Девятого марта 2000 года в аэропорту Шереметьево-2 при взлете разбился «ЯК-40», летевший рейсом Москва - Киев. Возможно, этот трагический факт прошел бы в нашей прессе «бегущей строкой», а в зарубежной и вовсе мог не появиться. Но среди погибших были знаменитый журналист, президент медиа-холдинга «Совершенно секретно» Артем Боровик и преуспевающий бизнесмен Зия Бажаев. Не удивительно, что эта катастрофа в мгновение ока стала мировой сенсацией. Не удивительно и то, что именно гибель Боровика, команда которого не раз досаждала федеральным властям своими разоблачениями, сразу же подтолкнула репортеров к догадкам о политической подоплеке происшедшего.
Маска смерти
Признаться, и мне тогда эта версия казалась убедительной. Еще кровоточат в памяти убийства Листьева и Холодова в Москве, Юдиной в Калмыкии, а этот мартиролог продолжает пополняться. Но сегодня, перелопатив горы оперативной информации и других добытых мною материалов, я рискну заявить: если в Шереметьеве-2 действительно был совершен теракт (а для такого предположения, как увидим ниже, есть основания), то убрать хотели не журналиста, а бизнесмена. И значит, подоплека тут была не политическая, а экономическая.
Вообще, разматывая эту историю, я обратил внимание на одно странное обстоятельство: в марте 2000 года наша братия ухватилась за версию, лежащую на поверхности и самую спекулятивную, в результате чего фигура Бажаева ушла в тень. Это можно понять. Но и сейчас наша пресса, скорбя о гибели Боровика, почти вовсе вывела Бажаева за скобки событий, будто это совсем не он зафрахтовал для себя «Як-40» до Киева, не он пригласил Артема в оказавшийся роковым рейс. Такое впечатление невольно складывается, что, по сути, главное лицо трагедии до сего дня сильно кому-то мешает. Вот и заштриховывают его всячески. Почему?.. Обратимся к фактам.
Из досье автора:
Зияуди Юсупович Бажаев родился 11 июля 1960 года в селе Ачхой-Мартан Чечено-Ингушской АССР. По окончании Краснодарского политехнического института в 1988 году работал инженером на биохимическом производстве Краснодара и Грозного. В 91-м году занялся менеджментом. В 1992-95 гг. - президент нефтетрейдинговой компании «Lia Oil» (Швейцария), сотрудничавшей с АООТ «ОНЭКСИМ Банк». В 1996 г. защитил кандидатскую диссертацию по управлению нефтегазовым комплексом. Тогда же стал президентом унитарного госпредприятия «Южная нефтяная компания» (ЮНКО), в создании которой принимал самое активное участие. Вскоре был приглашен Министерством топлива и энергетики РФ в АО «Нефтяная компания «СИДАНКО». В 1998 году - ее президент. В 1998 г. - соучредитель и президент межрегиональной холдинговой компании ОАО «Группа Альянс», победившей в конкурсе по подбору внешнего управляющего НК «Роснефть». Им стал Бажаев. Но после того, как совет директоров этой компании отложил заключение договора с «Группой Альянс», Зия ушел из «Роснефти» и в конце 1999 года был избран председателем Наблюдательного совета ОАО «Херсонский нефтеперерабатывающий завод» (ХНПЗ, Украина).
Разумеется, эта справка дает лишь общее представление о карьере Бажаева в российском бизнесе. Однако и краткие данные, приведенные мною, весьма красноречивы. К неполным сорока годам Зия, не любивший засвечиваться в прессе, стал нефтебароном, мультимиллионером, в сфере своей деятельности почитавшимся гением менеджмента.
24 февраля 2000 года «Независимая газета», опубликовавшая рейтинг самых крупных лоббистов, констатировала, что в номинации «первых лиц» президент «Группы Альянс» впервые вошел в лидерскую десятку. Это, очевидно, связано с тем, что после длительной лоббистской борьбы Бажаеву удалось получить в управление контрольный пакет акций крупнейшего в отрасли Томского нефтехимического комбината. За ним в этом рейтинге шли Лесин, Фридман, Гусинский...
Бажаев занимал 35-е место в сотне самых богатых людей России.
Пусть читателя не разочаровывает упоминание о «каком-то» ХНПЗ. Именно этот вроде бы «скромный» ход Бажаева открывал перед ним новые, крайне заманчивые перспективы. И он же, этот ход, через несколько месяцев вычеркнул Зию из жизни. К прискорбию нашему вместе с его попутчиком-журналистом...
Заказчик и посредник
Известно: там, где крутятся миллиарды, всегда есть криминал. Особенно в условиях «дикой» капитализации, которая произошла в России.
