«Бывший коллега скончавшегося в СИЗО осенью 2009 года юриста фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского, обвиняемого в неуплате налогов, Константин Пономарев сообщил в Тверском суде Москвы, что подсудимым была применена бизнес-схема, которую он сам однажды подверг критике как незаконную, - передает 27 марта корреспондент агентства РАПСИ из зала суда.
Свидетель сообщил, что после одного случая перестал привлекать Магнитского к переговорам. "В рамках запроса клиента мы составили план для оптимизации их деятельности, чтобы обойти ограничения, имеющиеся на рынке. Магнитский выступал против этого плана, сказав в присутствии клиентов и Браудера, что это будет злоупотреблением права", - сказал Пономарев.
"Мне в ходе предварительного расследования предъявляли документы на английском языке, это была адаптация моих наработок. Причем за десять лет Магнитский даже не изменил ничего. Мне было удивительно, что тогда он (Магнитский) выступил против, а потом использовал эту схему", - отметил свидетель.
На вопрос адвоката обвиняемого, почему он уверен в подлинности писем, Пономарев сообщил, что они были за подписью Магнитского.
Свидетель также выразил уверенность, что подобную схему мог применить только Магнитский, поскольку другим людям (в том числе его коллеге Джемисону Файерстоуну) не хватило бы для этого знаний.
"С Браудером были чисто служебные отношения, с Магнитским - приятельские", - сказал Пономарев, уточнив, что учился с Магнитским в институте, а после и работал. По словам свидетеля, Магнитский был очень дотошным и квалифицированным специалистом, хорошо разбиравшимся в законодательстве».
«Константин Пономарев познакомился с Сергеем Магнитским в институте, когда они вместе учились в Российской экономической академии им. Плеханова. По словам свидетеля Пономарева, после окончания института он и Магнитский вместе работали в аудиторской компании, учрежденной Пономаревым. Сергей Магнитский занимал там должность аудитора, - сообщает в среду агентство РБК.
Со временем фирма Пономарева приобрела крупного клиента в лице компании Уильяма Браудера Hermitage Capital. По его словам, Магнитский познакомился с Браудером в начале 1996 г.
Для оптимизации работы Hermitage Capital в России была разработана схема, согласно которой в штате компании должны были быть трудоустроены люди, 50% из которых являются инвалидами. Это освобождало компанию почти от всех налогов. При этом инвалиды были трудоустроены в компанию формально.
Как отметил Пономарев, "эта льгота есть и сейчас, но она настолько видоизменилась с тех пор, что реально ею пользоваться сейчас могут лишь действительно сами инвалиды в своих артелях". При этом он подчеркнул, что в 1996 г. в его компании схему с этой льготой использовали абсолютно законно.
Со временем законодательство поменялось, и по всей России эта льгота отменялась, в то же время в Калмыкии она еще действовала. Так в Элисте появились две компании, учрежденные Магнитским и Браудером: "Дальняя степь" и "Сатурн инвестментс". В своей деятельности они применяли схему с трудоустройством инвалидов для использования налоговых льгот, а также схему с инвестированием в экономику Калмыкии.
Инвестиции в экономику Калмыкии освобождали предпринимателей от уплаты налогов в федеральный бюджет, а в местный бюджет обязывали уплату лишь 50% налогов. Компании Магнитского и Браудера инвестировали в экономику республики лишь по 1000 руб., однако налоговыми льготами пользовались в полной мере.
Ранее в публикации «Спецоперация «Ликвидация» Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «банк HSBC закрывает инвестиционный фонд Hermitage Capital, работавший в России с 1996 года. Об этом сообщил его сооснователь Уильям Браудер (William Browder), - писала "Комсомольская правда".
"Он был слишком мал для того, чтобы быть жизнеспособным", - сообщил Браудер в телефонном интервью агентству Bloomberg. Он пояснил, что решение о работе фонда полностью зависело от HSBC, так как банк является доверительным собственником и управляющим Hermitage Capital».
«Банк HSBC принял решение о закрытии инвестиционного фонда Hermitage Capital, который работал в России с 1996 года.
Как сообщил глава Hermitage Уильям Браудер, фонд стал слишком мал, чтобы быть жизнеспособным. Решение полностью зависело от HSBC, который является доверительным собственником и управляющим Hermitage Capital, объяснил он».
«Решение о закрытии фонда, который работал в России с 1996 года, было принято после подачи целого ряда исков к его сооснователю Уильяму Браудеру. Его обвиняет в клевете российский следователь Павел Карпов. О причастности последнего к смерти Сергея Магнитского и к миллионным хищениям из российского бюджета неоднократно заявляли в Hermitage Capital. Иск подан в лондонский суд. Кроме того, в России Браудера обвиняют в уклонении от уплаты налогов», - сообщало НТВ.Ру.
«На пике своей деятельности в 2005 году Hermitage управлял активами стоимостью в 4 миллиарда долларов и владел долями в крупнейших российских компаниях, включая "Газпром" и Сургутнефтегаз, - отмечало агентство РИА Новости.
В том же году российские власти запретили Браудеру въезд в страну.
На момент закрытия фонд управлял активами всего в 45 миллионов долларов, а требования о возврате средств достигли 65% от стоимости активов фонда».
«HSBC еще в августе 2012 года заморозил деятельность Hermitage, чтобы оценить расходы по поданным против фонда искам. В январе, когда требования к фонду достигли 65 процентов его стоимости, составлявшей тогда 45,6 миллионов долларов, Браудер и HSBC договорились деятельность Hermitage прекратить, - сообщала накануне Лента.Ру.
Пресс-секретарь московского отделения HSBC Юлия Молчанова отказалась давать агентству пояснения по поводу закрытия Hermitage Capital.
Против 48-летнего Браудера в Лондоне подан иск о клевете, напоминает Bloomberg. Истцом выступает один из следователей по делу аудитора Hermitage Сергея Магнитского Павел Карпов, который настаивает, что не был причастен к его смерти и к хищению бюджетных средств в размере 5,4 миллиарда рублей. Такие обвинения выдвинули Браудер и его коллеги, распространив в интернете ряд видеороликов о коррупционной схеме.
В начале марта в Москве Браудеру заочно предъявили обвинение в мошенничестве. По версии следствия, бизнесмен руководил фирмами, которые в 1999-2004 годах скупали акции «Газпрома» в обход запрета на их продажу иностранцам. Согласно обвинению, общая сумма ущерба измеряется в миллиардах рублей, хотя окончательно пока не подсчитана. Кроме того, продолжается разбирательство дела о неуплате Браудером налогов в крупном размере.
Фонд Hermitage Capital в начале 2000-х годов являлся крупнейшим иностранным держателем акций российских предприятий. После начала преследования Браудер покинул Россию, а в 2008 году был арестован Магнитский, которого подозревали в разработке для фонда схемы по уходу от налогов. Год спустя аудитор умер в СИЗО. Коллеги Магнитского, в том числе и Браудер, связывают его смерть с тем, что он раскрыл схему масштабного хищения средств через возврат НДС и неоднократно обращался по этому поводу в правоохранительные органы».
Также на эту тему: «Уильям Браудер, коллега Джеймса Бонда», “Голубиная почта” Уильяма Браудера”, «Браудера обвинили по дипломатическим каналам», «Hermitage Capital’у припоминают Газпром», «Спецоперация Уильяма Браудера», «Расхитители Газпрома», «Магнитского ждет посмертный аудит», «Покойный слишком много «отмывал».
|