FLB: Сергея Хаджикурбанова, обвиняемого в соорганизации убийства Политковской, допросили о боевых товарищах
"«Следственный комитет РФ в рамках уголовного дела об убийстве главного редактора русской версии журнала Forbes Пола Хлебникова допросил экс-сотрудника РУБОП Москвы Сергея Хаджикурбанова, который обвиняется в расстреле обозревателя "Новой газеты" Анны Политковской. У него интересовались взаимоотношениями с рядом сейчас уж бывших высокопоставленных сотрудников МВД РФ, входивших в окружение экс-главы МВД РФ Владимира Рушайло. Особенно с теми, с кем Хаджикурбанов участвовал в операциях по освобождению заложников, - пишет 2 апреля в публикации агентства «Росбалт» Александр Шварев.
Как сообщил источник в правоохранительных органах, на прошлой неделе Сергей Хаджикурбанов был доставлен из СИЗО в здание СК РФ на Техническом переулке, что бы он подписал протокол об окончании ознакомления с материалами дела об убийстве Анны Политковской. Неожиданно Хаджикурбанову объявили, что одновременно его допросят по "делу Хлебникова" в качестве свидетеля. Дальше у него под протокол стали спрашивать о его взаимоотношениях с рядом бывших сотрудников МВД РФ, тесно связанных с Владимиром Рушайло (был начальником РУБОП Москвы, министром внутренних дел). В частности, просили подтвердить факт совместной работы с отдельными полковниками и генералами, рассказать о том, как Хаджикурбанов взаимодействовал с ними, что их связывало, помогали ли они ему подниматься по служебной лестнице и т.д. В первую очередь у обвиняемого интересовались экс-сотрудниками МВД РФ, с которыми он участвовал в освобождении заложников, захваченных бандитами в конце 1990-х-начале 2000-х годов. По данным "Росбалта", Хаджикурбанов отказался отвечать на вопросы следователя без адвоката и подписывать протокол допроса.
Источник в правоохранительных органах сообщил, что следующий раз Хаджикурбанов может быть допрошен по "делу Хлебникова" уже в качестве подозреваемого. По его словам, сейчас расследование об убийстве главного редактора Forbes заметно активизировалось: допрашиваются десятки свидетелей, устанавливаются все связи Хаджикурбанова, проверяются сотрудники МВД РФ, в том числе, с которыми он вытаскивал пленников из рук бандитов. В свое время Хаджикурбанов работал в отделе РУБОП Москвы (это ведомство было создано Владимиром Рушайло), специализировавшемся на разработке преступных группировок, состоявших из выходцев из Чечни и Ингушетии и на освобождении заложников. Сергей принимал участие в нескольких десятках операций по вызволению пленников, за которых требовали крупные выкупы, в том числе израильского мальчика Ади Шарона и сотрудника компании "Газкомплектимпекса". В СМИ появлялись сведения, что некоторые такие операции якобы приносили милиционерам крупные доходы.
О причастности Хаджикурбанова к устранению Хлебникова на допросах рассказал бывший сотрудник Оперативно-поискового управления ГУВД Москвы Дмитрий Павлюченков, обвиняемый в соучастии в нападение на Анну Политковскую и заключивший сделку со следствием.
Согласно его данным, весной 2004 года чеченскому "авторитету" Лом-Али Гайтукаеву поступил "заказ" на устранение Пола Хлебникова (следствие подозревает, что "заказчиком" был лидер "лазанской" преступной группировки Хож-Ахмед Нухаев). Гайтукаев подключил к работе Сергея Хаджикурбанова, находившегося в это время под подпиской о невыезде за должностные преступления. Для организации слежки за журналистом Хаджикурбанов, по версии Павлюченкова, привлек его самого и его подчиненных, тогда еще действующих сотрудников ОПУ. Позже эти же милиционеры следили за Анной Политковской, когда готовилось ее убийство. Вместе с подчиненными Павлюченкова Хлебникова "вел" и сам Хаджикурбанов. В один момент он заявил, что больше не нуждается в услугах сотрудников ОПУ. По данным СК РФ, дальше для слежки за Хлебниковым были привлечены братья Магомед и Казбек Дукузовы и их знакомые. Примечательно, что Хаджикурбанов так и не расплатился с Павлюченковым и его коллегами за выполненную работу.
