FLB: Коллегия присяжных единогласно оправдала обвиняемых по делу АПЛ «Нерпа» капитана Дмитрия Лаврентьева и старшину Дмитрия Гробова
"«Коллегия присяжных заседателей на повторном процессе по делу об аварии на АПЛ "Нерпа" в пятницу в Тихоокеанском флотском военном суде вынесла оправдательный вердикт подсудимым командиру субмарины Дмитрию Лаврентьеву и матросу Дмитрию Гробову, - передает 26 апреля агентство «Интерфакс».
25 апреля после завершения прений сторон обвиняемые, обращаясь к присяжным, вновь не признали себя виновными».
“На заседании в пятницу присяжные признали капитана первого ранга Дмитрия Лаврентьева и трюмного машиниста старшину Дмитрия Гробова невиновными по всем статьям обвинения, предъявленного им прокуратурой. Решение оправдать Лаврентьева и Гробова присяжные приняли единогласно.
Согласно закону, оправдательный вердикт присяжных заседателей влечет за собой постановление оправдательного приговора.
Гособвинение планирует оспорить оправдательный вердикт коллегии присяжных по делу об аварии на АПЛ "Нерпа", вынесенный в Тихоокеанском флотском военном суде, - сообщил агентству РИА Новости гособвинитель Феликс Мамот.
"На данный момент мы не можем полностью прокомментировать вынесенный присяжными вердикт, поскольку он основан на их мнении, как положено законом. Но в дальнейшем мы планируем оспорить данный вердикт после вынесения приговора суда", — отметил собеседник».
«Как сообщил агентству РАПСИ адвокат Лаврентьева Сергей Бондарь, защита надеялась на оправдательный приговор, и считает его объективным.
"Мы оцениваем этот приговор как объективный. Это суд народа, он вынес свое решение", - сказал он.
"Обвинение догадывалось, что будет вынесен оправдательный приговор, поскольку предоставленные нами доказательства указывали на это. Поэтому присяжные в отличие от прошлого процесса приняли оправдательный вердикт единогласно", - добавил Сергей Бондарь.
Как сообщил агентству один из родственников погибших в аварии членов экипажа "Нерпы", родственники погибших не согласны с оправдательным вердиктом, вынесенным присяжными».
“Накануне в суде завершились прения сторон и подсудимым было предоставлено последнее слово. Точные заявления моряков остались зафиксированными лишь в протоколе, так дело слушалось в закрытом режиме, однако известно, что оба отказались признать вину, - отмечает Newsru.com.
Старшина Гробов обвинялся в причинение смерти по неосторожности и причинение тяжкого вреда здоровью (ч.3 ст.109 УК и ч.2 ст.118 УК РФ). По версии прокуратуры, во время испытаний АПЛ "Нерпа" именно он подал команду на включение системы пожаротушения, по ошибке нажав на клавиши управления, после чего в отсеки начала поступать ядовитая смесь. Капитан Лаврентьев, настаивала прокуратура, должным образом не подготовил экипаж к эксплуатации корабля, ему было предъявлено обвинение в превышении полномочий (п. "в" ч. 3 ст. 286 УК РФ).
"Я доволен вердиктом, надеюсь, это решение будет окончательным. На время судебного процесса я был в распоряжении вооруженных сил, но в море не выходил. Теперь же, надеюсь, мне вновь доверят командовать подлодкой", - сказал после суда Лаврентьев. Он также выразил признательность всем, кто ему помогал.
Между тем Гробов заявил журналистам, что в данный момент не готов общаться: "Люди все услышали и поняли, я все это время надеялся на лучшее, мои надежды оправдались. После всего случившегося и пережитого мне не особо хочется разговаривать. Продолжаю служить на подлодке".
Авария на АПЛ "Нерпа" произошла 8 ноября 2008 года во время ходовых испытаний в Японском море в рамках очередного этапа государственной приемки. На борту находились 208 человек, из них 81 - военнослужащий, остальные - гражданские специалисты. Во время погружения корабля на перископную глубину на палубах второго отсека произошло несанкционированное срабатывание системы пожаротушения. В результате 20 человек (трое военнослужащих и 17 гражданских лиц) погибли, еще 21 человек получил ожоги дыхательных путей и обморожения.