По мере продвижения по ступеням нефтебизнеса Зия Юсупович, само собой, обретал нужные контакты и связи.
Начнем с того, что молодой, энергичный предприниматель пользовался поддержкой почти всех премьер-министров РФ. Этим он нигде не бравировал. Разве что в узком дружеском кругу гордился, что в него поверил Виктор Черномырдин. Действительно, именно Виктор Степанович предложил Зие Юсуповичу создать, а затем и возглавить госкомпанию «ЮНКО» в Ичкерии во время первой чеченской войны.
Хорошие отношения сложились у Бажаева и с командой Сергея Кириенко. Ведь как раз при Сергее Владиленовиче Зия получил портфель внешнего управляющего «Роснефти», а позже, когда появился «Союз правых сил», счел необходимым помочь этому блоку. Дорожил Бажаев расположением Примакова, Степашина. В свое время, когда Сергей Степашин выдвинул альтернативный вариант финансирования восстановительных работ в Чечне (создать там оффшорную зону), Зия Юсупович поддержал этот вариант.
Как ни умалчивал Зия о том, что «наверху» к его мнению прислушиваются, эта информация просачивалась в деловые круги и, безусловно, помогала ему на уровнях нижних. А уже там появлялись связи криминального характера, которые, смею утверждать, есть в биографии едва ли не всех нынешних «звезд» российского предпринимательства. Бажаев исключением не был.
Из досье автора:
В 1992 году Джохар Дудаев дал Зие разрешение на торговлю чеченскими нефтепродуктами, чтобы тот, в свою очередь, на вырученные деньги снабжал Ичкерию товарами народного потребления. В итоге, если судить по уголовному делу, возбужденному следственным комитетом МВД РФ в связи с этой аферой, Бажаев от проданных нефтепродуктов получил около четырехсот миллионов тогдашних рублей, а товаров народного потребления поставил на 168 миллионов. Разница, как утверждалось в деле, осталась в кармане Зии Юсуповича.
«Разница» действительно была: это документально доказано следствием. Но вот в том, что она «осталась в кармане», есть сомнения. Не мог чеченец Бажаев утаить от главного в то время чеченца Дудаева ни копейки. Вопрос в том, куда, на какие цели эта «разница» пошла. Вопрос для моего расследования важный, потому как, забегая вперед, скажу: пресловутый «чеченский след» в шереметьевской катастрофе я категорически исключаю.
Не буду пересказывать другие подобные истории, в которых принимал участие Зия. Пусть читатель поверит мне на слово: список здесь не короток, и по законам РФ некоторые из этих историй могли бы стать поводом для возбуждения уголовного дела. Но всякий раз Зие удавалось каким-то образом уходить от правосудия. Например, сюжет с дудаевской товарной операцией продолжения после гибели заказчика не имел. А уже в 2000 году, по сообщению ИТАР-ТАСС, «в самый разгар (второй. - Авт.) антитеррористической операции на Северном Кавказе, в Приморье шла активная торговля нефтепродуктами, произведенными на нелегальных заводах в Чечне, Ингушетии и Дагестане... Переброску нефти осуществляли коммерческие фирмы - ООО «Юпитер» и ООО «МагОйл», входящие в «Группу Альянс», президент которой Зия Бажаев погиб в авиакатастрофе».
Раньше погиб заказчик, сейчас - посредник. Спрашивать не с кого - концы в воду. Но вернемся, наконец, к Херсонскому нептеперерабатывающему заводу, куда к исходу 1999 года решительно переместились предпринимательские интересы Зии Юсуповича, за что он вскоре жестоко поплатился.
Херторг
Это предприятие имело ряд неоспоримых преимуществ перед многими другими терминалами, куда из России и кавказского региона шла сырая нефть. НПЗ обладал высококвалифицированными кадрами, солидными мощностями для глубокой переработки сырья, был подключен к магистральному нефтепроводу России, и вдобавок ко всему у него есть прямой выход к морю.
Беда была в хронической нехватке сырья. Отсюда - постоянные задолженности по зарплате, невозвращенные в срок кредиты, пеня за них, разруха в социально-культурной инфраструктуре. И вот все та же «Группа Альянс», в которой, по мнению экспертов, Бажаеву принадлежало 95% акций, взялась наладить бесперебойную поставку нефти в Херсон, что при вполне гуманной цели бажаевского проекта могло обеспечить огромные барыши.
