбыт», которое подало недостоверные сведения об объемах ранее реализованной электроэнергии, в результате этого потребителю причинен ущерб в размере более 500 млн рублей», — рассказал министр.
По итогам 2012 в федеральных округах в январе 2013-го были проведены проверки более чем в 12 тысячах организаций и дана оценка законности использования около 300 миллиардов рублей, из которых 60% составили средства фонда содействия реформированию ЖКХ», - рассказал год назад первый заместитель генерального прокурора РФ Александр Буксман.
Он также отметил, что в общей сложности тогда было выявлено свыше 16 тысяч нарушений законодательства, в связи с чем прокурорами внесено 5,5 тысячи представлений, в суды направлено 2700 заявлений с требованиями о возмещении материального ущерба на сумму около 1,4 миллиарда рублей.
«По инициативе прокуроров 2700 должностных лиц привлечены к дисциплинарной и материальной ответственности. Возбуждено 450 уголовных дел по фактам хищений, злоупотребления должностными полномочиями, их превышения, коммерческого подкупа», - сказал первый заместитель генпрокурора.
Кстати, о том, что хищения в ЖКХ приняли характер эпидемии, Дмитрий Медведев говорил еще, будучи президентом. Напомним, что только с марта по август 2011 года в России выявлено 13 тысяч случаев хищения средств организациями ЖКХ. Преступления совершались с помощью фирм-однодневок и фиктивных документов.
Первая в России полиция ЖКХ
Напомним, что в конце ноября после громких заявлений относительно махинаций в одной из самых криминализированных сфер экономики в Волгоградской области по инициативе руководства регионального МВД создан новый и пока единственный в России отдел полиции, основной задачей которого является выявление преступлений в сфере жилищно-коммунального хозяйства. У всех его сотрудников, специально отобранных в управлении экономической безопасности и противодействия коррупции, по два высших образования - юридическое и экономическое.
Вызвано это было тем, что в Волгоградской области задолженность управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями уже превысила четыре миллиарда рублей! Оказалось, в том, что образовались такие задолженности, виновны вовсе не обычные жители, которые в большинстве своем добросовестно платят по счетам. Эти деньги зачастую переводятся не туда, куда положено. Они просто исчезают бесследно.
Мошеннических схем, в которых сейчас разбираются правоохранители, оказалось великое множество. Деньги перечислялись на зарплату и премии руководству и сотрудникам. При этом зарплата, которую получало руководство УК, была в десятки раз выше средних по региону - по 100-300 тысяч рублей. Для «служебной деятельности» приобретались роскошные автомобили. Крупные суммы переводились на счета десятков фирм-однодневок, которые после обналичивания объявлялись банкротами. Выявлены сотни фальшивых договоров, по которым миллионы попросту исчезали. Так, в Красноармейском районе руководителя управляющей компании подозревают в том, что он положил себе в карман 33 миллиона рублей. А от ООО «Родной город» не поступил оплаченный населением 161 миллион. Против ТСЖ «Водострой» было возбуждено уголовное дело об ущербе в 36 миллионов рублей, причиненном «Водоканалу»...
- С начала года в Волгоградской области проведено более 70 проверок в сфере ЖКХ. Уже 33 уголовных дела направлены в суд. Доказано: большинство из управляющих компаний занималось хищением денежных средств, - сообщал в конце осени заместитель начальника пресс-службы ГУ МВД России по Волгоградской области Антон Корнаухов.
Одним из самых резонансных стало дело скандально известного экс-председателя территориальной избирательной комиссии Олега Серенко, который подозревается в мошенничестве в особо крупных размерах. Чиновник оказался замешанным в хищении более 65 миллионов. Сейчас он скрывается от правосудия и объявлен в розыск.
По версии следствия, в сентябре 2012 года Серенко, являясь соучредителем крупнейшего в области вычислительного центра, призванного производить расчет с населением за коммунальные услуги, а также принимать соответствующие платежи, создал преступную схему хищения денежных средств, полученных от потребителей в качестве оплаты за электроэнергию и подлежащих обязательному перечислению в ОАО «Волгоградэнергосбыт».
- По указанию подозреваемого МВЦ перечислило на лицевой счет Серенко, а также счета пяти его знакомых 35 миллионов рублей. Еще 30 миллионов были похищены путем перевода на счет лжепредприятия, с которым якобы был заключен договор на поставку компьютерного оборудования, - рассказала старший помощник руководителя СУ СК РФ по Волгоградской области Наталия Куницкая, рассказывал «Центр муниципальной экономики» ЦНИС .
ЖКХ между молотом и наковальней (мнения экспертов)
Однако, как полагают эксперты, спасение отечественного коммунального хозяйства может обернуться социальными волнениями.
