Нарыв прорвало. На сессии Государственного собрания республики, прошедшей на прошлой неделе, стало понятно окончательно, что между мэром Йошкар-Олы и президентом республики давно назревал конфликт. "Соломкой" для этого тлеющего огонька послужил бюджет Марий Эл на текущий год, внести изменения в который предложило правительство республики. Исполнение доходной части бюджета отстает от плана. Суть изменений заключается в том, чтобы часть подоходного налога, получаемого почти полностью муниципальными образованиями, перечислять в республиканский бюджет. По мнению правительства, 10% должны отстегивать районы, и 35 - Йошкар-Ола. Если у районов сумма получается не такая уж и великая, то столица Марий Эл, по подсчетам республиканских властей, должна будет отдать более 20 миллионов рублей, а по подсчетам городской администрации - 32 миллиона. Кусок немалый и, кстати, депутатами йошкар-олинского горсобрания уже распределенный на городские нужды.
Владимир Тарков на сессии марийского парламента восстал против такого обезжиривания. Он заявил, что перекраивать бюджет в конце года негоже и воззвал к совести депутатов. По его словам бюджетная обеспеченность горожан составляет только 56% от общереспубликанского уровня. Подоходный налог - единственный стабильный источник пополнения столичной казны, при этом никто не может обвинить Йошкар-Олу в том, что она не работает на бюджет республики. Например, от налога на прибыль в городском "кармане" остается только 5 процентов, а в районных - 19. Дополнительные средства Йошкар-Оле пришлись бы ой как кстати. Из-за банкротства предприятий на баланс города нужно принять 100 тысяч квадратных метров жилья, 70% которого - ветхое. Средства на эти цели не были предусмотрены ранее. Долг по зарплате работникам муниципальных служб составляет от трех до шести месяцев. Да вообще в жизни столицы масса сложностей. Ко всему этому, пока не заплатишь, с шеи не слазят энергетики. Накануне отопительного сезона мэрия надеялась снять остроту последней проблемы, а теперь, по словам мэра, увы:
Леонид Маркелов в свою очередь напомнил, с каким трудом 7 месяцев назад принимался бюджет республики. Тогда вместе с депутатским корпусом было решено посмотреть, как будет исполняться республиканский бюджет, и впервые была введена статья о секвестре. По словам президента, подоходный налог - региональный: "1% нужно перечислить в федеральный бюджет, 2% остается муниципальным образованиям, распределение остального - моя компетенция. " То бишь, могу отнять и поделить на районы, которые имеют хилую налогообразующую базу. Йошкар-Ола, по мнению Леонида Маркелова, стерпит. Средства, заложенные на ее содержание первоначально (около 400 миллионов рублей), город получит.
Президента в своем стиле, то есть практически единодушно, поддержали депутаты. Например, "сладкий" парламентарий посетовал на то, что Владимир Тарков ввел депутатский корпус в заблуждение, когда утверждал, что перераспределение незаконно, а горожане - бедные люди. Он заявил: "Я хочу, чтобы вы не были куклой в Театре юного зрителя. Извините, может я что-то не то сказал". Действительно, иногда лучше жевать, чем говорить. Еще один народный избранник, который год назад протер все экраны телевизоров рекламой за Кислицына, на сей раз уже в поддержку Маркелова выдвинул беспроигрышный аргумент - детей-сирот, которые не виноваты, что в бюджете не хватает средств на содержание интернатов и школ. С детской темой трудно спорить. И без того обездоленные ребятишки, естественно, не должны страдать от того, что взрослые дядьки когда-то чего-то намудрили. Только вот почему седовласый депутат кивал исключительно на Таркова, непонятно. Получилось, что он-де один жадный такой, пожалел денег сироткам. Медведевский район, на территории которого находятся Люльпанский детский дом и Казанская коррекционная школа, и правительство в обвинительной речи не фигурировали.
Владимир Тарков на все упреки ответил, что его позиция остается жесткой. Причем Йошкар-Ола, если правительство провалило бюджет? Изначально в доходы Марий Эл были заложены фантастические цифры. Например, планировалось получить в полтора раза больше акцизов с продукции ФЛВЗ, чем в прежние годы, когда республика была закрыта для чужой водки. Здесь и получилась первая осечка: минус 45-50 миллионов рублей. Это признал министр финансов Евгений Рыжаков на Дне депутата Городского собрания. Еще 30 миллионов рублей недополучено от налога с продаж, отстают от плана сборы налога с имущества и единого налога.
Накал страстей на сессии Государственного собрания достиг своего апогея, когда между президентом и мэром началась откровенная перебранка. "Выйдите из зала! - Сам выйди! Чушь несете! - Сами чушь несете! Посидите и помолчите! - Не надо меня воспитывать и оскорблять!" Примерно, так строился диалог, в котором нет и намека на компромисс. Короче, дружить домами не получилось. И хотя водой и соком никто ни в кого не плескал, уже одного взгляда было достаточно, чтобы понять, что отныне главе столицы и главе правительства будет трудно общаться. Депутаты в кулуарах по этому поводу грустно вздыхали. Еще бы, они-то оказались меж двух берегов, значит, надо решать, к какому примкнуть, чтоб не потопнуть.
Остальные 40 с лишним вопросов так бурно не обсуждались. Государственное собрание приняло законы "О потребительской корзине в Республике Марий Эл", "О правительстве Республики Марий Эл", "О государственной программе Республики Марий Эл по усилению борьбы с преступностью на 2001-2003 годы. Правопорядок-2003". Депутаты привели в соответствие с федеральными старый закон о языках (новые проекты не обсуждались), законы об охране труда, о муниципальной службе, о местном самоуправлении, о статусе депутата районного, городского собрания.
P.S. Когда верстался номер, стало известно, что глава администрации Йошкар-Олы Владимир Тарков намерен оспорить решение марийского парламента в судебном порядке, так как оно ухудшает положение жителей Йошкар-Олы. Как сообщила пресс-служба мэрии, администрация сделает всё возможное для того, чтобы не допустить экстремальных ситуаций в системе жизнеобеспечения города.
|