Достаточно сказать, что одна только глубокая переработка сырья должна была давать дополнительно с каждой тонны шесть долларов. А в планах Бажаева предусматривалось расширение херсонского завода и его решительная модернизация. Было четко просчитано, что даже если на первых порах поставлять на НПЗ 8,6 млн тонн нефти в год, чтобы загрузить его потенциальную мощность, то уже одно это обнадеживает: около 60 миллионов долларов, которые Бажаев и его команда собирались вложить (и уже начали вкладывать в дело), быстро окупятся. Кстати, за короткий срок после того, как Зия буквально вломился на ХНПЗ, завод смог снизить кредиторскую задолженность с 16,7 млн долларов до 12,7 миллионов, частично разблокировать свои счета и - наконец-то! - погасить долги по зарплате. Понятно, почему В. Путин, выступая в Сургуте на совещании по развитию топливно-энергетического комплекса страны, в качестве едва ли не единственного примера реально действующего проекта, связанного не с торговлей сырьем, а именно с высокодоходной глубокой его переработкой, назвал... херсонский НПЗ (хотя фамилию Бажаева не упомянул).
Тут хочу еще раз напомнить о контактах и связях Зии в «самых верхах». В свое время (1996 г.) он промелькнул в деловом мире Питера, возглавив на короткий срок «Петербургскую нефтяную компанию». Возможно, молодой талантливый бизнесмен и запомнился тогда будущему премьер-министру, а затем президенту России. Но не идет у меня сейчас из головы такое невероятное, в общем-то, соображение: уж слишком рядом оказались эти два факта - высокая оценка работы Бажаева и всего-навсего через три дня катастрофа в Шереметьеве-2... Нет, Боже упаси! Я не о том говорю, о чем, возможно, подумал сейчас мельком читатель. У меня совсем другая мысль: не могло ли случиться так, что похвала Путина объективно поторопила действия тех, кому Зия со своим херсонским проектом встал поперек горла?
А таких было немало. Ведь в поисках источников сырья для НПЗ Зия разом нарушил уже давно сложившиеся вокруг этого завода деловые (в том числе криминальные) связи. Упомяну хотя бы «неучтенку», которая шла тогда в Херсон и обогащала представителей украинской, кавказской и других нефтяных мафиозных групп. Главное же - серьезно задеты были интересы западно-сибирских нефтяных компаний, в том числе «ЛУКОЙЛa».
Один только факт. Бажаев для начала решил изменить квоту, согласно которой Казахстан только в 1999 году по российскому трубопроводу перегнал на Украину 9 млн тонн нефти, из которых 7,5 млн предназначались для дальнего зарубежья и всего лишь 1,5 млн могли попасть на ХНПЗ.
При посредничестве «Группы Альянс» и поддержке президентов Казахстана и Украины была достигнута договоренность: ОАО «Херсоннефтепереработка» отныне будет получать из Казахстана 5 млн тонн в год. А после запланированной модернизации - и больше. Ближнее, а потому и более дешевое по транспортировке казахстанское сырье, конечно, подрывало интересы российских нефтемагнатов, хотя, в конечном счете, соответствовало государственным интересам России, Украины и Казахстана.
Конкуренты
Херсонский узел находится под контролем совместной азербайджано-украинской мафиозной структуры.
Кроме того, на ХНПЗ сильно влияние околокриминальной казахстанской группировки Машкевича - Шадиева (близки к руководству компании «Казнафта», известны захватом металлургических и энергетических предприятий в Казахстане с нарушением прав инвесторов, по этим делам идут суды).
31 августа 1999 года собрание акционеров ХНПЗ отстранило прежнего гендиректора завода Сомикова от должности «за ненадлежащее выполнение своих обязанностей». Новый директор Сергей Наследников представлял интересы компании «Укрнефтепродукт», выигравшей в конце июля конкурс на управление госпакетом акций завода.
При поддержке «Укрнефтепродукта» Наследников попытался изменить негативные тенденции развития завода, стал налаживать сотрудничество с крупными российскими поставщиками нефти - «ЛУКОЙЛом», «ЮКОСом», «Татнефтью». Но в этот момент на горизонте появились Александр Машкевич и Фатах Шадиев вместе с...Зией Бажаевым.
Из досье автора:
Фатах Шадиев - весьма известный в предпринимательских кругах человек. Он вместе с Машкевичем долгое время тихо поддерживал диссидентство опального экс-премьер-министра Казахстана Акежана Кажегельдина. Хотя в то же время благоразумно проявлял лояльность и к президенту Нурсултану Назарбаеву. Кроме того, считалось, что Машкевич с Шадиевым могли рассчитывать на поддержку украинских властей и, прежде всего, премьера Пустовойтенко.
