- Г-н Алибек, вы недавно приехали из Европы, где участвовали в международной встрече по борьбе с терроризмом. Ваши впечатления?
- В Берлине, где состоялась конференция по глобальной безопасности и борьбе с терроризмом, я сделал доклад об угрозе биологического терроризма. Участники конференции пришли к общему мнению, что биотерроризм - это суровая реальность XXI века.
- Для очень многих людей стало психологической проблемой открывать почтовый ящик. Что делать, когда вы открыли письмо, а там порошок?
- Первое дело - не паниковать. Аккуратно положите письмо на какую-либо поверхность, возьмите тряпочку, смочите любым бытовым моющим средством и накройте ею письмо. После этого тщательно вымойте руки с мылом, прополощите мыльным раствором рот, нос и только после этого звоните за экстренной помощью. Если анализ подтвердит, что это сибирская язва, желательно сразу получить терапевтическую помощь в виде антибиотиков.
- Невольно закрадывается мысль, а является ли антракс самым страшным биологическим оружием? Не ждет ли нас нечто более ужасающее?
- Закономерный вопрос. Почему биологическую атаку начали с антракса? Потому что его достаточно легко выделить из почвы, скажем, из скотомогильников. Но если мы говорим не о домашнем, любительском терроризме, а о терроризме со стороны стран-изгоев, скажем, Ирана, Ирака, Северной Кореи, то ситуация может быть совсем другая. Есть такое грозное оружие, как натуральная оспа. Если террористическим организациям удастся добыть штаммы оспы, результаты такой атаки абсолютно непредсказуемы. А вообще возбудители примерно 70 заболеваний могут быть использованы в качестве биологического оружия.
- Может ли биологический терроризм постепенно перерасти в биологическую войну?
- Возможность использования биологических агентов как инструментов войны появилась примерно 80 лет назад. В то время ими заинтересовался Советский Союз, который начал исследования в конце 20-х годов. Чуть позже к нему присоединились США, Канада, Великобритания. Но Советский Союз создал самые мощные запасы биологического оружия, включая генетически измененные его варианты. После распада СССР угроза биологической войны стала уменьшаться. До начала 90-х годов никто не предполагал, что может возникнуть биологический терроризм. Понимание стало приходить после атаки в токийском метро, осуществленной японской сектой "Аум Cинрикё", после того как Ирак стал проявлять интерес к биологическому оружию. Сегодня это оружие становится инструментом психологического, экономического террора и может поставить на колени такие мощные державы, как США.
- Могут ли штаммы сибирской язвы, рассылаемые в Америке, быть российского происхождения?
- Не думаю. Россия не имеет отношения к этому виду сибирской язвы. Этот вариант совершенно другой по технологи изготовления.
- А могут ли российские специалисты, оставшиеся без работы, быть перекуплены странами-изгоями?
- Представьте, ученому, получающему 100-150 долларов в месяц, предлагают за 10 страничек информации десятки тысяч долларов. Искушение? Искушение. Американцы это понимают. В начале 90-х годов учредили программу материальной поддержки российских ученых, которая призвана помешать утечке информации и мозгов в страны, враждебные США. Жаль, что сегодня эта программа забюрократизирована и не очень эффективна.
- Газеты недавно сообщили, что в мире таинственным образом умирают специалисты по бактериологическому оружию. 11 ученых умерли в течение пяти месяцев. Профессор Алибек, я вам желаю долгих лет жизни, но хотел бы, чтобы вы прокомментировали это зловещее сообщение...
- Я бы не стал уделять ему большого внимания. Налицо очевидная подтасовка фактов. Несчастные случаи, болезни, криминал... Такую же статистику можно легко собрать среди ученых, работающих, скажем, в области ядерного оружия, т.е. найти такое же количество ученых, умерших за тот же период времени. Это естественный процесс.
- В Америке считают, что враг не дремлет и явно будет предпринимать новые атаки. Поэтому сейчас на повестке дня - массовая вакцинация...
- Нужно иметь в виду, что заражение писем - самый неэффективный способ применения сибирской язвы. Терроризм имеет свою логику. Первая атака - это своего рода пробный шар. Если сибирскую язву заменит натуральная оспа, то можно ожидать от сотен тысяч до миллионов случаев заражения.
- Есть ли надежда получить эффективную защиту от оспы?
- Есть, при двух условиях. Первое - власти должны разрешить добровольную вакцинацию против натуральной оспы. Второе - разрешить создать неприкосновенный запас антибиотиков для населения.
- Напомните, когда в США и России прекратили всеобщую вакцинацию населения от натуральной оспы?
- В 1979-80 годах.
- Сохранили ли эффективность сегодня эти прививки?
- К сожалению, нет. Срок их действия в пределах 10-12 лет.
- Вы хотите сказать, что население США, России и республик СНГ фактически беззащитно перед оспой?
- Увы, это так. Я считаю, что правительства этих стран должны дать своим гражданам возможность добровольно вакцинироваться. Ведь нет никакой уверенности, что все страны уничтожили возбудителя оспы, особенно те, кто может вынашивать планы использования этого смертельного вируса в террористических целях.
- Вы можете назвать страны, находящиеся под подозрением?
- В первую очередь, Северная Корея и Ирак. В сентябре мы планируем созвать конференцию для обсуждения этой жгучей проблемы. Так, мы уже создали препарат, который хорошо защищает и от сибирской язвы, и от натуральной оспы. Пока испытываем его на мышах, следующий шаг, когда получим финансирование, - испытания на обезьянах. Я уверен, что мы можем разработать и выпускать препараты, которые будут нас надежно защищать от любых биологических угроз.
|