Шаг вперед, два шага назад
Отпущенный на волю волн флагман холодильной промышленности тут же сел на мель. Его огромные склады, рассчитанные на эшелон продукции, так никогда и не заполнялись, а большая часть высокотехнологичного оборудования простаивала. Рабочие уходили на соседние предприятия либо получали за свой труд макароны и крупу по завышенным ценам. В то же время среднемесячный доход генерального директора Виктора Торопова составлял десятки тысяч рублей. Жаловаться не смели: говорят, что генеральный директор был скор на расправу.
Вероятнее всего, завод растащили бы по кусочкам, если бы в конце 1999 года не началась процедура банкротства. На предприятии было введено внешнее управление в лице представителя Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО) Игоря Ляпина. Кандидатуру Ляпина поддержали основные кредиторы "Совитала" - Минфин России, Внешэкономбанк и итальянская компания "Фата Групп". С этого момента завод находился под неусыпным контролем государства. Предприятие медленно, но верно выбиралось из финансовой ямы, в которую оно свалилось при прежней администрации. Ляпин организовал поставку комплектующих и сбыт готовой продукции, объем выпускаемых холодильных установок увеличился в четыре раза. Канули в Лету бартерные схемы, составлявшие ранее до 90% всех расчетов предприятия. Игорь Ляпин сумел погасить образовавшуюся до него четырехмиллионную задолженность по зарплате. Впервые за последнее время труд рабочих на заводе стал оплачиваться деньгами, а не макаронами и крупой, причем зарплату планировалось увеличить почти на треть. Впервые за последние годы планово убыточное предприятие начало приносить прибыль. У государства наконец-то появилась возможность вернуть хотя бы часть вложенных в строительство завода средств.
И тут - как ушат холодной воды - сотрудники Волжской налоговой полиции завели на Игоря Ляпина уголовное дело за неуплату страховых взносов во внебюджетные фонды. Завод не мог их вовремя платить ввиду тяжелого финансового положения. Не платили их и при уволенном директоре. Но кого это интересовало? Торопов-то был в доску свой, а Ляпин - нижегородский. И хотя уголовное преследование вскоре прекратили, времени и нервов налоговики и Игорь Ляпин потратили немало.
Дальше - больше. В августе нынешнего года Арбитражный суд Республики Марий Эл вынес определение о смене внешнего управляющего. Самое интересное, что ни Минфин России, ни Внешэкономбанк, ни итальянская компания "Фата Групп", которым в комитете кредиторов принадлежит 98% голосов, о такой услуге марийскую Фемиду не просили. Их представитель ФСФО вполне устраивал. По одной из версий, "подсидело" Ляпина муниципальное предприятие "Волжскводоканал", чья доля составляет в лучшем случае одну десятую процента голосов.
В ту же дуду дула и администрация Волжска во главе с мэром Николаем Свистуновым, который при каждом удобном случае "пинал" "Совитал" и его внешнего управляющего. Десять лет предприятие дышало на ладан, местным властям не было до этого никакого дела. Только появились положительные результаты, интерес проявился. Причем, интерес, прямо скажем, нездоровый. Когда решался вопрос о перерегистрации СП в ОАО, местные регистрирующие органы достаточно странно повели себя. Либо пробуксовывала бюрократическая машина, либо рождение нового предприятия тормозилось по чьей-то злой воле. В итоге акционерное общество зарегистрировалось в Москве.
Нам денег не надо, макароны давай!
Вместо представлявшего интересы государства Ляпина Арбитражный суд Марий Эл назначил нового внешнего управляющего - жителя Томска Роберта Майера. Характерно, что коллективу завода его представлял мэр Волжска Николай Свистунов. На собрании трудового коллектива мэр разразился гневной тирадой в адрес прежнего руководства. За что ругал, непонятно, зато очень искренне. Судя по пламенной речи г-на Свистунова, с приходом нового управляющего жить на заводе станет лучше, жить станет веселее:
Рабочие мэрским речам почему-то не поверили. В Арбитражный суд, Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству, президенту Марий Эл были направлены обращения коллектива с просьбой защитить управляющего. Реакция трудового коллектива на смену руководства объясняется просто. Первым признаком наступающей "новой жизни" стало возвращение на завод: Виктора Торопова. Майер назначил его исполнительным директором. Судя по всему, более грамотного специалиста в республике не нашлось. Долой деньги, да здравствуют макароны и крупа?