Пол Хлебников был расстрелян вечером 9 июля 2004 года при выходе из редакции Forbes на улице Докукина в районе станции метро "Ботанический сад". Следователи считают, что непосредственным исполнителем убийства являлся Казбек Дукузов.
Дмитрия Павлюченкова уже вывозили к дому и офису Хлебникова в Москве, где он на месте показал, как велась слежка, где располагался Хаджикурбанов и т.д.
В ноябре 2012 года СК первый раз провел допрос Хаджикурбанова в рамках дела об убийстве Хлебникова. Тогда у Сергея прямо спросили, как проходила подготовка нападения на главреда Forbes, кто принимал в ней участие, как Хаджикурбанов осуществлял слежку за жертвой, передавал ли он собранную информацию Казбеку Дукузову, получал ли "заказ" на журналиста от Нухаева? По данным "Росбалта", Хаджикурбанов на большинство вопросов отвечать не стал. Также он отказался подписать протокол допроса.
"Павлюченко, чтобы выйти на свободу, готов давать любые показания следователям, — рассказал "Росбалту" адвокат Хаджикурбанова Алексей Михальчик. — Так можно раскрыть абсолютно все громкие преступления. При этом других реальных доказательств, подтверждающих слова Павлюченкова, просто нет. Пытаться прицепить Хаджикурбанова к убийству Хлебникова - настоящая авантюра следствия, стремящегося отчитаться о раскрытии резонансных преступлений".
Стоит отметить, что еще в 2012 году СК РФ проверял на возможную причастность к убийству Хлебникова и бизнесмена Бориса Березовского, который был много лет дружен с Нухаевым (последний одно время не "вылезал" из столичного офиса олигарха на Новокузнецкой улице).
"Целью устранения Хлебникова могло стать желание определенных сил показать, что власти не контролируют ситуацию в стране, вызвать волну протестных выступлений в России, а на Западе – волну возмущения на самом высоком уровне и т.д. Ну и заодно разобраться с журналистами, которые стали неугодными", — говорил ранее источник агентства в правоохранительных органах. Недавно Березовский умер в Лондоне – его тело со следами асфиксии нашли в ванной комнате особняка».
1 апреля в публикации Агентства федеральных расследований FLB «В деле Политковской всплывают «ложные воспоминания» говорилось: «предполагаемый организатор убийства обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской Сергей Хаджикурбанов сомневается в адекватности показаний другого фигуранта этого дела и главного свидетеля обвинения — экс-офицера столичного ГУВД Дмитрия Павлюченкова. Адвокат Хаджикурбанова Алексей Михальчик просит провести еще одну комплексную экспертизу состояния здоровья Павлюченкова, объясняя это тем, что тот не менее шести раз получал серьезные травмы головы и контузии, страдает эпилепсией, поэтому его показания могут быть «ложными воспоминаниями». Следствие со своей стороны напоминает, что доказательства по уголовному делу не основываются только на одних словах Павлюченкова.
Дело об убийстве Политковской фактически готово к повторной передаче в суд. Как сообщил «Известиям» адвокат Хаджикурбанова Алексей Михальчик, на днях он и его подзащитный, обвиняемый в организации преступления, подписали у следователя протокол о завершении ознакомления с материалами дела. Все остальные четверо обвиняемых и их защита также уже изучили 56 томов собранных следствием документов.
— Мы сразу подали несколько ходатайств о дополнении материалов предварительного следствия, которые должны быть рассмотрены в течение 10 дней, — пояснил Михальчик, — Речь идет о проведении дополнительных допросов ряда лиц, приобщении материалов допросов из другого уголовного дела и направления Дмитрия Павлюченкова на комплексную экспертизу.
По его словам, Павлюченков, на словах которого строится доказательная база, много раз менял свои показания. Например, вдруг вспоминал обстоятельства дела, которые якобы не помнил ранее. У адвокатов есть свое объяснение такому поведению. Они обратили внимание на зафиксированный следователями факт: Павлюченков неоднократно получал тяжелые травмы головы.
— Дважды он был тяжело контужен во время службы в Афганистане. Затем в начале 1990-х еще до службы в МВД Павлюченкова ударило током силой в несколько тысяч вольт — он получил обширные ожоги и некоторое время находился без сознания, — рассказывает адвокат Сергея Хаджикурбанова. — Затем были еще две тяжелых автоаварии и нападение на него в 2006 году после убийства Политковской, которое также закончилось травмами.
