ГАЗЕТЕ стали известны подробности предварительных выводов экспертов о причинах гибели авиалайнеров Ту-134 и Ту-154, которые легли в основу доклада полпреду президента в Южном федеральном округе (ЮФО) Владимиру Яковлеву. Опираясь именно на эти сведения, Яковлев, пожалуй, первым из высокопоставленных чиновников вчера заявил о большой вероятности взрывной версии происшедших трагедий. В частности, выяснилось, что за мгновение до катастроф тревожные кнопки успели нажать пилоты обоих самолетов. Причем, если с Ту-154, разбившегося в Ростовской области, был послан сигнал SOS, то экипаж Ту-134, упавшего в Тульской области, успел передать в эфир: "Нападение на самолет"
"Тройной удар
Хроника последнего полета погибших авиалайнеров
Взрывы в хвостовой части
На пресс-конференции в поселке Глубокий полпред президента в ЮФО Владимир Яковлев заявил, что, несмотря на то что версий произошедшего по-прежнему достаточно много, эксперты 'склоняются к версии взрыва'.
Источник, близкий к штабу по расследованию ЧП, также подтвердил ГАЗЕТЕ, что 'сегодня уже практически все специалисты сходятся на том, что причиной обеих катастроф были спланированные террористические акты', жертвами которых стали 90 человек. Вначале взрывотехников смутило то, что ни в пассажирских салонах, ни в носовых частях обоих самолетов не было обнаружено следов взрыва. Однако при обследовании хвостовой части Ту-154 оказалось, что в том месте, где находился туалет, кусок обшивки вместе с иллюминатором вырван, что называется, с мясом. По мнению экспертов, это свидетельствует о небольшом локальном взрыве, в результате которого хвост оторвало, после чего самолет вошел в штопор, развалившись на части. Это подтверждается также результатами поисковых работ на земле. В обоих случаях - и в Тульской, и в Ростовской областях - картина схожая: по ходу движения самолета сначала лежит фюзеляж, затем - носовая часть с кабиной пилотов, а впереди - хвостовая часть судна. Если бы самолет распался в воздухе без взрыва, хвостовая часть, согласно законам аэродинамики, неминуемо оказалась бы сзади. Вперед ее могло выбросить лишь при взрыве.
Что касается самого взрывного устройства, то оно вероятнее всего было безоболочным и обладало небольшой мощностью (до 500 граммов в тротиловом эквиваленте). Этого было вполне достаточно для того, чтобы самолеты разнесло на части. Пронести же взрывчатку размером с два куска хозяйственного мыла на борт самолета террористам-смертникам труда не составляло. Сейчас спецслужбы проверяют личности всех, кто мог это сделать. Особое внимание уделяется уроженцам Северного Кавказа. По некоторым данным, таковых на разбившихся авиалайнерах было несколько, в том числе четыре женщины. Председатель госкомиссии по расследованию причин авиакатастроф Игорь Левитин заявил, что проверяются сведения в частности о некой С. Джебирхановой, летевшей в Сочи, - единственной на этом рейсе, у кого до сих пор не объявились родственники и в отношении которой практически отсутствует какая-либо информация. В то же время Левитин подчеркнул, что пока власти не располагают данными, которые бы 'позволяли говорить о возможной причастности этой пассажирки к террористической деятельности'. Аналогичная ситуация и с направлявшейся в Волгоград уроженкой Чечни Амантой Нагаевой, родственники которой до сих пор не заявили о себе.
По предположениям взрывотехников, в действие СВУ были приведены смертницами в хвостовых туалетных комнатах. Поэтому в салонах и не было пожара, а большая часть тел оказалась не обуглена и не изуродована взрывом.