Институт экономики города уверен, что россияне должны платить за коммунальные услуги 11-12% от своих доходов. Это обеспечит выход сектора из кризиса, ведь бюджетных денег на это не хватит.
Как раз об этом говорится в исследовании ФИЭГ «Формирование подходов к выработке инвестиционной политики бюджетов бюджетной системы РФ на развитие жилищно-коммунального комплекса РФ». Работа выполнялась в рамках государственного контракта с министерством экономического развития. По сути, Минэкономразвития просто изыскивает для ЖКХ такие сценарии ограничения роста тарифов, которые не задушили бы сектор и дали ему возможность развиваться не только за счет бюджетных инвестиций. Только получается это пока не очень, пишет «КМ.ru»
Директор направления «Городское хозяйство» Института экономики города Сергей Сиваев
Для оценки возможностей изменения в лучшую сторону ситуации в жилищно-коммунальном комплексе Институт экономики города предлагает ввести целевой критерий экономической доступности услуг ЖКХ для населения. В качестве целевых на каждый конкретный год использовались значения, установленные в этой программе: 2014 год – 11%, 2015 год – 12%, 2016 год – 12,1%, 2017 и последующие годы – 11%. Другими словами, в озвученные периоды расходы населения на ЖКХ будут составлять 11-12%. «Мы не говорим, что население должно платить 12% своих доходов за жилье. Но по результатам многих исследований видно, что если расходы на оплату коммунальных услуг не превышают 11-12% доходов, то граждане к этому относятся нормально, это не критично. Если они превышают эту планку, то что-то начинает происходить: например, люди не улучшают жилищные условия, не занимаются повышением энергоэффективности», – говорит один из авторов идеи Сергей Сиваев.
Обосновывают свое мнение в институте вообще просто. Существующие госпрограммы содержат целевые значения показателей деятельности организаций ЖКХ РФ на средне- и долгосрочную перспективу. Для их достижения необходимо существенное увеличение инвестиций в модернизацию и развитие ЖКХ – за период 2014-2030 гг. по сравнению с фактическим результатом 2012 года они должны увеличиться в 1,4 раза. При этом в большинстве субъектов РФ этот рост будет значительно более существенным: в 15 субъектах – ежегодно в 1,5-2 раза, в 18 субъектах – в 2-3 раза, в 29 субъектах – в 3-5 раз, в 6 субъектах необходим рост ежегодных инвестиций более чем в 6 раз. И этот рост, полагают эксперты, не может быть обеспечен за счет тарифной выручки; более того, он потребует существенного увеличения объемов бюджетных расходов.
Реализация же предложенного институтом сценария позволит уже в 2016-2017 гг. вывести тарифы для населения на экономически обоснованный уровень в 53 субъектах РФ и обеспечит модернизацию и развитие жилищно-коммунального комплекса за счет тарифной выручки. В 13 субъектах тарифы для населения будут оставаться на уровне ниже уровня экономически обоснованных вплоть до 2030 года. При этом абсолютно во всех субъектах значение критерия экономической доступности не будет превышать предельное, установленное федеральным законодательством.
Реализация предлагаемого сценария позволит также оптимизировать бюджетные расходы, связанные с предоставлением ЖКУ населению. Это произойдет за счет ликвидации неэффективных расходов (в целом за период 2014-2030 гг. они могут сократиться с 1,8102 триллиона до 229 миллиардов рублей в постоянных ценах 2012 года) и увеличения объемов предоставления субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг семьям с низкими доходами с 851,3 миллиарда до 1,3508 триллиона рублей в постоянных ценах 2012 года.
И все же тут есть логическое заблуждение, полагает автор статьи, ссылаясь на экспертов. По статистике, в среднем все домохозяйства расходуют порядка 7% от своих доходов на содержание ЖКХ, указывает советник председателя президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Алексей Онищенко. И можно ожидать, что увеличение этих расходов примерно в полтора раза служит вкладом в качественный рост в состоянии системы. Но рост платежей необязательно повлечет за собой качество. «Думаю, что необходимо решать организационный вопрос – создавать условия для эффективного функционирования системы, дать больше управленческих полномочий жильцам, обеспечить надлежащий контроль за деятельностью управляющих компаний», – говорит эксперт. Тратить на поддержание жилья в нормальном состоянии россияне могут столько, сколько позволяют их заработки.
