Все, что связано со спецслужбами, испокон веков эти самые спецслужбы стремились засекретить насмерть. Порой не потому, что этого требовали интересы государства, а ради поддержания имиджа своей серьезности или избранности. Что вело и ведет к огромному количеству злоупотреблений и даже откровенному преступлению закона. Нет, не имеется в виду ледоруб в черепе Троцкого, или набитая взрывчаткой коробка из-под любимых конфет одного белоэмигранта (был в практике советских спецслужб и такой случай). Все это, хоть и насквозь незаконно, но помогает оберегать государство. Иное дело, если преступления совершаются с корыстной целью, сиречь для обогащения человека или группы людей, использующих "контору" всего лишь как непрошибаемое прикрытие. Об этом и пойдет речь.
РУБОП идет по следу "табачных фабрикантов"
Прежде чем перейти к конкретно Нижегородскому областному УФСБ, расскажу одну историю. Несколько лет назад оперативники расформированного ныне РУБОПа вышли на неких подпольных цеховиков, которые завалили рынки поддельным "Парламентом", "Мальборо" и "Давидовым". Сигареты такие.
Наткнулись на фабрикантов случайно. Проверяли крупную фирму, торгующую всем подряд, в том числе и куревом. Вся бухгалтерия оказалась в порядке. Со стороны налоговых органов претензий тоже ноль. Так бы и оставили фирмачей в покое, если бы не один въедливый опер. Он поинтересовался на таможне сроками и объемами поставок импортных сигарет "Парламент" в эту фирму. Ответ убил своей неправдоподобностью: указанная фирма никаких сигарет не получала. Консервы, полуфабрикаты - да, завозила. О "Парламенте" же на таможне впервые услышали от РУБОПовца.
Как же, блин, так? Ведь во время проверки коммерсанты предоставляли все необходимые, оформленные по правилам, со всеми подписями и печатями, таможенные документы. Ребяток прижали и те вскоре раскололись. Оказалось, что "импортные" сигареты они получали с некоего полуподпольного заводика. Получали вместе с высококлассной, но все же липовой документацией.
Тут дело и закрутилось. Оперативники тихо офигевали от размаха "табачных королей". Оказалось, что имеется два варианта производства "левых" сигарет. Номер один, совсем подпольный или "черный". Где угодно арендуются бесхозные производственные площади (вставший завод, оптовая база, овощехранилище), завозится навороченная линия, а то и две по производству сигарет, и процесс пошел.
Вариант номер два (или "серый"). На табачных заводах (в материалах дела фигурировали "Нево-табак" и "Лиггет-дукат"), после официального окончания рабочего дня на вахту смена заступала не учтенная ни в одном табеле рабочего времени. На тех же государственных линиях в авральном порядке выпускали вместо, допустим "Петра I", какой-нибудь "Кэмел" из одного и того же табака и прочих производных. Только надпись на сигаретах другая штамповалась.
Потом все это безобразие фасовалось в красивые, неотличимые от оригинала пачки. Эту полиграфию шлепали тоже такими же способами: "серым" - в банальных типографиях и "черным" - в конспиративных цехах. Бывало, что для отвода глаз создавалась некая издательская контора, которая вроде бы принимала заказы на визитки, рекламные буклеты и т.д., но основное время уделялось именно "сигаретной полиграфии".
В интересах государственной безопасности дело прекратить
Информацию о цеховиках, орудовавших в масштабах всей страны, собирали долго: допросы, вербовки, работа с агентурой, командировки вплоть до Сибири и Алтая... Наконец материалов было собрано достаточно для дюжины уголовных дел. И тут наступил конкретнейший облом.
В дело влезла контрразведка. Оказалось, что все эти табачные притоны существуют с ведома ФСБ и работают якобы на благо Родины. Мол, деньги от реализации дорогого "импорта" поступают в закрома службы безопасности и расходуются исключительно в нужных направлениях. Что это за направления пояснить отказались. Секретность, елы-палы.
Словом, "терки авторитетов" оказались не в пользу милицейского министерства и дело фабрикантов похерили, потому как не ясно было: то ли этих граждан в тюрьму сажать, то ли по ордену каждому навесить. Собранные материалы у РУБОПа "старшие братья", само собой, изъяли и по привычке как следует засекретили.
