«Товарищ Браудер» не отзывается на следственные действия
FLB: Глава Hermitage Capital объявлен в международный розыск в Тверском суде
"«Великобритания отказалась известить главу британского инвестиционного фонда Hermitage Capital Уильяма Браудера об уголовном преследовании в России, сообщила прокурор в Тверском суде Москвы, где рассматривается ходатайство о его заочном аресте, - передает сегодня агентство РАПСИ.
Прокурор зачитал ответ из английского ведомства, отвечающего за правовое сотрудничество, в котором сказано, что извещение Браудера о процессуальных действиях российских правоохранительных органов нанесет ущерб суверенности и безопасности страны.
Также на заседании судья зачитал документ об объявлении Браудера в международный розыск. Постановление датировано 8 апреля. Согласно российскому законодательству, после выдачи судом санкции на арест обвиняемого, материалы о его розыске будут переданы в российское отделение Интерпола.
Ранее FLB сообщало: “Глава британского инвестиционного фонда Hermitage Capital Уильям Браудер, который является в России обвиняемым по уголовному делу о хищении акций ОАО «Газпром», рискует надолго оказаться невыездным в Великобритании. Следственный департамент (СД) МВД в ближайшие дни планирует обратиться в суд с ходатайством о его заочном ареста, а затем объявить Браудера в международный розыск. Как показывает практика, английские власти вряд ли выдадут своего подданного, но размещение досье Браудера в базах Интерпола помешает ему покинуть пределы Соединенного Королевства, - пишут 17 апреля “Известия”.
Следствие намерено ходатайствовать об аресте международного финансиста из Великобритании, мотивируя свою просьбу тем, что Браудер не отвечает на запросы представителей МВД и без задержания у российской стороны нет возможности допросить его по уголовному делу.
5 марта 2013 года Браудеру через посольство Великобритании в Москве уже было вручено уведомление с переводом на английский язык, однако на эту повестку глава Hermitage Capital не отреагировал. 7 марта СД МВД также заочно предъявил Уильяму Браудеру обвинения в незаконном приобретении многомиллионного пакета акций «Газпрома» в тот момент, когда в России действовал мораторий на их покупку в отношении иностранных компаний и физических лиц. Следователи считают, что Браудер с помощью этих акций пытался влиять на руководство газового монополиста.
— С 2001 по 2004 год Браудер довольно активно и настойчиво направлял в «Газпром» свои требования. В частности, настаивал на изменении устава общества, ревизионной комиссии, правления и состава совета директоров. Он выдвигал свою кандидатуру в состав совета директоров, а своего партнера — в состав ревизионной комиссии. Аппетиты Браудера росли, — заявил представитель МВД.
Запрет на покупку акций российских компаний с госучастием для иностранных инвестиционных фондов действовал с 1997 года. По данным следствия, фонд Hermitage Capital, дабы обойти мораторий, зарегистрировал в России порядка 20 компаний, через которые в 1998–1999 годах было приобретено 7% акций «Газпрома» на сумму около $300 млн. Следователи считают, что только по одному юрлицу — ООО «Камея» — сумма ущерба, который понесло государство от незаконного вывода акций «Газпрома», составила не менее 3 млрд рублей.
В МВД на вопрос о скором аресте и объявлении Уильяма Браудера в международный розыск отвечать отказались.
— По данному поводу пока комментариев не будет, — заявили в пресс-центре МВД. Юристы Hermitage Capital заявили, что пока не знают об инициативе следователей объявить главу фонда в международный розыск.
Юристы считают, что у России мало шансов заполучить Браудера.
— Браудер имеет гражданство Великобритании, поэтому просить о его выдаче там бесполезно — по закону ни одна страна не выдает своих граждан другим государствам. Значит, остается надеяться на то, что Браудер поедет в другую страну и будет там задержан по линии Интерпола, — пояснил «Известиям» адвокат Игорь Трунов. — Ситуация будет зависеть от страны, где будет задержан Браудер. Если это, например, страны СНГ, то его могут быстро и без хлопот выдать в Россию. В европейских странах надо будет доказать, что его обвиняют правомерно и в деле нет политической составляющей.
