FLB: УФСБ по Челябинской области просветила рентгеном баню и трехэтажный коттедж областного министра здравоохранения
"Волна громких разоблачений вокруг Министерства обороны РФ , организаций, связанных с внедрением ГЛОНАСС и проведением саммита АТЭС, вскрывшая многомиллионные хищения казенных денег госслужащими в погонах и без, не оставила без внимания и чиновников «в белых халатах». Речь идет об уголовном деле министра здравоохранения Челябинской области Виталий Тесленко и его, так сказать, партнеров. Фабула «дела Тесленко», похоже, проста – закуп медицинского оборудования по завышенной цене с последующим «откатом» в личный карман «дольщиков», как это происходило в многочисленных уголовных делах «о томографах». Ну, а судя по фрагменту телефонной прослушки челябинцев, попавшей в прессу, и там схемы по выводу целевых бюджетных средств были поставлены на поток, а откаты отгружали… рюкзаками.
Модернизация с криминальным уклоном
Как сообщили прессе в УФСБ по Челябинской области, в отношении министра здравоохранения Челябинской области Виталия Тесленко, заместителя главного врача ООО «Санаторий «Кисегач» Ивана Сорокуна и главного врача ГБУЗ «Областная клиническая больница №4» Михаила Шуховцева, возбуждено уголовное дело предусмотренного частью 4 статьи 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»). По версии следствия, «грязные схемы» реализовывались в рамках областной целевой программы "Модернизация здравоохранения Челябинской области". По данным УФСБ, фигуранты «в составе организованной группы, включили в документацию по проведению аукциона по закупке рентгенодиагностических комплексов фирмы «Стефаникс» (Франция) на сумму свыше 143 миллионов рублей заведомо завышенную стоимость медицинского оборудования, а также создали условия, в результате которых победу в аукционе одержала подконтрольная им фирма. Часть разницы между стоимостью медицинского оборудования у производителя и средствами, оплаченными из бюджета, а именно так называемый «откат», в сумме не менее 28 миллионов рублей злоумышленники обналичили. Они были задержаны при передаче денег». Кстати, Иван Сорокун, по данным УФСБ, на общественных началах является советником губернатора Челябинской области Михаила Юревича.
Банный день министра
На кадрах оперативной съемки ФСБ видно, как сотрудники спецподразделения штурмуют коттедж министра Виталия Тесленко при помощи лестницы, а проникнув на территорию дома, врываются в баню.
Далее следует процессуальный момент и обыск, в ходе которого в шикарном доме министра изъяты деньги в сумме более 21 миллиона рублей, свыше 30 тысяч долларов США и 4 тысяч евро, более 1200 юаней, коллекционные монеты из золота и платины, большое число ювелирных изделий. Кстати, указан ли сам коттедж в декларации о доходах чиновника? И если нет, то почему?
Кроме того, по данным ФСБ, несколько коммерсантов обратились к следователям с желанием дать показания в отношении фигурантов дела, предоставив для проверки сведения о том, что это не единственная афера, которую провернули подозреваемые. И, похоже, к тому есть все основания.
"Морковки" для чиновников
Дело в том, что в ходе оперативной разработки предполагаемая ОПГ областного Минздрава стояла на техническом контроле оперативников УФСБ. Проще говоря, все действия чиновников тщательно документировались. Именно это обстоятельство дает указания на неоднократность совершения ими предполагаемых афер. "В ходе разработки мы контролировали их переговоры. Я сразу хочу сказать, что бросалось в глаза то, что слово больной - либо какие-то медицинские термины мы вообще не слышали. Там в основном мат и блатной жаргон. Ну и плюс к этому использовались элементы зашифровки, например, пятитысячные купюры они называли "морковками", - рассказал репортерам программы «Вести недели» оперативный сотрудник УФСБ по Челябинской области.
Судя по всему, челябинский министр не считал свою деятельность криминальной. Вот фрагмент его рассуждений о «распиливании откатов».
"Что могут серьезное инкриминировать? Ценовый сговор? Докажите, что у нас цены выше! Пока об этом базара нет. Откуда брались техзадания? Они прописаны в процедурах. Мы же все-таки дисциплинированные все, наверное. Каких-то таких, откровенной уголовщины, кроме распиливания откатов, нам предъявить нечего. Я ничего такого не делал", - говорил Виталий Тесленко.
Или другой фрагмент, где есть указание на то, что откаты отгружали…рюкзаками.
«Сорокун: Скажи дяде Мише (прим. - Михаил Шуховцев) - пусть в "морковках".
Тесленко: Кого?
Сорокун: В "морковках"!
Тесленко: Ну, мы стараемся.
Сорокун: Берите ячейки. Портфели. Как пришел с портфелем, так и ушел с портфелем. А то с этими рюкзаками…
Тесленко: А если 140? Если со 140 привезут? В каких ты хочешь? И в "морковках" много получится…».
140, очевидно, цена контракта в миллионах рублей, однако, речь может зайти и о более серьезной цифре – в миллиард рублей. Так считают в Управлении ФАС по Челябинской области. "Свыше миллиарда точно, потому что 20 аукционов отмененных, где по 50, по 70 есть аукционы. Где по 70 и по 50 миллионов рублей. То к миллиарду, я думаю, мы подойдем", - полагает руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы России по Челябинской области Анна Козлова.
Тотальная ревизия
Расследование этого дела пока продолжается, а тем временем фигуранты оказались под стражей – так решил Ленинский районный суд Челябинска. "Мера пресечения избрана на 2 месяца - до 1 января 2013 года", - уточнила представитель райсуда Татьяна Островская, пояснив, что «основанием для ареста стали тяжесть предъявленного обвинения, а также то, что обвиняемые могут скрыться от следствия или воспрепятствовать ему в связи со своим высоким служебным положением». Дело взято на контроль в Генеральной прокуратуре России. А реакция региональных властей оказалась двоякой. С одной стороны, просьбы не делать выводов «на скорую руку», дескать, следствие и суд разберутся. А с другой, - прозвучало распоряжение губернатора области о том, что необходима комплексная отраслевая проверка областного здравоохранения. Ее проведут силами Главного контрольного управления региона и Контрольно-счетной палаты Южного Урала. И это, отметил губернатор, нормальная практика. «Все должны понимать, что борьба с коррупцией будет продолжаться и дальше», – подчеркнул Михаил Юревич. Действительно, попав под всеобщее внимание прессы и общества, спрятать факты потенциальных хищений теперь вряд ли получится. Однако «всеобщего понимания», о котором сказал губернатор, похоже, нет. Некоторых чиновников, похоже, остановить не может, ни Национальная стратегия по борьбе с коррупцией, ни окрики из Кремля. Да и не следует забывать и, что называется, практическую сторону подобных дел. Ведь как показало расследование, например, в отношении оборотистых чиновников ФОМС, региональные подразделения может быть и рады были б дистанцироваться от криминальных схем, но требования «откатить» звучали из Москвы, из головного офиса организации. А потому очень интересно, что покажет «лечебное дело» челябинского министра-откатчика. "