"Ну раз дело государственное, тогда ладно", - вздохнули опера и постарались позабыть о чуть было не раскрытой "афере века". Смущало лишь одно - явная бесконтрольность со стороны государства по отношению к миллиардным (не преувеличиваю) денежным потокам, которые крутились в табачной сфере, причем вряд ли все деньги доходили до казны ФСБ. Иначе на такие "бабки" можно было бы купить оптом ЦРУ, Пентагон и уговорить американского Президента вступить в СНГ, или в союз России и Белоруссии.
На деле все обстояло иначе. Даже "шестерки", имевшие отношение к подпольному табакопроизводству, ездили на навороченных джипах и "Мерседесах", отстраивали дачные домики, больше похожие на тевтонские крепости и периодически летали оттянуться на экзотические острова. Один такой "клоун" шнырял в Таиланд и обратно почти каждую неделю на выходные. Каждый раз с новой любовницей. Так он девичьи сердца покорял, ловелас эдакий. Формально же безработным числился и аккуратно на бирже труда пособие получал.
А еще этот любитель экзотики состоял в агентах у полковника второго управления ФСБ и имел звучный псевдоним "Аскет". Не без чувства юмора мужики.
Естественно, благосостояние полковника, несмотря на невысокий оклад, было на порядок выше, чем у "Аскета". А порой эти "джеймс бонды" на пару в Таиланде загуливали, хотя полковник вроде и невыездной.
Это только один эпизод. Всего же вокруг этого дела крутилось и кормилось огромное количество людей в погонах, их агентов и просто случайно прилипших махинаторов. По крайней мере в материалах РУБОПа фигурировало больше тысячи внезапно разбогатевших офицеров контрразведки и граждан без определенного рода занятий.
Кого "крышует" ФСБ?
Теперь отвлечемся от всех этих миллиардных сумм и рассмотрим несколько случаев, связанных непосредственно с нижегородским УФСБ. Контора сия, как и подобные ей по всей России, помимо ловли шпионов, террористов и просто жуликов, занимается еще и хозяйственными вопросами. От них ведь никуда не денешься. Надо, например, чекистам где-то жить? Надо. Вот и возводит контора жилые дома для сотрудников. Как, например, в Верхних Печерах и Щербинках.
Фиговые, надо сказать, дома. Жить там замучаешься сразу и бесповоротно. Отделка жуткая - линолеум до стен сантиметров на пять не доходит, крыши протекают... И отнюдь не раздолбайство строителей тому виной.
Попросту, над последним этажом должна быть мансарда. На что и деньги, соответственно, выделялись. Но их почему-то не хватило. Делись куда-то. И крышу наспех покрыли всего лишь рубероидом, который начал протекать со страшной силой после первых же дождей. Теперь жильцы без тазиков в комнатах обходиться не могут.
Но и это еще не все. Явные аферы впереди. Дело в том, что наряду с сотрудниками ФСБ, которые квартиры в этих домах получали бесплатно, жилплощадь в этих высотках мог купить любой желающий. Были бы деньги. Ситуация вообще-то нормальная и ничего незаконного не подразумевающая. В нее-то и влипло несколько нижегородцев. Рассмотрим конфуз на примере одного из потерпевших - Алексея Макарычева.
Он однажды возымел желание купить себе квартиру в ФээСБэшном доме. Казалось бы, чего проще - иди в хозяйственное управление ФСБ, плати деньги, получай ордер и вселяйся. Ни фига.
Оказалось, что стать обладателем квартиры можно только через некое ТОО "Архитектурная мастерская", коей рулит господин Алтухов.
Макарычеву в принципе было до лампочки кому платить, поэтому он безо всяких подозрений вручил гражданину Алтухову, не имеющему вроде никакого отношения к контрразведке, двадцать тысяч долларов. Договор же Макарычеву дали не сразу, а какое-то время погодя. Но он не тревожился - разве можно заподозрить в махинациях контору, стоящую на страже законности!