На самом деле ЖКХ попало между молотом (снижение доходов населения) и наковальней (кризисное состояние отрасли). В текущих условиях продолжающегося спада экономики, замедляющегося темпа роста заработной платы и довольно высокой инфляции сложно будет обосновать резкое повышение тарифов, отмечает руководитель аналитического департамента ИК «Golden Hills-КапиталЪ АМ» Наталья Самойлова. На такие радикальные шаги можно идти в момент экономического бума, причем именно в тот период надо было создавать «стабилизационный фонд» на восстановление устаревшей инфраструктуры. Однако и оставлять все как есть тоже нельзя. Непонятен один момент: ежегодно проводится оценка текущего состояния активов ЖКХ, прогнозируется дальнейшее развитие, разрабатываются кратко-, средне- и долгосрочные планы, поэтому говорить о том, что отрасль внезапно развалилась, по меньшей мере нелогично.
К тому же гражданам пора привыкать к постоянным расходам на поддержание коммунального хозяйства в рабочем состоянии: ведь забота о содержании имущества всегда лежит на его собственнике, считает эксперт проекта «Общественная Дума» Сергей Литвиненко. Однако сейчас принятие решений в отношении систем ЖКХ выведено из компетенции собственников: что, когда и как ремонтировать, решают управляющие компании, а платить всегда должны жильцы. Это не стимулирует хозяйственников к поиску наиболее эффективных технических решений и методов управления.
Сумма задолженности населения растет, государство просто вынуждено идти на крайние меры: то обсуждается система скидок за предоплату (судя по всему, для того, чтобы закрыть на текущий момент дыру в бюджете), то система предоплаты на месяц вперед как обязательство (сначала платить за услугу, а потом получать ее). Вполне естественно, считает эксперт MFX Broker Юрий Прокудин, что с текущим состоянием бюджета ЖКХ нужно что-то делать. Но проблема здесь не в том, что у нас высокие тарифы на ЖКХ (в Европе они гораздо выше), а в том, что есть регионы, которые не платят: например, Северный Кавказ, чья задолженность за газ составляет ровно половину от общей суммы задолженности.
Наиболее эффективным, на мой взгляд, является «адресный подход», суть которого заключается в том, чтобы помогать небогатым слоям населения за счет субсидий, но не делать при этом какой-либо общий тариф. Технически мы приходим к ситуации, аналогичной ситуации в США, где, вероятнее всего, будет в полной мере принят «закон для богатых». Получается, уровень 11% кажется вполне логичной мерой: если малоимущие слои населения будут испытывать сложности, то к ним будут применяться субсидии. А у более богатых слоев населения сложностей с оплатой тех же самых 11% возникнуть не должно: ведь это лишь десятая часть их дохода, считает эксперт.
Нейтральные 11% только на первый взгляд выглядят небольшой суммой, но нужно понимать, что только в крупных городах население придумает, как расплатиться с такой бытовой ношей, возражает аналитик МФЦ Анна Линевская. В регионах доходы ниже в разы, вариантов для маневра не так много. Однако вероятность того, что подобное предложение будет принято и одобрено, очень велика: сегменту ЖКХ нужны деньги, и уже не очень важно, на что именно они пойдут. Такая инициатива будет способствовать лишь усилению социальной напряженности даже не столице – в регионах, и рассчитывать на улучшение качества жизни вряд ли стоит. Исходя из средних заработков, россияне могут безболезненно тратить на оплату ЖКХ порядка 5-7% от своих ежемесячных доходов; рост этой планки на 2% ежегодно тоже не сильно ударит по карману населения.
И в самом деле: в инициативе по общему увеличению тарифов есть нюансы, указывает Наталья Самойлова. Если брать за основу средний доход населения и рассчитывать из него 10-12%, запросто можно получить рост социального напряжения. К сожалению, в российских реалиях при широком разбросе заработной платы между малоимущими, средним классом и богатыми нельзя просто взять среднее арифметическое и вычислить средний доход . Если идти на повышение тарифов, то одновременно надо разрабатывать и четкую систему субсидирования, чтобы оказывать адресную помощь бедным. Возможно, следует рассмотреть варианты увеличения нагрузки на богатых в виде аналога «налога на роскошь».
Есть и еще более рациональные позиции. «Ничем такие инициативы не грозят. Если государство посчитает необходимым это сделать, то оно это сделает», – считает начальник отдела доверительного управления «Абсолют Банка» Иван Фоменко. Необходимо четко понимать, что должна быть обеспечена прозрачность расходования средств населения. Коммунальные услуги могут и должны быть дорогими, но в то же самое время они должны предоставляться соответствующего качества. В целом решение проблем ЖКХ – это, возможно, один из тех факторов, которые могут в настоящий момент поспособствовать ускорению российской экономики. Так сказать, хороший инфраструктурный проект. Однако это будет иметь эффект в том случае, если будет реализовываться с использованием рыночных механизмов, полагает издание .