"«Сергей Полонский из камбоджийской тюрьмы отправил сотрудникам компании «Поток 8» (бывшая Mirax Group) по электронной почте приказ об увольнении со всех постов гендиректора Алексея Алякина, - пишет 20 февраля интернет-издание Газета.Ру.
«Мы получили по электронной почте приказ об увольнении Алякина со всех постов. Приказ имеет номер», — сказали в пресс-службе компании.
В январе Полонский в своем ЖЖ писал, что «рад, что в этот сложный момент появился друг и партнер Алексей Алякин, в профессионализме и личных качествах которого я не сомневаюсь и уже знаю об успехах и маленьких победах», и что «новый владелец и товарищ Алексей Алякин доделает то, о чем я мечтал и не смог».
Ранее компания «Поток 8» сообщила, что Алексей Алякин заключил предварительные соглашения с действующими акционерами компании о покупке 100% ее акций и был назначен генеральным директором. До этого гендиректором ООО «УК «Поток 8» был Сергей Полонский. Сообщалось, что Полонский намерен продать свой бизнес».
Как сообщают СМИ, ««Поток 8» ранее работала под брендом Мirax Group. Компания реализовывала серию известных девелоперских проектов: деловой комплекс «Федерация» в «Москва-Сити», жилые комплексы «Форт Кутузов», «Кутузовская Ривьера» и «Рублевская Ривьера», Well House и ряд других. Среди планировавшихся, но нереализованных проектов Mirax был план застройки территорий в местах пролегания железнодорожных путей (в партнерстве с Российскими железными дорогами).
Кризис 2008-09 годов спровоцировал проблемы компании с выплатой долгов. Сооснователь бизнеса Полонский объявил о закрытии бренда, компания продолжила работать сначала как Nazvanie.net, затем – как «Поток 8».
С 2009 года связанные с Mirax компании допустили серию дефолтов по облигациям. Но в июле 2012 года «Поток 8» объявила о договоренности с кредиторами по вопросу реструктуризации долгов на 12,8 млрд рублей. Схема предполагает обмен существующих облигаций - три выпуска рублевых бумаг и два выпуска credit linked note (CLN) - на новый выпуск бумаг номиналом 14,5 млрд рублей или рублевых облигаций (выпуск на 1 млрд рублей). В качестве обеспечения кредиторы согласились принять восемь девелоперских проектов, а также личное поручительство Полонского.
Достройку комплекса в «Москва-сити» «Поток 8» ведет на средства Сбербанка, госбанк выдал структурам Полонского кредит на сумму около $370 млн.
На фоне переговоров с кредиторами в капитал компании вошли миноритарные совладельцы, но в июле «Поток 8» объявила, что Полонский вновь стал владельцем 100% акций компании. Официальных заявлений со стороны партнеров бизнесмена тогда не последовало. Однако сейчас один из миноритарных акционеров Максим Темников говорит, что остается совладельцем компании и не получал уведомления о сделке с Алякиным. Комментарии других миноритариев получить не удалось.
«В случае с «Поток 8» возможные изменения в акционерном капитале должны согласовываться со Сбербанком, также существуют юридические сложности из-за возможного конфликта с миноритариями».
«Предприниматель Сергей Полонский не имел необходимых полномочий для увольнения Алексея Алякина, которому ранее решил продать корпорацию Potok (бывшая Mirax Group), со всех постов в компании, заявил в среду агентству РИА Новости вице-президент Potok по международным проектам, доктор права Сергей Влади.
"Корпорация Potok приобретена Алякиным, сделка находится в стадии завершения. Алякина и других топ-менеджеров корпорации Полонский уволить при всем желании не может, так как Алякин не только является генеральным директором, но и владельцем управляющей компании "Поток", — сказал Влади.
Комментируя информацию СМИ о назначении адвоката Полонского Александра Добровинского председателем правления корпорации Potok, Влади подчеркнул, что председателем правления корпорации по факту является лицо, возглавляющее управляющую компанию корпорации. "Поэтому Александр Добровинский получил де-юре не существующую должность", — подчеркнул он.
По словам Влади, бывшие партнеры Полонского и миноритарии Potok Максим Темников и Владимир Голубев поддерживают в сложившейся ситуации Алякина.
В свою очередь партнер по корпоративному блоку юридической фирмы "Пепеляев Групп" Илья Болотнов пояснил агентству, что приказ или решение об увольнении топ-менеджера в подобных случаях не рассылают по электронной почте, потому что необходимо иметь полную уверенность в том, от кого именно документ исходит. "Где гарантии, что именно Сергей Полонский прислал данный e-mail?" — резюмировал Болотнов».
25 декабря в публикации “Прирамиды и потоки Mirax” Агентство федеральных расследований FLB рассказывало: «информация о том, что Сергей Полонский продает свой бизнес банкиру Алексею Алякину, насторожила дольщиков жилого комплекса «Кутузовская миля», все еще не теряющих надежды справить новоселье в квартирах домов, возвести которые обязалась некогда респектабельная компания Mirax Group, реинкарнировавшая в начале 2011 года в Nazvanie.net, а в 2012 году в Potok.
По инициативе дольщиков в сентябре прошлого года ГСУ ГУ МВД по Москве возбудило уголовное дело в отношении «неустановленных сотрудников» компании Mirax Group. «Неустановленные лица», по версии следствия, вывели деньги, предназначавшиеся на строительство «Кутузовской мили», на другие проекты Полонского. Возведение же этого жилого комплекса было «заморожено», о выполнении обязательств перед назойливыми дольщиками по «предварительным договорам» не могло быть и речи. В довершении всего <>«неустановленные сотрудники» компании Mirax Group предприняли «действия, направленные на преднамеренное банкротство и ликвидацию фирмы».
