В Сочи цветет магнолия и жухнут от летнего зноя пальмы. Уже с утра запах разогретого асфальта поднимается над уставшим от жары городом. Курортники, груженные пакетами с фруктами и газировкой, тянутся к пляжу, местные - на работу. На автобусных остановках полно народу. Почти на каждом шагу яркие рекламные щиты - звезды зазывают на свои концерты. И, глядя на эту суету, невольно задаешь себе вопрос: знает ли та тетенька с тяжелой сумкой в руках или тот дедуля с газетой под мышкой, что в Сочи позавчера вечером прибыл российский президент Владимир Путин? А следом за ним и французский - Жак Ширак? И что именно в этом городе они будут вести переговоры об укреплении двусторонних отношений между своими странами?
Впервые президент Путин в качестве главы государства посетил черноморскую здравницу в феврале 2000 г. во время предвыборной кампании. После этого он не только здесь отдыхал, но и проводил встречи на высшем уровне (подсчитано, что не менее 10). В прошлом году, например, приглашал сюда, в правительственную резиденцию "Бочаров ручей", руководителей СНГ, в начале этого года встретился с премьер-министром Италии Сильвио Берлускони, председателем Китая Дзян Цзэминем. Сейчас на очереди - французский президент, который до этого не был в Сочи.
Путь от аэропорта до центра Сочи - 45 км, еще километров 5 - до "Бочарова ручья". Если президент будет добираться машиной, то путь займет не менее 20 минут, вертолетом, конечно же, быстрее. Но каким бы ни был маршрут президента и всех других особых персон, он начинается у всех одинаково - с аэропорта в Адлере.
Дорога, извиваясь, лежит вдоль черноморского побережья. Маршрутка заполнена наполовину. Все с тяжелыми сумками, по всей видимости, уезжают. Из окна машины хорошо видно, как народ загорает на берегу. То и дело мелькают совершенно обнаженные тела. "Срам-то какой", - крестится старушка, но продолжает глядеть на море. Путь у "простых грешных" до аэропорта занял 50 минут.
Сочинский аэропорт - единственный в России, обслуживающий крупнейший курортный район. Что немаловажно, он на 100% государственный. Аэропорт был создан 56 лет назад на базе военного.
Внешним видом он далек от того высокого статуса, который предопределен ему удобным географическим положением, - несколько одноэтажных павильонов незамысловатой архитектуры, откуда улетают и куда прибывают пассажиры. Рядом примостились кафешки. И, как богатый родственник, чуть в стороне двухэтажное здание с колоннами сталинской постройки - зал для официальных лиц, депутатов, а также артистов. Напротив, через автостоянку, находится административное здание и пара более солидных кафе.
В застойные времена каждые 40 секунд отсюда взлетали самолеты. Правда, никто не подсчитывал, во что обходятся эти взлеты и посадки. Нередко бывало, что на борту находилось всего несколько человек. Сейчас расписание составляется с учетом сезонности. Подсчитано, что минувшей зимой пассажиров было в 14 раз меньше, чем нынешним летом. Бывают дни, когда аэропорт принимает до 50 самолетов. Еще в июне услугами аэропорта ежедневно пользовались около 4 тысяч человек, сегодня - 5 тысяч. Сейчас людей значительно больше приезжает, чем уезжает. Со второй половины августа все будет наоборот. Как подчеркнули в дирекции аэропорта, в статистику не входят пассажиры литерных рейсов, в том числе и президент, которые, естественно, прилетают на правительственных самолетах.
Аэропорт располагает двумя взлетно-посадочными полосами. Как стало известно из достоверного источника, президентский самолет, как правило, садится на первую. Перед его прилетом непременно прибывает комиссия, машину обслуживают "президентские" специалисты. По такой же схеме был организован и прилет глав других стран, например, Китая. Прибытие Жака Ширака также ожидают на его самолете, возможно, это будет "Боинг" и наверняка со своими техниками.
Сразу же после посадки самолета высокие гости направляются в так называемое спецздание, которое скрыто от посторонних глаз за высоким забором, вдалеке от залов ожидания. А оттуда, если позволяет погода, - на вертолете в "Бочаров ручей". Так что не может Владимир Путин видеть старого здания аэропорта "Сочи", а также выщербленного тротуара. Не может он знать и того, что новый комплекс аэропорта строится лет 17 и уже готов на 85%, но завершить строительство не позволяет отсутствие средств. Никто из дирекции "Сочи" не пожалуется президенту на то, что, несмотря на многочисленные заявки, из Центра не поступает ни копейки на ремонт взлетно-посадочных полос. А это дорогостоящее удовольствие. Только 50 млн. рублей требуется на свето-сигнальное оборудование той самой первой полосы.