В сентябре указанная группа товарищей вместе с Бажаевым отстранила «Укрнефтепродукт» от управления Херсонским заводом. Как это было проведено официально, до сих пор не раскрыто, ведь новых конкурсов на управление заводом не проводилось. По слухам, договор с «Укрнефтепродуктом» был расторгнут с согласия премьер-министра Украины.
С приходом новых управленцев Херсонский завод переориентировали с российских поставщиков на казахстанские.
Причина такого решительного разворота Украины на сотрудничество с Казахстаном заключалась не только в умелом лоббировании Машкевичем и Бажаевым своих интересов, но и в том, что в обоих государствах приближались выборы.
Херсонский НПЗ и «Казахойл» - компании, контролируемые данными государствами, а конкретнее, государственными чиновниками. Нетрудно понять, что накануне выборов на Украине лучше поставить на завод гибких управленцев, которые правильно понимают политические приоритеты текущего момента. И здесь важна не общая прибыль предприятия, а та часть, которая должна пойти на политические нужды. Это давно уяснила команда Машкевича. И потому будущее Херсонского НПЗ после перехода под контроль Бажаева скептики считали незавидным.
Зия не только не гнушался подкупом чиновников и связями с криминалитетом, но, напротив, делал на них ставку. И выигрывал.
Все вышеперечисленные события были бы исключительно делом двухсторонних экономических отношений Украины и Казахстана, если бы не намечающееся отстранение российских компаний от сотрудничества с Херсонским заводом, создание казахстанским компаниям преимущества при приватизации предприятия, а также вытеснение российской нефти с украинского рынка сырьем из Казахстана.
В украинско-казахстанском проекте Бажаева ущемлялись интересы не только «ЛУКОЙЛа», но и «ЮКОСа», «Татнефти» и «Укрнефтепродукта».
На фоне успехов «Альянса» роль «ЛУКОЙЛа» резко снизилась на Украине. Исключительно в своих интересах ему пришлось довольствоваться лишь Одесским НПЗ.
Встревоженное триумфом Бажаева руководство «ЛУКОЙЛа» попыталось перехватить инициативу, предприняло ряд усилий, чтобы выжить «Альянс», но потерпело фиаско.
Из досье:
«В процессе расследования обстоятельств катастрофы самолета Як-40 и гибели его пассажиров подтверждено, что Бажаев и Боровик изначально планировали лететь в Киев на рейсовом самолете компании «Трансаэро» в 10. 15.
Однако позднее они сочли более целесообразным вылететь пораньше, для чего выбрали ставший для них роковым самолет Як-40, который принадлежал «ЛУКОЙЛ-АВИА».
Остается добавить, что в Кремле кандидатура предпринимателя рассматривалась не только на пост министра топлива и энергетики РФ, но и президента новой Чечни.
Теперь представьте, в фокусе каких страстей и противоречий оказался Зия Бажаев, когда он ранним утром 9 марта улетал в Киев, где собирался окончательно упрочить все отношения «Группы «Альянс» с ХНПЗ.
Уверен, что он понимал тогда многие хитросплетения ситуации, в которую попал. Но вряд ли думал о том, что «зеленая улица», косвенно обещанная ему В. Путиным, может оказаться детонатором. А уж Артем Боровик, находившийся с нефтебароном в хороших приятельских отношениях, и вовсе не ведал о том, что произойдет через несколько секунд после взлета. Думаю, вряд ли Зия поведал Артему о теневой стороне своей жизни. Он всего-навсего хотел, чтобы один из лучших журналистов России, столь же склонный к авантюре, как и он, помог раскрутить перспективное дело. И ничего больше.
Для отстаивания своих интересов на Украине «Альянсу» потребовалось собственное информационное лобби. На эту роль вполне подходил украинский вариант «Совершенно секретно» и «Версии». Под этим углом некоторые наблюдатели и рассматривают поездку на один день в Киев Бажаева вместе с Боровиком накануне ответственного визита в Казахстан. Там уже планировались встречи на самом высоком уровне.
Эксперты из «Совершенно секретно» под руководством Боровика, по признанию его ближайших сотрудников, уже давно работали на Зию. В последнее время они готовили программы об экспансии «Альянса» в ближнее зарубежье.
Бажаеву хотелось обладать лучшей пресс-службой в России, а следовательно, и в СНГ. Он вел переговоры о приобретении пакета акций «Совершенно секретно». По другим сведениям, уже приобрел его. Это во многом объясняет внезапное появление Боровика на борту самолета.
Кстати: сразу после катастрофы компания «ЛУКОЙЛ» вернула себе право поставок сырья в Херсон.
|