Незадолго до передачи материалов «дела Полонского» в Следственный департамент МВД РФ в СМИ всплыло имя Алексея Алякина как потенциального покупателя бизнеса Полонского, якобы готового выложить за приобретение $200 млн. При этом 100 млн сразу, а 100 — в течение 2013 года. Эта информация не прибавила оптимизма дольщикам.
— Господин Алякин не был замечен в благотворительности, — заявил «Новой» член правления НП «Содействие защите прав дольщиков строительства ЖК «Форт Кутузов» Сергей Лабутьев. — Его специализация — слияния и поглощения, поэтому сложно представить, что он и его команда начнут реально реструктуризировать Potok для достижения максимального баланса активов-пассивов и завершения строительства жилого комплекса «Кутузовская миля».
— Алякин — большой специалист в области банкротства, — уточнил Лабутьев. — Но банкротство не в наших интересах. Если процедура будет инициирована, даже 2,5 млрд рублей из шести, собранных с дольщиков «Кутузовской мили» и официально признанных инвестиций в стройку, определят в конкурсную массу и они будут размазаны между огромным числом кредиторов.
Дольщиков насторожил бэкграунд Алякина. Так, всего за несколько лет бизнесмен приобрел пакеты акций целого букета небольших кредитных организаций: Маст-банка, Юникорбанка, Интеркапитал-банка, банков «Окский», «АБ-финанс», «Пушкино», «Кедр». При этом практически всегда активы приобретались с приличным дисконтом.
Очевидно, что работать по таким схемам можно только при серьезной поддержке. Экс-глава ЦБ России Виктор Геращенко рассказал, что хорошо помнит маму братьев Алякиных, которая еще в советское время работала в банковской сфере на руководящих должностях. При этом не только в СССР, но и за границей.
Сыновья пошли по стопам матери. Старший, Андрей, сделал неплохую карьеру в Главном управлении Центрального банка Российской Федерации по Москве, а в декабре 2010 года перешел в ОАО «Россельхозбанк», заняв должность заместителя председателя правления банка, который несколько месяцев спустя возглавил Дмитрий Патрушев — сын экс-директора ФСБ. Кроме того, по сведениям «Новой газеты», Андрея Алякина связывают дружеские отношения с главой департамента банковского надзора ЦБ Алексеем Плякиным.
Имея таких родственников и знакомых, 40-летний Алексей Алякин, выпускник Ярославского высшего военно-финансового училища, не мог обойти стороной банковскую сферу. Участники рынка давно обратили внимание на формат банков, приобретаемых Алякиным, и механизм работы с ними. Алякин не объединяет подконтрольные банки для увеличения капитализации, а это противоречит логике развития любого банка как самостоятельного бизнеса. Вместо этого в алякинских банках происходят процессы легко объяснимые, если допустить, что банки изначально приобретаются под форсированную аккумуляцию средств вкладчиков.
Нечто подобное сейчас происходит в подмосковном банке «Пушкино». Только в начале декабря Алексей Алякин объявил о выходе из состава учредителей банка, оставив себе миноритарные 0,17% акций, а уже 13 декабря на сайте ОАО КБ «Пушкино» появилось сообщение, что доля Алякина в уставном капитале банка составляет 18,65%. При этом за последний год, практически с того самого момента, когда «Пушкино» перешло под контроль Алякина, в банке происходит взрывной прирост депозитных вкладов. А почему бы не открыть депозитный счет, если банк обещает до 13,1% годовых? Это при том, что, по данным департамента внешних и общественных связей ЦБ, полученным в результате мониторинга десяти крупнейших банков России, максимальная процентная ставка по депозитным вкладам в рублях 9,65%. На 1 октября (по данным официального отчета за третий квартал 2012 года) на депозитных счетах банка «Пушкино» было аккумулировано 20,2 млрд рублей частных вкладчиков. А на 1 октября 2011 года таких вкладов было всего 5,6 млрд рублей».
Андрей Нечаев, президент банка «Российская финансовая корпорация», в 1992—1993 годах министр экономики России, считает, что рост депозитов по ставке, сильно отличающейся от рынка, должен насторожить и вкладчиков, и регуляторов. Если регулятор не настораживается — это или коррупция, или низкий уровень профессионализма. На вопрос «Новой», что бы он посоветовал вкладчикам подобных банков, Нечаев ответил предельно лаконично:
— Надо тикать.
В отношении КБ «Пушкино» регулятор в лице ЦБ все же насторожился и 10 декабря распространил сообщение, что ввел для банка ограничение по приросту вкладов.
На таком информационном фоне и пошли разговоры, что Алякин покупает бизнес Полонского. При этом едва ли он приобретает «кота в мешке». Алякин, по всей видимости, все тщательно взвесил и знает наперед каждый свой последующий шаг. Банкир знаком с девелопером не менее трех лет. В 2009 году у них даже был совместный проект, когда именно Алякин стал единственным инвестором строительства вилл в окрестностях черногорского города Будва. Полонский приступил к реализации проекта, даже не до конца оформив все необходимые разрешения у властей Черногории. Алякин, планировавший вложить в проект $55 млн, ограничился $3 млн. Но успел потребовать от Полонского, чтобы все счета по кредитно-финансовому обслуживанию проекта были открыты в контролируемом им Маст-банке», - писала «Новая газета».