Еще в ходе следствия военные эксперты и многие коллеги Лаврентьева и Гробова высказывались в их защиту. Капитана вообще призывали не судить, а наградить за спасение жизней 192 человек - по мнению сторонников моряка, его действия в момент ЧП позволили избежать увеличения числа жертв.
Вину же за трагедию возлагали на техническую неисправность и в том числе на ядовитую смесь, заправленную в систему пожаротушения. Так, бывший моряк-подводник, ныне писатель-маринист Александр Покровский в ходе повторного процесса по делу "Нерпы" опубликовал в издании "Фонтанка" открытое письмо, в котором со ссылкой на материалы дела заявлял: система пожаротушения на "Нерпе" была заправлена не чистым фреоном, а смесью, содержавшей тетрахлорэтилен, который и стал причиной гибели людей. Под обращением Покровского члены Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ собрали свыше двух тысяч подписей.
"Фреон почему-то заправляли ночью. И никаких следов, кто это делал, так и не было найдено. Когда начали разбираться, где и как был закуплен этот фреон, то выяснилось - пять фирм однодневок, которых тоже никто не нашел", - приводила "Свободная пресса" комментарий главы Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников и ветеранов ВМФ Игоря Курдина.
Издание также публиковало аудиозапись переговоров экипажа "Нерпы" в момент аварии, за что получило отповедь из прокуратуры: таким образом, сочли гособвинители, издание пыталось оказать давление на суд. Как бы то ни было, приглашенный эксперт "Свободной прессы" бывший замначальника штаба ТОФ контр-адмирал запаса Андрей Войтович так прокомментировал услышанное: "По быстроте и профессионализму все сделано безукоризненно и единственно правильно. Любые другие действия командира и экипажа привели бы к большему числу погибших. Лодке и людям была бы хана"».
23 апреля в публикации Агентства федеральных расследований FLB «В деле «Нерпы» всплыло видео аварии» говорилось: «в Тихоокеанском флотском военном суде во Владивостоке завершились прения сторон в закрытом режиме по возобновленному делу об аварии на атомной субмарине "Нерпа".
«Во вторник на процессе слово дали потерпевшим - некоторые из них выступили за обвинительный вердикт, другие - за оправдательный, некоторые вообще не определились с мнением на этот счет. Об этом агентству "Интерфакс" сообщил адвокат Сергей Бондарь, защищающий одного из подсудимых по этому делу - командира подводной лодки Дмитрия Лаврентьева.
По словам адвоката, в ходе прений стороны защиты и гособвинения остались на своих позициях - адвокаты надеются добиться оправдательного вердикта, гособвинение настаивает на обвинительном вердикте. Следующее заседание суда назначено на 25 апреля. На нем обвиняемые капитан первого ранга Дмитрий Лаврентьев и старшина Дмитрий Гробов, которым в октябре 2011 года уже выносили оправдательный приговор, выступят с последним словом. Сергей Бондарь предположил, что вердикт коллегия присяжных огласит до конца следующей недели».
«Тем временем продолжаются споры по поводу обнародованной на днях записи разговоров, якобы сделанной на подлодке в момент аварии. Ролик был опубликован изданием "Свободная пресса" и вызвал негодование прокуратуры, которая посчитала материал попыткой давления на суд. Из записи следует, что фигуранты дела вели себя в полном соответствии с уставом службы, - сообщало Newsru.com.
Военная прокуратура Тихоокеанского флота во вторник официально заявила, что никакой секретной видеозаписи нет, поскольку на "Нерпе" не было системы видеоконтроля. Как считают в ведомстве, авторы статьи, скорее всего, имели в виду запись из аудиорегистратора событий, которая уже была полностью изучена в ходе следствия”.
“В ответ на это контр-адмирал Андрей Войтович заявил агентству РИА Новости, что, по его данным, видеозапись об аварии на АПЛ "Нерпа" все же существует, однако следствие не посчитало нужным приобщить её к уголовному делу.
"Как можно говорить о её несоответствии, если именно эта видеозапись, а не запись на диске, которую изъяла прокуратура в ходе работы комиссии главного штаба, повлияла на невозможность написания в акте расследования про неподготовленность личного состава экипажа", - утверждает Войтович.