Адвокат также напомнил, что врачи поставили Павлюченкову диагноз «посттравматическая эпилепсия» и именно приступы этого заболевания несколько раз становились причиной для отложения судебных заседаний, когда бывший подполковник обжаловал вынесенный ему в конце прошлого года приговор.
Между тем, по его словам, именно показания Павлюченкова легли в основу обвинения Сергею Хаджикурбанову. Адвокат не настаивает на том, что Павлюченков оговорил его клиента, но не исключает возможность того, что новые показания могут быть вызваны «ложными воспоминаниями», возникшими из-за многочисленных травм головы и мозга.
Поэтому он просит провести комплексную экспертизу Павлюченкова различными специалистами: невропатологами, психиатрами и другими экспертами.
Под термином «ложные воспоминания» (парамнезия) медики подразумевают расстройство памяти и психики, которое выражается в смешении прошлого и настоящего, а также реальных и вымышленных событий.
К материалам следствия также просят добавить протоколы допросов Павлюченкова как свидетеля по делу о покушении на украинского бизнесмена Геннадия Корбаня. За организацию того преступления был осужден криминальный авторитет Лом-Али Гайтукаев, проходящий ныне в качестве главного организатора убийства Политковской.
— Вообще по результатам ознакомления с материалами дела я считаю, что его направление в суд является крайне самонадеянным поступком следствия. Надеюсь, нам удастся доказать перед присяжными невиновность Хаджикурбанова, — поделился с «Известиями» своей позицией Михальчик.
В Следственном комитете «Известиям» со своей стороны напомнили неоднократные заявления о том, что доказательства не могут быть основаны и не строятся только на показаниях Павлюченкова.
— Следствие, представляя доказательства по уголовному делу, никогда не основывается только на показаниях, и тем более одного человека, — прокомментировал Владимир Маркин «Известиям». — Следователи собирают прямые и косвенные улики и рассматривают и анализируют доказательную базу в комплексе.
Дарья Тренина, адвокат предполагаемого убийцы Политковской Рустама Махмудова — одного из проходящих по делу трех братьев Махмудовых, племянников Гайтукаева, пояснила «Известиям», что тот по-прежнему находится в «Матросской Тишине» и еще в ноябре прошлого года окончил читать материалы дела.
— Следствие сейчас торопится, поскольку у Рустама истек предельный срок содержания под стражей — 18 месяцев — и его уже дважды продлевали по «исключительным обстоятельствам», — говорит адвокат.
Она уточнила, что двое других братьев — Ибрагим и Джабраил, оправданные на первом процессе по делу Политковской, находятся на свободе под подпиской о невыезде и исправно являются по всем вызовам следователей. Тренина также надеется, что сможет добиться оправдания своего подзащитного. Она, помимо прочего, отмечает и много нестыковок в деле. В частности, видеозапись, на которой видна фигура убийцы журналистки, заходящего вслед за ней в подъезд. На видео заметно, что это человек худощавого телосложения, в то время как Рустам Махмудов довольно плотный мужчина, ранее занимавшийся борьбой.
Однако ситуация с Рустамом Махмудовым осложняется тем, что в отличие от остальных обвиняемых ему вменяется и еще одно преступление, совершенное за 10 лет до убийства Политковской. Речь идет о похищении группой лиц в 1996 году бизнесмена — выходца из Армении и о вымогательстве выкупа у его родных. Четверо похитителей тогда были схвачены и осуждены на сроки от пяти до семи лет лишения свободы. Махмудова же тогда не нашли и объявили в розыск.
По словам Трениной, в новом деле практически нет свежих данных о похищении коммерсанта в середине 1990-х. Оказалось, что допросить удалось лишь самого потерпевшего, который еще в прошлом веке уехал на родину в Армению. А подельники Махмудова в 1998–1999 годах были амнистированы, их обменяли на захваченных в Чечне в ходе боевых действий российских солдат-срочников.
По предположениям защитников обвиняемых, материалы дела об убийстве Политковской будут направлены на утверждение в прокуратуру в мае, а в июне–июле начнется судебный процесс», - писали «Известия».