Предвидя, что второе пришествие Торопова на завод вызовет у рабочих бурю "радостных" эмоций, Майер, почти как новый русский руководитель, позаботился о собственной безопасности. С недавнего времени тело Роберта Александровича находится под неусыпной охраной двух милиционеров в офицерских чинах (ясное дело, рядовому или сержанту бесценную плоть управляющего не доверишь). Появление "нянек" с "пушками" подняло авторитет Роберта Александровича на небывалую высоту. Про него, как про Чапаева, слагают анекдоты: "Говорят, что Майер заказал на Курганском машиностроительном заводе БМП в люксовом исполнении. Надо же на чем-то выезжать в свет или к рабочим!"
Откровенно говоря, все равно, кто и как сторожит нового управляющего. Единственное, что хочется узнать, - кто оплачивает безопасность Роберта Александровича? Этот вопрос прежде всего следует адресовать правоохранительным органам. Завод компенсировать подобные услуги не может, поскольку еще не расчитался за долги перед бюджетом. Официальной зарплаты Майера - она согласно решению Арбитражного суда составляет 15 тысяч рублей - для этого тоже недостаточно. Остается "третья сила".
Кукол дергают за нитки
Очевидно, что развивающееся вокруг "Совитала" действо кем-то тщательно режиссируется. Причем не в Марий Эл. Какой-то хитрый кукловод дергает за ниточки, отодвигая в сторону Минфин России и Внешэкономбанк. Это ощущается во всем: в позициях администрации Волжска, устроившей Майеру шумный промоушен, марийского Арбитражного суда, чье решение вызвало недоумение у опытных юристов, и в действиях некоторых правоохранительных органов. Причем уши торчат так далеко, что не заметить их может разве что слепой. Высший Арбитражный суд России уже заинтересовался делом Ляпина - Майера, и, по нашей информации, в Москве готовится соответствующее решение.
Сказала свое веское слово и Федеральная служба безопасности. В апреле нынешнего года начальник марийского Управления ФСБ России генерал-майор Николай Долгополов направил прокурору республики Виктору Михопаркину официальное письмо, в котором черным по белому написано, что имеющиеся в распоряжении контрразведчиков "материалы дают основание заподозрить генерального директора СП "Совиталпродмаш" Торопова В.Н. в злоупотреблении своими полномочиями и его причастности к хищению средств предприятия". Поскольку дела подобного рода не входят в компетенцию ФСБ, Долгополов направляет все материалы в прокуратуру "для решения вопроса о подследственности и: возбуждения уголовного дела".
Реакции прокуратуры в ФСБ ждут до сих пор. Не проявляет видимого интереса к заводу и республиканское МВД. Хотя, пардон, милиционеров к Майеру министерство все же отрядило. Пока наши доблестные правоохранители "мочат" лишь тех, кто пытается спасти "Совитал". В свое время прокуратура проявила живейший интерес к судьбе Ляпина и даже вступила в переписку с ФСФО. Жаловались на Игоря Ляпина: дескать, без особого рвения защищает интересы государства.
Мы бы так и не узнали, кто разинул рот на кусок государственного пирога, если бы кукловод не показал своего личика. С воцарением Майера на завод вдруг зачастили сотрудники небезызвестного Национального Банка Развития. Москвичи не только по-хозяйски расхаживают по территории предприятия, но и "зачищают" заводские кадры. Судя по всему, возглавляет подотдел по очистке "Совиталпродмаша" от людей, замеченных в лояльности к Ляпину, начальник службы безопасности НБР Олег Тимошевский. Буквально на днях он побывал в Волжске и Йошкар-Оле с инспекцией. Наводил, так сказать, мосты.
Надо отдать должное москвичам: пока что они с успехом разыгрывают задуманную ими партию. Минфин и Внешэкономбанк, вложившие в предприятие сотни миллионов долларов, на "Совитале" уже не хозяева. Перед богатенькими "варягами", не гнушающимися устраивать откровенные "подставы", местная братия с радостью стелется, не понимая того, что придет время и их выбросят, как ненужный хлам. Торопов уже предпринял шаги, вызвавшие крупный скандал с рядом партнеров завода. Партнеры "Совитала" обвиняют новое руководство в хищении чужого имущества. Соответствующие материалы переданы в правоохранительные органы.
Чем в конечном итоге может закончиться история с "Совиталпродмашем", предсказать несложно. С приходом Майера завод вновь начало лихорадить. Последние недели августа предприятие и вовсе простаивало. Еще немного, и волжские хладостроители получат ситуацию образца 1999 года со всеми вытекающими отсюда последствиями. Странно, что этого до сих пор не осознали в Йошкар-Оле. Руководство республики никак не определится, на чьем поле ему играть. Нейтралитет - удобная позиция, но только не в ситуации, когда речь идет о предприятии федерального значения.
|