В администрации аэропорта умеют хранить тайну. Никто в разговоре с журналистом не обмолвился о прилете Владимира Путина. Зато таксисты были куда более информированы. "Мы здесь все знаем, - рассказывает Тимур, - который вез меня из аэропорта. - За десять лет работы столько раз приходилось со своими пассажирами стоять перед президентом "на вытяжку", ждать, когда кортеж проедет. Бывало, стояли по часу. Да и не только перед Путиным. Накануне наш кубанский губернатор Александр Ткачев приехал, весь город "на уши поставил", перегородили. Любит он пышно ездить, сразу видно - хозяин. Другое дело - полпред Виктор Казанцев, едет тихо и внимания к себе не привлекает".
Внезапно налетела туча, и пошел дождь. "Считай, что повезло, - обрадовался Тимур. - Приезд Путина ожидается вечером, так что хоть на солнцепеке стоять не буду". С одной стороны дороги - бетонная стена, которой огорожен аэропорт. Почти в самом конце она уходит в глубь территории, к ней ведет дорога, видны ворота. "Вот отсюда и выезжает кортеж, - говорит таксист. - Можешь себе представить, сколько здесь через час будет милиции - на каждом метре дороги. Нам перекроют путь, а им "зеленый" свет до самого "Бочарова".
Я вспоминаю женщин, которые по наивности с утра высматривали президента в зале ожидания аэропорта. Они хотели ему вручить розы и пожаловаться, что нет у них работы в родном городе. "Вас же не пропустят к нему", - говорила я им. Но они считали, что такого просто не может быть, ведь он "такой простой".
Что касается милиции, то Тимур оказался дважды прав. По сравнению с утром, когда я ехала в аэропорт, это не бросалось в глаза. Теперь же сотрудники милиции стояли на каждом шагу. Но почему-то одеты они были в обыденную форму, а не в белые рубашки, как бывает по случаю приезда высоких гостей. "Я думаю, что в целях безопасности, - продолжает Тимур. - Чтобы не привлекать внимания к факту приезда президента. Хотя чего скрывать: сирена так будет реветь, что и мертвого поднимет".
Проехать по "президентскому" маршруту мне не удалось. В конце улицы Виноградной пришлось сойти, а дальше, перейдя дорогу и свернув направо, пойти пешком по улице Инжирная, которая ведет к госдаче. Общественному транспорту здесь проезд запрещен. Дождь еще больше усилился, прохожих практически не было, и только один за другим стояли усиленные наряды ДПС. С одной стороны улицы - многоэтажки, с другой - роскошные особняки. У одного из подъездов сидели старушки. "Ездят тут постоянно, - сказала бойкая на вид бабулька. - Машины ревут, аж сердце заходится. Лучше бы дорогу отремонтировали, вся побитая". А потом, спохватившись, в упор спросила: "А чего ты тут выспрашиваешь, не шпионка ли?" "Да, - подумала я, - с такой бдительностью здесь и Путин, и Ширак будут в безопасности". Что касается дороги, то она и впрямь не похожа не "президентскую" - вся в выбоинах, в латках. Зато тротуар был, видимо, заасфальтирован, но не полностью.
Резиденция "Бочаров ручей" была построена в 50-е годы. Здесь в свое время отдыхали и Ворошилов, и Каганович, и Брежнев. В 1991 году в этих стенах Ельцин и его команда разрабатывали Беловежское соглашение. Те, кто бывал в резиденции, рассказывают, что это довольно-таки скромное здание: небольшие залы, старая мебель. Рядом проходит железная дорога. Но главное, что рядом, в ста метрах, море. Пляж Путина чистый - недавно был отремонтирован отвод и все нечистоты направлены в другой коллектор.
Когда до резиденции оставалось рукой подать, я решила повернуть назад, не по себе было под пристальным взглядом сотрудников милиции, хотя никто меня не останавливал. Я полюбопытствовала, почему стражи порядка не в парадной форме. "Сверху команды не было", - ответил один за всех офицер. "А откуда она знает про президента?" - донеслось до меня.
В Сочи не только таксист Тимур знал о приезде двух президентов. В кафе, в центре у фонтана, эту тему мы обсуждали с пенсионеркой Верой Кузьминичной Басковой, приехавшей на отдых из Ставрополья. "Удивляюсь, - говорит она, - здесь такое событие, а в городе - тишина. Вот когда к нам Путин прилетал, мы об этом знали. А может, в Сочи привыкли к президентам?"
Но тех, с кем я говорила, больше интересовало другое - участие во встрече краснодарского губернатора Александра Ткачева. Говорят, что Путин до этого его не баловал своим вниманием.
"Президент Франции Жак Ширак впервые будет в Сочи, - сказал старый чекист, подполковник ФСБ в отставке Д. - Здесь он будет в безопасности, наши постараются. Помню, я тоже сопровождал первых лиц. Тогда, правда, были не президенты, а секретари ЦК КПСС. Все проходило гладко. И теперь ребята работают на совесть". Жаль, что о предпринимаемых мерах безопасности не рассказал начальник пресс-службы ОВД Сочи Александр Эренбург. Он наотрез отказался говорить с корреспондентом "НГ", мотивируя это тем, что остался недоволен его предыдущим материалом о Сочи, назвав его "антирекламой" (см. "НГ" от 28.05.02). Отчасти роль пресс-службы выполнил таксист Тимур.
|