Дело об аварии на АПЛ «Нерпа»: Оправдание признано законным
FLB: Повторный оправдательный приговор обвиняемым по делу об аварии на подлодке «Нерпа» Верховный суд РФ признал законным
"Командир атомной подлодки "Нерпа" Дмитрий Лаврентьев и матрос Дмитрий Гробов, обвинявшиеся по делу об аварии на АПЛ и затем оправданные, продолжат службу на флоте. "Дмитрий Лаврентьев будет продолжать служить на флоте. В качестве кого - пока не решено", - сообщил агентству начальник отдела информационного обеспечения Тихоокеанского флота капитан 1 ранга Роман Мартов. По его словам, продолжит свою службу в одном из экипажей и Дмитрий Гробов.
Как сообщалось ранее, Верховный суд РФ 19 сентября признал законным повторный оправдательный приговор обвиняемым по делу об аварии на подлодке "Нерпа" командиру АПЛ Дмитрию Лаврентьеву и трюмному матросу Дмитрию Гробову. Таким образом, - подчеркивает агентство, апелляционное представление прокуратуры Тихоокеанского флота (ТОФ) было отклонено.
Трагедия на АПЛ "Нерпа" произошла 8 ноября 2008 года во время ходовых испытаний в Японском море – напоминает агентство, - на борту субмарины неожиданно сработала автоматическая система пожаротушения, и в отсеки стала поступать смесь фреона и тетрахлорэтилена. Из 208 человек, находившихся на борту субмарины, в результате аварии погибли 20 человек, еще 21 человек был госпитализирован с отравлением.
Гособвинение настаивало на том, что система пожаротушения сработала по вине матроса Гробова, который нажал на клавиши и случайно ввел команду на подачу смеси. Ему были предъявлены обвинения по ч. 3 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности) и ч. 2 ст. 118 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью). Вина же Д.Лаврентьева, считало следствие, в том, что он не подготовил должным образом экипаж. Ему вменялось совершение преступления по п. "в" ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение полномочий).
26 апреля коллегия присяжных во второй раз признала их невиновными по всем пунктам. 29 апреля Тихоокеанский флотский военный суд вынес оправдательный приговор подсудимым командиру АПЛ Лаврентьеву и Гробову.
Как отмечает «Новая газета», «в период подготовки к испытаниям было зафиксировано 55 сбоев в опытной системе управления общекорабельными системами «Молибден-И», которая установлена на «Нерпе». Система «Молибден-И» в нарушении всех требований и ГОСТов не прошла межведомственных испытаний, потому что на них банально не было времени: сроки строительства «Нерпы» по контракту с Индией были и так уже безбожно просрочены. Гонка за сроками дошла до полного абсурда. Дело в том, что система аналогичная «Молибден» установлена на отечественных лодках проекта «Борей». Разработчик этих систем — крупнейший научно-производственный центр в области корабельной автоматики концерн НПО «Аврора». 3 февраля 2008 года в 20 часов 40 минут, 7 июля 2008 года в 17 часов 25 минут и 8 июля 2008 года в 10 часов 12 минут (соответственно за 9 и 4 месяца до трагедии на «Нерпе») были зафиксированы факты несанкционированного срабатывания системы ЛОХ на АПЛ «Юрий Долгорукий». Бортовой компьютер без участия человека дал команду и самопроизвольно открыл клапаны подачи огнегасителя в отсеки лодки. Несчастья не произошло по чистому везению: резервуары системы пожаротушения на «Юрии Долгоруком» не были заправлены огнегасителем. Причины срабатывания системы ЛОХ специалистами НПО «Аврора» выявлены не были. После повторного срабатывания в июле 2008 года (за 4 месяца до трагедии на «Нерпе») специалисты НПО «Аврора» установили программные «ловушки» в бортовом компьютере. Несанкционированные срабатывания системы ЛОХ на «Юрии Долгоруком» прекратились. Однако специалисты НПО «Аврора» не проверили и не перепрограммировали бортовой компьютер «Нерпы». О нештатных ситуациях с ЛОХ на «Юрии Долгоруком» командование ВМФ узнало ПОСЛЕ трагедии на «Нерпе». Следствие не дало никакой оценки этой информации, посчитав, что нештатные ситуации на «Юрии Долгоруком» и сбои в системе «Молибден» не имеют отношения к трагедии»– вспоминает издание.
Впрочем, вопросы, которые возникли в ходе расследования, ветераны ТОФ задали верховному главнокомандующему – президенту России, - направив еще в мае в адрес главы государства соответствующее письмо . В нём предлагалось досконально разобраться во всех деталях случившегося, чтобы обеспечить безопасность будущих проектов.