Спрос рождает... воровство. Воровство рождает кровь
Самый пик нелегального оборота ижевских "стволов" пришелся на начало 90-х. "Оборонка" туго "перестраивалась" на гражданские рельсы, первые газовые пистолеты сходили с конвейера, имея нарезной ствол. Переделать его мог даже ребенок. Хватились, как всегда, с запозданием. Несколько тысяч штук "гибрида" мгновенно разошлись по "нужным" людям. В основном покупателями оказались люди в милицейских погонах с двумя просветами.
Характерно, что новинка официально считалась полноценным "газовиком", но внешне, а главное внутренне, почти ничем не отличалась от боевого. Легким движением руки пистолет газовый превращается... Когда разобрались, было уже поздно. Всем представителям "органов" поступила строгая команда: сдать! Разумеется, никто на приказание не отреагировал. Придумали серьезные отговорки, а в общем, как всегда, - спустили "на тормозах".
Потом в свободную продажу поступили небезызвестные газовые "Ижи" калибра 7,62. Этот образец имел ту же самую оснастку, что и боевой ПМ, за исключением ствола. Ствол менялся на нарезной в течение... 16 минут! Специально под видеокамеру проводили следственный эксперимент, засекали время. Купить нарезной, боевой "стволик" от ПМа в Ижевске - не проблема, все равно что запчасть дефицитную (по тем временам) к "М-412" сыскать.
Рядовой гопник так и поступал. Легально приобретал в магазине "газовик", переделывал в нем ствол на боевой - и вперед, на дело! Милицейские сводки запестрели сообщениями о вооруженных налетах и грабежах. С грехом пополам и под давлением руководства выпуск "провокационного" пистолета приостановили.
Потом наступил период, когда с рабочими "оборонки" вместо зарплаты рассчитывались газовыми револьверами - "РС", и на рынках среди "джинсы" и ширпотреба вполне легально продавались короткоствольные "газовики". Умельцы живо присобачивали к ним "переходники" под малокалиберный патрон, удлиняли барабан под "мелкашку". Подольше и позаковыристей, конечно. Требуется рабочая смекалка. Но процесс пошел. И вскоре у "эрэсов" появился свой покупатель. Редкий коммерсант не таскал для солидности и спокойствия в кармане турецкой кожаной тужурки модернизированный РС ("рабочая совесть").
Спрос возрос. Расцвело воровство. Расцвет нелегальной торговли оружием пришелся в Ижевске на 1991-96 годы. Самые крупные, самые кровавые разборки пришлись как раз на этот период. Достаточно вспомнить имена "павших": Клейн, Шамиль, Перевощиков, Родионов, Ворон, Горохов (младший), Сирота...
Кровавые криминальные страницы Ижевска написаны при свинцовом содействии все тех же ворованных "стволов". Воровали по-разному. Кто как умел и по мере возможностей своих. Работяги тащили десятками, коммерсанты - вагонами. Причем если первые занимались переделкой вроде бы легальных газовых пистолетов, то вторые внаглую торговали "стволами" боевыми. Выдавая их за... учебно-тренировочные.
В начале перестроечных 90-х "засветились" два крупных оружейных дела. Почти десять лет прошло, многое забылось с тех пор. "Громкие" оружейные дела потихоньку замяли. Значит, так было нужно, значит, выгодно было кому-то... Кому?
Ты помнишь, как все начиналось?..
Начиналось это "пистолетное дело" с того, что некий мистер Приколотто (фамилия слегка изменена) как представитель доблестного механического завода посетил оружейную выставку. Как бы по службе. Выставка была не где-нибудь в Мухосранске, а в самой Америке! Оплачивала визит чиновника богатенькая фирма "Байкал".
Мистер Приколотто съездил не зря. В Штатах, на той самой выставке, он "случайно" познакомился с неким господином Х (Икс). Мистер Икс удачно "офшорил" на Кипре, дружил с африканским континентом, имел американский паспорт, но числился почему-то еще и жителем Ярославской области. Классический мистер Икс! Такому трудно отказать.
