FLB: Общественная палата в поисках владельца «расстрельного дома» и миллиардов на спасение памятников
"«В Общественной палате обсудили будущий единый Градостроительный регламент центра Москвы, который определит облик зданий 128 кварталов, расположенных внутри Бульварного кольца. Будущий регламент сделает исторический центр заповедной зоной, где будет запрещено любое новое строительство. Правда, он может узаконить снос и реконструкцию исторических зданий, за сохранение которых борются сейчас архитекторы и москвоведы, - пишет «Новая газета» в № 138 от 5 декабря 2012 г.
Как заявил на слушаниях в Общественной палате координатор движения «Архнадзор» Константин Михайлов, в регламент попало 55 проблемных участков. Как правило, это здания, которые нынешние владельцы вывели — чаще всего не очень законно — из реестра памятников и сейчас перестраивают, сносят или расширяют. Среди таких зданий — упомянутый в «Войне и мире» дом князя Волконского на Воздвиженке, 9 (над которым сейчас надстраивается лишний этаж); кварталы московской консерватории; «Соловьиный дом» на углу Никитского бульвара и Воздвиженки, место строительства новой сцены театра «Геликон-опера», из-за которого наполовину уничтожена усадьба Глебовых—Стрешневых на Большой Никитской…
— Принятие регламента должно ограничить произвол инвесторов, — заявила на совещании в Общественной палате член координационного совета «Архнадзора» Наталья Самовер. — А сейчас получается, что городу проще официально сдать свои позиции, чем за них бороться.
Отдельно за слушаниях обсудили будущее «расстрельного дома» — дома 23 по Никольской улице, где в 1930-е годы коллегия Верховного суда СССР вынесла больше 30 тысяч смертных приговоров.
По словам члена правления общества «Мемориал» Яна Рачинского, «расстрельный дом» еще в начале 90-х планировали превратить в музей политических репрессий. Дальше его передали в частные руки и о музее уже не вспоминали.
С конца 2005 года стало известно о планах тогдашнего владельца здания (одной из дочерних структур Банка Москвы) снести его и построить на этом месте развлекательный центр. В начале этого года дом удалось отстоять: его включили в реестр памятников и взяли под охрану. Правда, оказалось, что за это время здание было передано неизвестному частному инвестору. По неподтвержденным данным «Новой», это один из учредителей группы компаний «Метрополь»Михаил Слипенчук. Сейчас «расстрельный дом» пустует и тихо разрушается: в крыше дыра, окна забиты, у входа стоит один охранник.
— «Расстрельный дом» — памятник международного значения, который сохранился в том же виде, в каком функционировал, — заявил на совещании Рачинский. — Здесь были вынесены приговоры Тухачевскому, Бабелю, Мейерхольду — этот список огромный. Создание музея в нем могло бы подтвердить изменения политической линии и закрыть все вопросы о том, как относится руководство России к теме репрессий.
Другой частью будущего музея репрессий «Новая газета» предложила сделать Бутырскую тюрьму, один из символов политических репрессий в России. Мы обратились с этим предложением в Министерство юстиции. Согласно ответу первого заместителя министра Александра Смирнова, это возможно, но только когда в Москве появится другое СИЗО, куда можно будет перевести заключенных нынешней Бутырки. По информации ФСИН России, расходы на его строительство составят около 7 миллиардов рублей. Других возражений против музеефикации Бутырки нет».
30 ноября в публикации Агентства федеральных расследований FLB «Строительный бум с видом на Кремль» говорилось: «Москомархитектура объявила конкурс на подготовку проекта планировки территории района Якиманки между Большим Москворецким мостом и улицей Серафимовича. Речь идет о центральной, расположенной напротив Кремля, части острова на Москве-реке. После того как проект будет утвержден, девелоперы смогут приступить к строительству, - пишут 30 ноября «Известия».
