В начале сентября в стенах мэрии разразился громкий скандал. Руководители муниципальных детских садов обвинили чиновников управления потребительского рынка и департамента образования в том, что они, распределяя заказ на поставки питания дошкольным учреждениям, лоббировали интересы близких им фирм. В результате был нанесен ущерб городскому бюджету, ухудшилось питание детей, оказалась скомпрометированной идея распределения муниципальных заказов на конкурсной основе. Узнав о разгорающемся конфликте, наша редакция решила провести собственное расследование данной истории.
Барьер для коррупции?
А началась эта история 22 ноября 2000 года. Именно в этот день городская Дума утвердила "Положение об организации и порядке проведения конкурсов на размещение муниципального заказа в городе Тольятти". Предполагалось, что это положение станет плотиной на пути коррупции. Благодаря ему чиновники лишались права раздавать близким коммерческим структурам выгодные муниципальные заказы. Отныне все фирмы, претендующие на муниципальный заказ, должны были участвовать в конкурсе.
Например, выделила мэрия деньги на ремонт школы и сразу пять фирм желают его произвести. Раньше большие шансы получить подряд на работы имела та фирма, которая сулила ответственному чиновнику мзду. А по принятому положению все пять претендентов на бюджетные средства должным были участвовать в соревновании, в результате которого подряд попадал в руки коммерсантов, готовых произвести ремонт за минимальную плату. Таким образом чиновники лишались возможности для мздоимства, а город экономил бюджетные средства.
Сие благое начинание должно было претвориться в жизнь в 2001 году. Но депутаты недооценили изощренной изворотливости тольяттинских бюрократов.
Бравые служащие нашего муниципалитета смогли воплотить в жизнь эту, в общем-то благую, идею в таких формах, что от ее реализации взвыли все, кому она должна была пойти на пользу.
Первый блин...
Одним из первых городских конкурсов, который решил провести муниципалитет, стал конкурс по поставке продуктов питания для нужд департамента образования мэрии города. Проще говоря, мэрия решила провести соревнования среди коммерсантов, кто из них возьмется дешево и качественно снабжать продуктами ребятишек в городских детских садах.
Организовать данное мероприятие было поручено тольяттинской Торгово-промышленной палате. Именно эта структура разработала цели и условия конкурса и определила параметры организаций, которые имели право принять в нем участие.
Со стороны же мэрии отвечало за проведение конкурса управление потребительского рынка, возглавляемое Хетагом Тагаемым. На питание дошколят бюджет выделил 71 миллион 436 тысяч рублей. А уж от чиновников управления потребительского рынка зависело, сколько денег от этой суммы им удастся сэкономить благодаря конкурсу.
Все заявки на участие в конкурсе коммерсанты, заинтересованные в данном контракте, должны были подать в срок до 5 июня 2001 года. В них бизнесмены указывали свои ценовые предложения к мэрии. Вскрытие конвертов с заявками планировалось провести 6 июня 2001 года. В тот день и должно было выясниться, кто из коммерсантов предложил наиболее приемлемую цену за свои услуги.
Борьба за столь выгодный муниципальный контракт обещала быть нешуточной. Заявки на участие в конкурсе приобрели 28 коммерческих фирм.
Очень бравый рапорт
В битве за выгодный контракт участвовали как "киты" местной пищевой промышленности, такие как Тольяттимолоко, Тольяттихлеб, "Комбинат детского питания", так и мелкие коммерсанты. Отхватить выгодный бюджетный куш хотели все.
7 июня состоялось оглашение имен победителей. Как это ни парадоксально, но ни одно известное и ранее сотрудничавшее с дошкольными учреждениями предприятие в конкурсе не победило. За бортом остались Тольяттимолоко, "Комбинат детского питания", отчасти и Тольяттихлеб. Победителями же конкурса стали до сей поры неизвестные и не работавшие с детскими садами фирмы ООО ПФК "Поиск", ООО "Юлия", ООО "Руссо-К" , ООО "ПБК", ООО ПКФ "Босфор".
