Подозрительность - страшная сила! Собственно, благодаря ей все и началось. 15 мая нынешнего года Арбитражный суд Пермской области удовлетворил иск одного из совладельцев АО "Уралкалий". Им был инвестиционный фонд "Детство-1" - о признании недействительным решения общего собрания акционеров ОАО "Уралкалий" от 26.05. 2000 года о невыплате дивидендов.
Спустя два дня аналогичное решение Арбитражный суд принял и по иску другого товарища по несчастью - инвестиционной компании "Ермак".
Принимая решение об обращении в суд, инвесторы рассуждали просто: в соседнем Соликамске, в АО "Сильвинит", дивиденды по итогам работы в 2000 году были выплачены. Финансовое положение "Уралкалия" - ничуть не хуже, так почему здесь нарушены законные права акционеров?
Между тем решение совета директоров "Уралкалия" о невыплате дивидендов было принято не с бухты-барахты, а по весьма важному для предприятия обстоятельству - необходимо было продолжить финансирование строительства терминала по перевалке калийных удобрений в порту Санкт-Петербурга. А средства для этого требовались солидные без малого 200 миллионов рублей. К слову сказать, подобный терминал строят и соликамцы - в порту Находка на дальнем востоке.
Акционеров успокоили: мол, надо с пониманием отнестись к колоссальным расходам, ибо завтра эти инвестиции обернутся благом для всех. Большинство акционеров с таким решением смирилось: надо так надо. Подождем-с. Однако воспротивились "Детство" и "Ермак" закуражился: не хотим ждать светлого будущего, давай то, что положено по закону, сегодня!
Можно, конечно, заклеймить "отщепенцев" позором. Мол, не понимают важности момента, живут сегодняшним днем, думают только о себе... Можно. Но согласимся и с тем, что ждать или не ждать светлого будущего - это право каждого. Тем более, что оно, это право, прописан в уставе акционерного общества.
"Козни" инвесторов хозяева "Уралкалия" и заклеймили, и освистали в подконтрольных им средствах массовой информации. Но только "матовым покрытием" дело не обошлось. Верхушка заподозрила, что действия представителей мятежников были инспирированы (инициированы) руководством Международной калийной компании (МКК), от услуг которой "Уралкалий" отказался и перевёл экспортные поставки своей продукции на канадскую сбытовую компанию "БермонтТрейтинг С.А." В интригах заподозрили, в первую очередь, генерального директора МКК Анатолия Ломакина. С его подачи, мол, бывшие друзья-товарищи решили потрепать нервы главному владельцу "Уралкалия" Дмитрию Рыболовлеву. Реакция последовала незамедлительно. Едва ли не на следующий день после удовлетворения иска от "Детства" юристы "Уралкалия" составляют и направляют в Арбитражный суд собственный иск с требованием признать недействительным решение годового общего собрания акционеров ОАО "Сильвинит" от 5.05.2000 года в части избрания членов совета директоров ОАО "Сильвинит". Избрание Ломакина, дескать, нарушило права акционеров на достоверную информацию, ибо генеральный директор ЗАО "МКК" не получил согласия совета директоров калийной компании на совмещение должностей. К тому же при голосовании не была соблюдена форма бюллетеня - в нем не указана должность А. Г. Ломакина.
Пермский арбитражный суд, рассмотрев на своем заседании этот иск, в его удовлетворении отказал.
Однако в то время у судей в работе был уже другой иск - о признании недействительным регламента проведения общего собрания акционеров "Сильвинита", утвержденного 5 мая 1997 года советом директоров. По мнению истца (АО "Уралкалий"), который является соучредителем соликамского предприятия, предложенный регламент был утвержден неполномочным органом. Придирки, как видите, из серии "А еще шнурки не погладили..." Потому Арбитражный суд и в этом иске снова отказывает.
Но процесс, как говорится, уже пошел. 26 июня Арбитражный суд рассматривает иск "Уралкалия" о признании недействительным устава АО "Сильвинит" и вновь принимает решение об отказе в его удовлетворении. 27 июня аналогичное решение по такому же иску, но уже к Международной калийной компании, выносит арбитражный суд Москвы. В июле ( напомню, все события происходят в течение нынешнего лета) Московский арбитражный суд отказывает в иске "Уралкалия" к МКК о признании недействительными выпуска ее акций...
Все это было бы смешно, когда бы не было... очень смешно. 15 августа в Пермский арбитражный суд обращается ОАО "Каменный пояс" с требованием признать недействительным решение Комитета по управлению госимуществом Пермской области о внесении изменений в план приватизации АО "Сильвинит" от 28 декабря 1993 года. Под сомнение ставится и распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг ( ФКЦБ) от 29.09. 1999 года о регистрации отчета об итогах учредительных выпусков ценных бумаг АО "Сильвинит" и, как следствие, требование признать недействительными пятый и шестой выпуски ценных бумаг, зарегистрированных ФКЦБ РФ 27 ноября 2000 года.
Вы понимаете? По сути, речь идет о пересмотре итогов приватизации. То, о чем так долго говорили наши патриоты, наконец-то воплотилось в реальное юридическое дело. Ликуйте, пролетарии!
Защитников сирых и убогих надобно знать в лицо. Кто подпоясался "Каменным поясом целомудрия" в борьбе за святое дело? Вот здесь и начинается самое смешное! Да ведь это детище самого Дмитрия Рыболовлева. Это он, скромный выпускник Пермской медицинской академии, сделавший свои первые большие деньги игрой на бирже, создал один из самых крупных в Пермской области чековый инвестиционный фонд "Каменный пояс", который тоже успешно участвовал в то время в приватизации. Именно тогда, когда в мутной воде можно было наловить много рыбы, в сети Рыболовлева (извините за невольный каламбур) попались АО "Метафракс", "Азот", "Нефтехимик, "Сильвинит" и "Уралкалий". Между прочим, экспортная выручка этих пяти предприятий, по утверждению "Российской газеты", составляла без малого половину всего экспорта Пермской области. Не баран чихнул! Благодаря "Каменному поясу" Дмитрий Рыболовлев в 1998 году занял место председателя совета директоров в АО "Сильвинит" и "Уралкалий", которые, как известно, производят 100 процентов калийных удобрений России. Пресса не без оснований окрестила Рыболовлева "калийным королем".
И вот теперь Дмитрий Евгеньевич вроде как хотел бы пересмотреть итоги той приватизации? Ну, не смешно ли?! Не знаю, смеялись ли судьи над этим пассажем, но им хватило здравого ума оставить иск "Каменного пояса" без удовлетворения. При всей смехотворности этого процесса удалось избежать серьезного прецедента. Опасность подобных судебных процессов состоит в том, что любой, даже самый мелкий, акционер приватизированного предприятия может попытаться признать недействительными все сделки с акциями предприятия, совершенные после приватизации. А с тех пор список акционеров " Сильвинита" (и тысяч других российских предприятий) неоднократно менялся. Случись такой передел - и неизвестно, в пучину какого хаоса будет ввергнуто старейшее на Урале предприятие по выпуску калийных удобрений...
|