По словам контр-адмирала, где находится оригинал записи, сейчас неизвестно, так как диск был изъят прокуратурой сразу после аварии. Как отметил Андрей Войтович, обнародованная запись "совершенно аналогична" записи с изъятого прокуратурой диска, только дополнительно несет видеоизображение прибора. Ролик "подтверждает безукоризненность действий командира и экипажа в соответствии с "Руководством по борьбе за живучесть" ВМФ", уточнил собеседник агентства».
В публикации сайта “Свободная пресса” говорилось: “в распоряжении редакции оказалась уникальная видеозапись, сделанная на «Нерпе» в момент аварии со своеобразного корабельного «черного ящика» - записывающего устройства П-424 М (двухканальное устройство для записи громкой и УКВ связи на борту). По мнению опрошенных редакцией специалистов-подводников, этот документ позволяет аргументированно опровергнуть многие доводы следствия.
Для начала – несколько пояснений. Видеозапись действительно зафиксировала действия экипажа в момент, когда во 2-м отсеке не санкционировано включилась система пожаротушения. То есть, 8 ноября 2008 года. Но просмотреть, что попало в объектив камеры, решили лишь 12 ноября. Поэтому на экране – разночтения в датах.
Качество записи не очень высокое. Но чтобы по ней все же воспроизвести картину тех драматических событий в море, «СП» попросила бывшего заместителя начальника штаба Тихоокеанского флота контр-адмирала запаса Андрея Войтовича прокомментировать видеозапись.
Вот пояснения адмирала:
«Действительно, неопытный человек не сможет понять всего того, что слышит на этом видео. Для тех, кто служил на лодках и оказывался в подобных ситуациях, все ясно. Команды и доклады членов экипажа звучат особенно невнятно с момента аварии, когда все подводники вынуждены были включиться в индивидуальные средства защиты дыхания. То есть, после 18 часов 54 минут.
Вначале мы с вами слышим размеренную, монотонную работу экипажа. Все круто меняется в 18.54.37 – по всему кораблю зазвучал ревун, предупреждающий о подаче огнегасителя во 2-й отсек.
18.54.45 - слышен голос: «Это что?» Почему такая реакция? Все неожиданно, не санкционированно.
18.54.49 - слышно как подводники начали включаться в изолирующие средства. Шумное дыхание – это человек включился в ШДА (шланговый дыхательный аппарат).
18.55.03 - аварийная тревога по кораблю. Это 25-30 звонков.
18.55.08 - команда о продувании средней группы цистерн главного балласта (ЦГБ). Лодка пошла на всплытие.
18.55.15 - объявлено по кораблю, что во 2-й отсек подан огнегаситель.
18.55.25 - дано приказание личному составу 1-го и 3-го отсекам занять рубежи обороны. 1-му - на кормовой переборке, а 3-му - на носовой переборке. В это же время даются команды в 1-ый и 3-ий на герметизацию.
18.59.39 - звучит команда «Начальнику медицинской службы прибыть во 2-й отсек!»
18.59.48 - идут доклады о состоянии отсеков и людей.
19.03.37 - начато вентилирование отсеков.
19.03.51 - вынос наверх пораженных. Все время от момента объявления аварийной тревоги шло выяснение обстановки по отсекам и состоянию людей.
На самом деле, это лишь фрагменты происходившего на «Нерпе» в те минуты. Видеозапись зафиксировала не все. Ведь после всплытия нужно было быстро выровнять давление в отсеках с атмосферным. Нужно приготовить систему вентиляции. По приказанию Дмитрия Лаврентьева приступили к эвакуации пораженных через 3-й отсек.
В целом, с точки зрения «Руководства по борьбе за живучесть», по быстроте и профессионализму все сделано безукоризненно и единственно правильно. Любые другие действия командира и экипажа привели бы к большему числу погибших. Лодке и людям была бы хана. ХА-НА!».
Как сообщали СМИ, авария на "Нерпе" произошла в Японском море в ноябре 2008 года во время ходовых испытаний. Тогда на субмарине несанкционированно сработала система пожаротушения, в результате чего произошел выброс газа. Из 208 человек, находившихся на борту, 20 погибли, еще 21 попал в больницу. Следователи предъявили обвинение командиру подлодки Дмитрию Лаврентьеву и трюмному машинисту Дмитрию Гробову. 14 октября 2011 года суд во Владивостоке оправдал Лаврентьева и Гробова. Однако в мае прошлого года Верховный суд отменил вердикт и вернул дело на повторное рассмотрение».