Бурную деятельность в России, которая стала поводом для возбуждения уголовного дела, фонд Hermitage Capital начал вести сразу после дефолта, перед наступлением которого пропало $4,8 млрд, выделенных МВФ для стабилизационных операций Банка России. Перед исчезновением деньги были переведены на счет Republic National Bank, принадлежащего компаньону Браудера Эдмонду Сафре, однако дальнейшее перемещение средств отследить не удалось.
Причастный к нелегальной скупке акций «Газпрома» юрист фонда Hermitage Capital Сергей Магнитский скончался в столичном СИЗО «Матросская Тишина» 16 ноября 2009 года. Магнитский находился под стражей по обвинению в неуплате налогов на сумму 4 млрд рублей. Глава фонда Hermitage Уильям Браудер со своей стороны утверждал, что Сергея Магнитского преследовали за то, что он вскрыл крупную аферу: уплаченные фондом в бюджет России налоги в размере 5,4 млрд рублей якобы были похищены силовиками».
27 марта в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Прекрасно знал, что «злоупотребляет правом» говорилось: «бывший коллега скончавшегося в СИЗО осенью 2009 года юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского, обвиняемого в неуплате налогов, Константин Пономарев сообщил в Тверском суде Москвы, что подсудимым была применена бизнес-схема, которую он сам однажды подверг критике как незаконную.
Свидетель сообщил, что после одного случая перестал привлекать Магнитского к переговорам. "В рамках запроса клиента мы составили план для оптимизации их деятельности, чтобы обойти ограничения, имеющиеся на рынке. Магнитский выступал против этого плана, сказав в присутствии клиентов и Браудера, что это будет злоупотреблением права", - сказал Пономарев.
"Мне в ходе предварительного расследования предъявляли документы на английском языке, это была адаптация моих наработок. Причем за десять лет Магнитский даже не изменил ничего. Мне было удивительно, что тогда он (Магнитский) выступил против, а потом использовал эту схему", - отметил свидетель.
На вопрос адвоката обвиняемого, почему он уверен в подлинности писем, Пономарев сообщил, что они были за подписью Магнитского.
Свидетель также выразил уверенность, что подобную схему мог применить только Магнитский, поскольку другим людям (в том числе его коллеге Джемисону Файерстоуну) не хватило бы для этого знаний.
"С Браудером были чисто служебные отношения, с Магнитским - приятельские", - сказал Пономарев, уточнив, что учился с Магнитским в институте, а после и работал. По словам свидетеля, Магнитский был очень дотошным и квалифицированным специалистом, хорошо разбиравшимся в законодательстве», - передавало агентство РАПСИ.
«Константин Пономарев познакомился с Сергеем Магнитским в институте, когда они вместе учились в Российской экономической академии им. Плеханова. По словам свидетеля Пономарева, после окончания института он и Магнитский вместе работали в аудиторской компании, учрежденной Пономаревым. Сергей Магнитский занимал там должность аудитора, - сообщало агентство РБК.
Со временем фирма Пономарева приобрела крупного клиента в лице компании Уильяма Браудера Hermitage Capital. По его словам, Магнитский познакомился с Браудером в начале 1996 г.
Для оптимизации работы Hermitage Capital в России была разработана схема, согласно которой в штате компании должны были быть трудоустроены люди, 50% из которых являются инвалидами. Это освобождало компанию почти от всех налогов. При этом инвалиды были трудоустроены в компанию формально.
Как отметил Пономарев, "эта льгота есть и сейчас, но она настолько видоизменилась с тех пор, что реально ею пользоваться сейчас могут лишь действительно сами инвалиды в своих артелях". При этом он подчеркнул, что в 1996 г. в его компании схему с этой льготой использовали абсолютно законно.
Со временем законодательство поменялось, и по всей России эта льгота отменялась, в то же время в Калмыкии она еще действовала. Так в Элисте появились две компании, учрежденные Магнитским и Браудером: "Дальняя степь" и "Сатурн инвестментс". В своей деятельности они применяли схему с трудоустройством инвалидов для использования налоговых льгот, а также схему с инвестированием в экономику Калмыкии.
Инвестиции в экономику Калмыкии освобождали предпринимателей от уплаты налогов в федеральный бюджет, а в местный бюджет обязывали уплату лишь 50% налогов. Компании Магнитского и Браудера инвестировали в экономику республики лишь по 1000 руб., однако налоговыми льготами пользовались в полной мере.