Сегодня руководство ФСБ обратилось к британским коллегам с просьбой допросить бежавшего в Лондон подполковника ФСБ Александра Литвиненко. Чекистов интересуют «сведения о характере его контактов с подозреваемым в терроризме Гочияевым». Тем самым ФСБ признало, что давно потеряло след Гочияева и не знает, где его сейчас искать.
Два дня назад Александр Литвиненко позвонил на радио «Эхо Москвы» и сказал, что ему удалось установить контакт с Ачемезом Гочияевым, который объявлен в международный розыск в качестве главного организатора взрывов жилых домов в Москве и Волгодонске. Как объяснил Литвиненко, Гочияев предоставил важную информацию, которой он поделится 25 июля на заседании общественной комиссии по расследованию терактов 1999 года. С британской столицей будет установлен телемост. Для членов комиссии заявление Литвиненко стало сюрпризом. Депутаты Сергей Юшенков и Юрий Щекочихин сказали, что не знают, откуда взялся террорист.
«Газете.Ru» удалось выяснить у Юшенкова, что в распоряжении Литвиненко имеется пленка с записью интервью Гочияева.
Сам Литвиненко упорно отбивался от звонков журналистов, приглашая их на телемост 25 июля. Единственное, что у него удалось выпытать, это то, что террориста нашел не он, а литератор Юрий Фельштинский, в соавторстве с которым чекист писал книгу «ФСБ взрывает Россию». Еще Литвиненко сказал, что его новое разоблачение не связано с выдачей России Адама Деккушева, который, как считают в прокуратуре, по поручению Гочияева завозил взрывчатку в Волгодонск. Хотя многие подумали, что связано. Ведь с помощью Деккушева сейчас можно доказать, что это Хаттаб отдал приказ взрывать дома, а не российские спецслужбы, на чем настаивают Литвиненко и его покровитель Борис Березовский.
Казалось бы, в этой ситуации руководители ФСБ должны набраться терпения и не реагировать на провокации своего бывшего сотрудника. Вместо этого они направили запрос в британскую контрразведку Mи-5. «ФСБ обратилась к британским партнерам с просьбой по линии национальных компетентных органов организовать и провести опрос Литвиненко с целью получения от него сведений о характере его контактов с Гочияевым, месте нахождения последнего, а также информации о взрывах жилых домов в Москве, которую передал ему чеченский боевик», – говорится в сообщении центра общественных связей ФСБ.
Литвиненко словно ждал, когда на него обратят внимание. В эфире «Эха Москвы» он заявил: «Я не хотел бы ни при каких обстоятельствах иметь контакты с британскими спецслужбами. Когда я приехал в Великобританию и попросил убежища, то сразу об этом сказал. Я офицер российских спецслужб и считаю некорректным по отношению к России, если буду иметь контакты с британскими спецслужбами…»
Литвиненко даст послушать свое интервью с Гочияевым только на заседании общественной комиссии 25 июля, потому что не доверяет бывшим коллегам: «Я имею сведения, что ФСБ уничтожает доказательства, вместо того, чтобы объективно разбираться».
Создается впечатление, что российские спецслужбы подыгрывают соратникам Березовского. Во-первых, они дали возможность выступить с сенсационным материалом самому Литвиненко. Во-вторых, лишний раз привлекли внимание общественности к комиссии по взрывам, чье заседание можно было заглушить репортажами о допросах террориста Деккушева. В-третьих, позволили заработать политические очки партии Березовского. «Либеральная Россия» была инициатором создания комиссии, а на днях хороший пиар ей сделал Минюст, отказавшийся регистрировать партию из-за пустяковых придирок. Наконец, обратившись к англичанам с просьбой допросить беглого офицера, чекисты просто расписались в неумении искать террористов.
И ведь это уже не первый случай, когда спецслужбы идут на поводу у своих врагов.
Когда Березовский заказал французским документалистам фильм о взрывах, ФСБ обвинила его в финансировании чеченских боевиков. За несколько часов до презентации фильма в Лондоне в прокуратуре показали продемонстрировали свое видео, в котором некий чеченец рассказывал о причастности Березовского к похищению генерала Шпигуна. После того как Литвиненко пришел на эту презентацию, его уголовное дело было передано в Наро-Фоминский гарнизонный суд. В июне был вынесен заочный приговор. Офицер получил три с половиной года условно. Видимо, власти рассчитывали, что после мягкого приговора Литвиненко остепенится. Теперь против него можно возбудить еще одно дело. Обвинение можно предъявить по факту сокрытия сведений о преступнике Гочияеве. Главное, завести дело раньше, чем Литвиненко выступит по телемосту из Лондона.
|