Получив договор, обомлел. Там было указано, что от гражданина Макарычева получено вовсе не 20, а 17 тысяч "баксов". За объяснениями новоиспеченный владелец недвижимости пошел к Алтухову. Хотел дело миром закончить: мол, верни три "штуки" и разбежимся. Алтухов забыковал: знать ничего не знаю и вообще иди отсюда, пока проблем со здоровьем не огреб.
Макарычев решил, что хозяин "Мастерской" ведет себя так по причине природной наглости и теми же ножками потопал на Воробьевку. Чтобы, значит, открыть чекистам глаза на то, какую змею они пригрели.
Но в управе ходок натолкнулся на кучу странностей. Во-первых, ему дали понять, что о деньгах надо забыть, не рыпаться, а радостно справлять новоселье. Во-вторых, никто не мог предоставить документов, из которых было бы видно, что владелец какой-то мастерской, пусть и архитектурной, вправе торговать собственностью ФСБ. В последних, Макарычеву ненавязчиво посоветовали опять-таки идти отсюда и не возбухать.
Не послушал совета мужик и решил судиться. И очередной наезд приключился прямо в здании Нижегородского райсуда. В присутствии защитника (кстати, тоже бывшего оперативника КГБ), к Макарычеву подошел паренек. Весь из себя в белом, аки д`Артаньян из известной поговорки и, судя по словам Макарычевского защитника, с повадками "человека конторы".
Этот гражданин с явной угрозой потребовал забрать заявление, пригрозив неприятностями и тем, что суд все равно не примет законного решения. После чего не спеша удалился.
Понятно, что потерпевший занервничал и защитнику стоило больших трудов успокоить его, объяснив, что этот прессинг - всего лишь дешевый прием из арсенала спецслужб.
Суд однако же перенесли. Окончательного решения нет и по сей день.
Лицензия на "кидалово"
Проверяя данную информацию, а точнее, выясняя подоплеку случившегося, автор этого материала провел несколько встреч с источниками из УФСБ. И вот какие слова довелось услышать: "Ничего у него не выйдет. Судя по всему, это НАША фирма. Ее в обиду не дадут. Может хоть прокурору жаловаться. Только себе хуже сделает. Нет, убивать его или там уродовать никто не будет. Даже хулиганы бить не будут. Это только в глупых детективах плохое КГБ всех убивает. Гораздо легче и эффективней создать человеку массу трудностей, вполне законных, замечу, в работе, бизнесе. Он в конце концов поймет и отступится".
Теперь расшифруем понятие "НАША фирма". Такие есть у всех спецслужб. Они занимаются всем понемногу: от легализаций выплат денежного вознаграждения агентуре до помощи в хозяйственной деятельности, как в нашем случае. Под прикрытием этих фирм можно подходить вплотную к интересующим фигурантам, не вызывая подозрений. Наконец, ни один бизнесмен или политик (кроме узкого круга осведомленных) ни в жизнь не догадается, что рабочие строительной фирмы, делавшие ремонт в его офисе, засунули в подвесной потолок или штукатурку пару жучков или даже видеокамеру. Ну и так далее.
Все это - нормальная практика органов. Но надо же и границы поля видеть, ребята! Одно дело - блюсти интересы страны, другое - крысятничать у ни в чем вроде не виноватых граждан. Ведь кроме Макарычева таких "терпил" - каждый второй "коммерческий" поселенец ФээСБэшных домов.
Причем версия о том, что Алтухов занимался "кидаловом" без ведома конторы критики не держит. Иначе почему на жалобу Макарычева не отреагировали, а наоборот, наехали с угрозами?
Вряд ли просто из нежелания предавать гласности историю о проворовавшемся агенте. В том случае обиженному клиенту тихо вернули бы деньги, выбитые из того же Алтухова, а с хозяином "Архитектурной мастерской" провели бы такую профилактическую беседу, что он до конца жизни боялся бы не только воровать, но и даже поднимать потерянные на улице кошельки.
В нашем же случае выходит, что Алтухова прикрывала "контора", будучи осведомленной о "кидалове". Значит, не только для себя он воровал. Не так ли, господа офицеры?
|