В Тихоокеанском флотском военном суде во Владивостоке завершились прения сторон в закрытом режиме по возобновленному делу об аварии на атомной субмарине "Нерпа".
«Во вторник на процессе слово дали потерпевшим - некоторые из них выступили за обвинительный вердикт, другие - за оправдательный, некоторые вообще не определились с мнением на этот счет. Об этом агентству "Интерфакс" 23 апреля сообщил адвокат Сергей Бондарь, защищающий одного из подсудимых по этому делу - командира подводной лодки Дмитрия Лаврентьева.
По словам адвоката, в ходе прений стороны защиты и гособвинения остались на своих позициях - адвокаты надеются добиться оправдательного вердикта, гособвинение настаивает на обвинительном вердикте. Следующее заседание суда назначено на 25 апреля. На нем обвиняемые капитан первого ранга Дмитрий Лаврентьев и старшина Дмитрий Гробов, которым в октябре 2011 года уже выносили оправдательный приговор, выступят с последним словом. Сергей Бондарь предположил, что вердикт коллегия присяжных огласит до конца следующей недели».
«Тем временем продолжаются споры по поводу обнародованной на днях записи разговоров, якобы сделанной на подлодке в момент аварии. Ролик был опубликован изданием "Свободная пресса" и вызвал негодование прокуратуры, которая посчитала материал попыткой давления на суд. Из записи следует, что фигуранты дела вели себя в полном соответствии с уставом службы, - сообщает во вторник Newsru.com.
Военная прокуратура Тихоокеанского флота во вторник официально заявила, что никакой секретной видеозаписи нет, поскольку на "Нерпе" не было системы видеоконтроля. Как считают в ведомстве, авторы статьи, скорее всего, имели в виду запись из аудиорегистратора событий, которая уже была полностью изучена в ходе следствия”.
“В ответ на это контр-адмирал Андрей Войтович заявил агентству РИА Новости, что, по его данным, видеозапись об аварии на АПЛ "Нерпа" все же существует, однако следствие не посчитало нужным приобщить её к уголовному делу.
"Как можно говорить о её несоответствии, если именно эта видеозапись, а не запись на диске, которую изъяла прокуратура в ходе работы комиссии главного штаба, повлияла на невозможность написания в акте расследования про неподготовленность личного состава экипажа", - утверждает Войтович.
По словам контр-адмирала, где находится оригинал записи, сейчас неизвестно, так как диск был изъят прокуратурой сразу после аварии. Как отметил Андрей Войтович, обнародованная запись "совершенно аналогична" записи с изъятого прокуратурой диска, только дополнительно несет видеоизображение прибора. Ролик "подтверждает безукоризненность действий командира и экипажа в соответствии с "Руководством по борьбе за живучесть" ВМФ", уточнил собеседник агентства».
В публикации сайта “Свободная пресса” говорилось: “в распоряжении редакции оказалась уникальная видеозапись, сделанная на «Нерпе» в момент аварии со своеобразного корабельного «черного ящика» - записывающего устройства П-424 М (двухканальное устройство для записи громкой и УКВ связи на борту). По мнению опрошенных редакцией специалистов-подводников, этот документ позволяет аргументированно опровергнуть многие доводы следствия.
Для начала – несколько пояснений. Видеозапись действительно зафиксировала действия экипажа в момент, когда во 2-м отсеке не санкционировано включилась система пожаротушения. То есть, 8 ноября 2008 года. Но просмотреть, что попало в объектив камеры, решили лишь 12 ноября. Поэтому на экране – разночтения в датах.
Качество записи не очень высокое. Но чтобы по ней все же воспроизвести картину тех драматических событий в море, «СП» попросила бывшего заместителя начальника штаба Тихоокеанского флота контр-адмирала запаса Андрея Войтовича прокомментировать видеозапись.
Вот пояснения адмирала:
«Действительно, неопытный человек не сможет понять всего того, что слышит на этом видео. Для тех, кто служил на лодках и оказывался в подобных ситуациях, все ясно. Команды и доклады членов экипажа звучат особенно невнятно с момента аварии, когда все подводники вынуждены были включиться в индивидуальные средства защиты дыхания. То есть, после 18 часов 54 минут.
Вначале мы с вами слышим размеренную, монотонную работу экипажа. Все круто меняется в 18.54.37 – по всему кораблю зазвучал ревун, предупреждающий о подаче огнегасителя во 2-й отсек.
18.54.45 - слышен голос: «Это что?» Почему такая реакция? Все неожиданно, не санкционированно.
18.54.49 - слышно как подводники начали включаться в изолирующие средства. Шумное дыхание – это человек включился в ШДА (шланговый дыхательный аппарат).
18.55.03 - аварийная тревога по кораблю. Это 25-30 звонков.
18.55.08 - команда о продувании средней группы цистерн главного балласта (ЦГБ). Лодка пошла на всплытие.
18.55.15 - объявлено по кораблю, что во 2-й отсек подан огнегаситель.
18.55.25 - дано приказание личному составу 1-го и 3-го отсекам занять рубежи обороны. 1-му - на кормовой переборке, а 3-му - на носовой переборке. В это же время даются команды в 1-ый и 3-ий на герметизацию.
18.59.39 - звучит команда «Начальнику медицинской службы прибыть во 2-й отсек!»
18.59.48 - идут доклады о состоянии отсеков и людей.
19.03.37 - начато вентилирование отсеков.
19.03.51 - вынос наверх пораженных. Все время от момента объявления аварийной тревоги шло выяснение обстановки по отсекам и состоянию людей.
На самом деле, это лишь фрагменты происходившего на «Нерпе» в те минуты. Видеозапись зафиксировала не все. Ведь после всплытия нужно было быстро выровнять давление в отсеках с атмосферным. Нужно приготовить систему вентиляции. По приказанию Дмитрия Лаврентьева приступили к эвакуации пораженных через 3-й отсек.
В целом, с точки зрения «Руководства по борьбе за живучесть», по быстроте и профессионализму все сделано безукоризненно и единственно правильно. Любые другие действия командира и экипажа привели бы к большему числу погибших. Лодке и людям была бы хана. ХА-НА!».
Как сообщали СМИ, авария на "Нерпе" произошла в Японском море в ноябре 2008 года во время ходовых испытаний. Тогда на субмарине несанкционированно сработала система пожаротушения, в результате чего произошел выброс газа. Из 208 человек, находившихся на борту, 20 погибли, еще 21 попал в больницу. Следователи предъявили обвинение командиру подлодки Дмитрию Лаврентьеву и трюмному машинисту Дмитрию Гробову. 14 октября 2011 года суд во Владивостоке оправдал Лаврентьева и Гробова. Однако в мае прошлого года Верховный суд отменил вердикт и вернул дело на повторное рассмотрение».