А предложение мистер Х сделал самое заманчивое: перегнать в некую маленькую африканскую страну пару вагонов с пистолетами. Разумеется, пистолеты должны быть боевыми, но... именоваться по-другому. Только так можно было преодолеть всяческие таможенные барьеры и прочие заморочки.
Приколотто был оружейником бывалым и "стволы" вагонами отправлял неоднократно. Но то был государственный заказ, а тут перестройка, разоружение - заказы резко иссякли. Мистер Х предлагал чиновнику чистой воды коммерцию. За хорошие "бабки" можно было не только очистить переполненные товаром складские помещения, но и положить в собственный карман приличную сумму в долларах. Для этого требовалась самая малость - немного изменить маркировку груза. Состряпать документы.
Надо полагать, что на подобную аферу мистер Приколотто ну никак бы не решился без согласования с САМИМ. Это вам не арбузами торговать - боевые ПМы! Шутка ли! Остается только предполагать, как отреагировал на предложение господина Х генеральный директор механического завода Василий Чугуев-ский. С трудом верится, что он был "не в курсе" отправки целых двух(!!!) вагонов с пистолетами.
Ударили по рукам, сойдясь на сумме примерно 20 "баксов" за один ПМ. Доллар в 93-м году равнялся шести российским рублям. Завязалась переписка. Заказчик (мистер Х) потребовал трех главных условий. Во-первых, на пистолете должна быть подвижная прицельная планка. Во-вторых, наименование изделия должно быть обозначено не ПМ, а "Иж-71" и "мейд ин" УАССР. В-третьих, в технических характеристиках "изделия" допускались измененные ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ требования.
Объяснить суть "эргономики" толково сможет только специалист, закончивший соответствующий факультет "механа". Если упростить понятие, то это связано с кучностью стрельбы. Требования к боевому оружию гораздо жестче, чем к спортивно-тренировочному. Мистер Х был требовательным клиентом. Но наши парни с механического завода тоже не лыком шиты. "Киприоту" (мистеру Х) полетел факс: мол, все готово, не "буксуй", только по срокам не успеваем нанести на "изделие" маркировку (пункт N 2), а также заменить прицельную планку на передвигающуюся. Можно отправить в таком виде? Мистер Х мгновенно соглашается. Шлите как есть. Сойдет.
Вся эта переписка была затеяна неспроста. Для прикрытия, ежели возникнут форс-мажорные обстоятельства. Потому что под видом спортивно-тренировочного оружия отправляли самые настоящие боевые пистолеты "Макарова". Два вагона!!!
Перед самой отправкой в склад готовой продукции зашел некий человек и приказным, начальственным тоном распорядился: "Все эти ящики срочно перекрасить. Изготовить новый трафарет и нанести надпись. Должно быть написано "Мейд ин УАССР. Байкал". Ящики пойдут за границу. Понял?" Кладовщик все понял и бросился выполнять распоряжение начальства. Спешным порядком перекрашенные ящики с новой маркировкой (в ящиках - обычные боевые ПМы) загружались в вагоны. Груз по документам числился как... спортинвентарь! Поэтому никакой охраны грузу не полагалось. И это было самой первой ошибкой...
Когда на станции Позимь неохраняемые вагоны перецеплялись, простые сцепщики-работяги сильно заинтересовались содержимым "спортивного инвентаря". На железной дороге это дело обычное. Алчные люмпены дерзко сорвали пломбу и забрались в вагон... Какие-то ящики деревянные. С ручками зеленого цвета. "Маде ин УАССР". Работяги из любопытства сковырнули монтировкой крышку. Тускло блеснула вороненая сталь. Аккуратными рядами в ящике теснились новенькие промасленные ПМы...
Из штабеля рванули два ящика с пистолетами. По штуке на каждого. Вагонную дверь "товарняка" торопливо задвинули, сорванную пломбу прикрутили на место. Авось не заметят... Вагоны пошли к пункту назначения. Эстонская таможня. Там случилась вторая оказия. Самая роковая!
|