В пользу версии о теракте свидетельствует и телеграмма, полученная центром управления полетами авиакомпании 'Сибирь' (которой принадлежал Ту-154) от начальника смены военного сектора главного центра Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации сразу же после исчезновения самолетов с экранов радаров. В ней говорится о том, что с борта одного из самолетов был послан сигнал о захвате воздушного судна. Все решили, что речь идет о Ту-154, потерпевшем катастрофу в Ростовской области. Действительно, местные авиадиспетчеры подтвердили, что за несколько минут до исчезновения с экранов радара самолета на диспетчерский пульт в ростовском аэропорту поступила информация о возникновении нештатной ситуации на борту. Однако источник ГАЗЕТЫ уточнил, что с Ту-154 был послан сигнал о помощи - SOS, в то время как пилот Ту-134 успел выдать в эфир сигнал: 'Нападение на самолет'. Эту информацию корреспонденту ГАЗЕТЫ фактически подтвердили и в московском центре управления воздушным движением во Внуково (Тульская область - его зона ответственности). 'С Ту-134 действительно поступил короткий закодированный сигнал о захвате самолета', - заявил собеседник ГАЗЕТЫ. Вчера же стало известно о том, что найденные на месте авиакатастрофы 'черные ящики' в разгадке тайны гибели самолетов пока помочь не могут. По словам Владимира Яковлева, 'они вышли из строя еще до падения лайнеров'. Впрочем, специалисты надеются, что повреждения самописцев не настолько серьезные и экспертам в конце концов удастся восстановить записи всех пяти 'черных ящиков'.
Между тем, как стало известно ГАЗЕТЕ, уже в ближайшее время ст. 263 УК ('Нарушение правил эксплуатации воздушного судна, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц'), по которой сейчас расследуются дела, уже в самое ближайшее время может быть переквалифицирована на ст. 205 ('Терроризм'). В пользу этого говорят не только вышеприведенные факты, но и то, что формулировка «нарушение правил эксплуатации» - фактически обвинение либо экипажу воздушного судна, либо тем, кто это судно готовил к полету. Ни то ни другое не подтверждено объективными данными. Ошибки пилот допускает, как правило, при взлете и посадке. Между тем оба самолета к моменту катастрофы вышли или выходили на заданную высоту.
Если речь идет о неисправности лайнера, обнаруженной во время полета, то у пилотов наверняка было бы время оповестить об этом диспетчерскую службу.
Несостоятельна, видимо, и версия о некачественном топливе, которым якобы могли быть заправлены оба самолета. Да, при заправке некачественным горючим действительно может образоваться опасная керосино-воздушная смесь и любая искра способна вызвать взрыв. Но во-первых, следов мощного взрыва и возгорания в салонах не обнаружено. Во-вторых, чрезвычайно странно, что и предполагаемые «ошибки пилотов», и взрывы «некачественного топлива» произошли в одно и то же время.
Пять 'черных ящиков'
Вчера в Ростовской области были завершены поисковые работы. Спасатели обнаружили все 46 тел пассажиров и членов экипажа Ту-154. Погибших искали на территории площадью около 500 гектаров. Теперь родственникам, прибывшим в поселок Глубокий, предстоит трагическая процедура опознания тел, которая началась вчера. Всю работу по организации поездки родственников пассажиров и членов экипажа к месту трагедии ведет оперативный штаб авиакомпании 'Сибирь', расположенный в московском аэропорту Домодедово, и штаб, созданный в Ростове-на-Дону. Наиболее крупные фрагменты самолета - фюзеляж и хвостовая часть - будут направлены в Ростов-на-Дону для дополнительной экспертизы, которая должна помочь специалистам получить полную картину трагедии. Первая группа родственников, сопровождаемая бригадами психологов, вчера прибыла в Ростов-на-Дону, а в 16.00 отправилась в город Каменск-Шахтинский Ростовской области.