Как сообщил член Общественной палаты РФ, координатор движения «Архнадзор» Константин Михайлов, на прошлой неделе Градостроительная комиссия рассмотрела концепцию застройки, на основании которой будет разрабатываться проект планировки этой территории. Автор концепции — архитектор Юрий Григорян.
— Сейчас участок выглядит следующим образом: на Софийской набережной стоят уцелевшие памятники архитектуры, а за ними — пустыри и строительные котлованы, — сообщил Константин Михайлов. — Концепция предусматривает застройку пустого места протяженными корпусами, вытянутыми поперек острова и выходящими на Болотную набережную. Отмечу как позитивный фактор, что предусматривается воссоздание снесенного в 2000 году памятника архитектуры XVII века по адресу: Софийская наб., 6.
Новые дома будут относительно невысокими — максимальная высота ограничена 15–17 м.
— Будет открываться красивая перспектива на кремлевские башни, — рассказал Михайлов.
На востоке центральной части острова напротив Кремля (кстати, официального названия он не имеет и упоминается в документах как Остров или Безымянный остров), по адресу: Болотная ул., 10, компания Midland совместно со Сбербанком уже начала реализацию проекта многофункционального комплекса. Как сообщили в пресс-службе компании, несмотря на то, что проект планировки территории еще не подготовлен, работы по проектированию уже идут.
Начальник отдела стратегического консалтинга компании Jones Lang LaSalle Юлия Никуличева предположила, что в работе над проектом Midland будет активно сотрудничать с Москомархитектурой.
— Я думаю, они попытаются вписать свой проект в городской генплан, — сообщила она. — Сейчас самое правильное время начать что-то делать, чтобы все их пожелания были учтены и Москомархитектура спланировала то, что им нужно.
По словам Никуличевой, место для комплекса очень удачное, но успех проекта полностью зависит от концепции.
— Старый проект этого участка был ужасен с точки зрения проектных решений, поэтому девелоперы, которые им ранее занимались, вынуждены были свернуть работу. Концепция была неэффективная, арендаторов привлечь не удалось, а затраты были совершенно сумасшедшие, — рассказывает эксперт.
Действительно, строительство МФК «Царев сад» было начато еще в 1998 году. Первой на площадку вышла фирма «Линн» («дочка» компании «Кейстоун»). За первые три года была построена только четверть из запланированных 80 тысяч кв. м. В 2001 году, после смерти владельца «Кейстоуна» Геннадия Шульмана, строительство было заморожено. В 2005 году проект в счет долга перешел Сбербанку, финансировавшему строительство. Весной 2008 года объект купила компания «Авгур эстейт», но уже в августе продала его обратно Сбербанку. В итоге проект передали дочерней компании Сбербанка «Сбербанк-капитал», занимавшейся строительством, которая решила снести всё уже ранее построенное.
На еще одном участке — Софийская наб., вл. 4-10, вл. 20, Болотная пл., вл. 14 — компания А1, инвестиционное подразделение консорциума «Альфа-групп», планирует строительство многофункционального гостинично-делового и жилого комплекса. Предполагается, что общая площадь МФК составит 14,86 тыс. кв. м, из них 18 тыс. кв. м займет гостиница на 100 номеров, 36 тыс. кв. м — апартаменты, остальное — подземная парковка на 400 машиномест. Общий объем инвестиций оценивается в $300 млн.
Кто будет застраивать оставшиеся участки указанной территории, пока неизвестно.
Проект «Золотой остров», предусматривающий застройку от стрелки с памятником Петру Первому до Большого Москворецкого моста, был запущен властями еще в 2003 году. За всё это время так и не удалось ничего построить, и проект превратился в самый известный долгострой Москвы. В 2009 году московские власти заявили о том, что замораживают его.
Недавно «Золотой остров» решили реанимировать. Как сообщил источник в Москомархитектуре, в ближайшем будущем планируется подготовить проект планировки территории и для западной части «Золотого острова» — от Большого Каменного моста до стрелки с памятником».