Тем временем государственная комиссия под руководством министра транспорта РФ Игоря Левитина вчера также вылетела в Ростов-на-Дону, завершив работу в Тульской области, на месте крушения еще одного лайнера - Ту-134 компании «Волга-Авиаэкспресс», следовавшего по маршруту Москва - Волгоград. Напомним, что в Тульской области работы по поиску тел погибших были завершены еще вечером в среду. По данным местного управления ГО и ЧС, в результате поисков были обнаружены все 44 погибших. Их тела направлены в морги райцентров Новомосковск и Узловая, где их опознают родственники. По информации специального штаба, работающего на месте катастрофы, Ту-134 упал на землю кверху шасси. Фюзеляж лайнера практически полностью сохранился, а хвостовая часть была обнаружена в 400 метрах от него. 'Это дает основания предположить, что взрыва на борту в воздухе не было. Возможно, самолет сорвался в штопор и рухнул', - в этой связи отметил представитель штаба. По его словам, пожара на земле не произошло, и, по-видимому, двигатели отключились еще в воздухе. Перед отлетом в Ростов-на-Дону с родными жертв катастрофы пообщались члены госкомиссии, попутно проверив работу медучреждений, в которых проводится опознание. Как сообщила пресс-служба Минтранса, Игорь Левитин вчера съездил в больницу города Узловая, а также провел совещание с членами технической комиссии и следственной бригады, работающими на месте происшествия. На совещании обсуждались координация работы различных ведомств и вопросы технического обеспечения их деятельности. В нем принял участие губернатор Тульской области Василий Стародубцев, также входящий в состав госкомиссии. Прилетев в Ростов-на-Дону, Левитин дал брифинг для прессы. В частности, он заявил, что экипаж самолета Ту-154 перед падением активизировал кнопку SOS (а не «тревожную» кнопку, сигнализирующую о захвате самолета террористами, как говорилось ранее. - ГАЗЕТА). 'Экипажем самолета Ту-154 была активизирована кнопка SOS, однако голосового подтверждения от экипажа получено не было', - сказал Левитин. Он также отметил, что 'сегодня-завтра два «черных ящика» и самописец будут приведены в рабочее состояние, необходимое для снятия показаний. Самописцы - это часть расследования, проливающая свет на причины катастрофы', - сказал глава госкомиссии. Первые предварительные выводы работы госкомиссии могут быть сделаны не ранее понедельника. Игорь Левитин подчеркнул, что сейчас рано делать выводы о причинах трагедии. «Что произошло - сказать сегодня мы не можем», - подытожил глава госкомиссии и отправился на встречу с родными и близкими погибших пассажиров и летчиков. К сожалению, работа госкомиссии проходит в закрытом для журналистов режиме. Всем ведомствам, кроме Минтранса, запрещено давать какие-либо официальные комментарии по существу дела. 'Игорь Левитин распорядился предоставлять всю информацию о ходе расследования этих катастроф только через свою пресс-службу», - сказали ГАЗЕТЕ в Межгосударственном авиационном комитете (МАК), который является официальным уполномоченным органом по расследованию авиапроисшествий на территории СНГ. По словам статс-секретаря - зампредседателя МАК Олега Ермолова, при расшифровке «черных ящиков» с погибших лайнеров, специалисты столкнулись с проблемами: пленка в устройствах оказалась поврежденной. Когда специалисты ведомства вскрыли корпуса бортовых самописцев, магнитная пленка оказалась поврежденной. Поэтому сначала экспертам предстоит склеить порвавшуюся пленку. А затем уже снимать с нее показатели, в том числе и речевые. По словам Олега Ермолова, сроки расшифровки будут зависеть от степени повреждения пленок. Всего на расшифровке в МАК находятся 5 'черных ящиков'. Три с Ту-154 - звуковой, аварийный и эксплуатационный. И два с Ту-134 - звуковой и параметрический. Как стало известно ГАЗЕТЕ, пленка оказалась повреждена только на звуковых самописцах, параметрические приборы находятся в рабочем состоянии. В ближайшие дни следует ожидать первых результатов их расшифровки. Однако, по данным источника ГАЗЕТЫ, близкого к работе госкомиссии, предварительный анализ показаний уцелевших аппаратов не дал подтверждения того, что кто-то пытался захватить кабину пилота или привести в действие бомбу в салоне. «Но при более глубоком изучении показаний самописцев выводы вполне могут измениться», - отметил собеседник.