Именно эти компании, по утверждению руководителей управления потребительского рынка, согласились снабжать детские сады продуктами по наиболее выгодной для муниципалитета цене. Цена же, заявленная всеми остальными участниками конкурса, включая и непосредственных производителей продуктов питания, оказалась гораздо выше.
Чиновники радостно отрапортовали вышестоящему начальству о проведенном мероприятии и во всеуслышание заявили, что благодаря их стараниям бюджет сэкономил почти 15 миллионов рублей. И теперь питание ребятишек обойдется казне не в 71 миллион целковых, а на 15 "лимонов" меньше. А далее начались события, которые объяснить можно только злоумием и корыстолюбием тольяттинских чинуш.
Была ли стихия?
Как мы уже сказали, конкурс, на котором были определены исполители муниципального заказа на поставку продуктов в детские сады, состоялся 7 июня. Несколькими днями позже мэрия дала распоряжение руководителям городских детских дошкольных учреждений заключить договоры с фирмами-победительницами до 23 августа 2001 года. Естественно, в договорах этих указывались те цены на продукты питания, которые коммерсанты заявили на конкурсе.
По свидетельству заведующих детсадами, договоры их заставляли подписывать в срочном порядке. Большинство из них в этот период находились в отпуске, и их вызывали на рабочие места для оформления документов. А за тех, кого обнаружить не удавалось, в договорах расписывались исполняющие обязанности. В результате столь активной деятельности муниципалитета отношения детсадов с фирмами, победившими в конкурсе, были документально оформлены к заветной дате - 23 августа. А уже 24 августа фирмы, отхватившие муниципальный заказ, обращаются в департамент образования и управление потребительского рынка с письмом. В нем они просят повысить цены на поставки продуктов питания для образовательных учреждений "в связи с изменением оптовых цен, произошедших по форс-мажорным обстоятельствам".
Вот такое вот чудо. До 23 августа все детские сады заключали договоры с коммерсантами, указывая в них ту минимальную цену, благодаря которой эти коммерсанты и выиграли муниципальный заказ. То есть до 23 августа бизнесмены были уверены, что они продукты по заявленной ими же цене найдут, купят, дошколятам привезут.
Но в ночь с 23 на 24 августа случилось что-то ужасное! То, что в письме коммерсанты обозначают как "форс-мажорные обстоятельства". Наверное, Тольятти поразил дефолт, град, мор, саранча, землетрясение, наводнение, и извержение лавы из Молодецкого кургана - вместе взятые. А простые жители города этого не заметили, потому что спали. Зато коммерсанты, заключившие договора на поставку продуктов питания в детсады, не дремали, все эти катаклизмы увидели и предположили, что цены на еду немедленно возрастут. Поэтому они и направили утром 24 августа письмо в мэрию с просьбой разрешить им поднять цену на поставляемые ими ребятишкам продукты.
Видимо, природные катаклизмы наблюдали не только коммерсанты, но и чиновники. Ибо 7 сентября повышение цен было утверждено начальником управления потребительского рынка Тагаевым, а 12 сентября начальником департамента образования Ереминой.
И с этого самого дня цены на продукты, поставляемые за счет бюджета в детские сады, выросли примерно на треть. Например, макароны в августе ребятишки кушали за 10 рублей 40 копеек, а после катаклизмов стали кушать за 13 рублей 38 копеек. Сосиски до той роковой ночи обходились родителям дошколят в 34 рубля 90 копеек, а после нее вознеслись сразу до 80 рублей за килограмм. Мало того, даже столь необходимая детскому организму соль в связи со стихией подорожала с 1 рубля до 3,5. Мы не будем утомлять читателей дальнейшим перечислением. Скажем, что подорожало все и намного.
А стихии-то не было!
Однако буйство стихии наблюдали далеко не все. Его не видели ни заведующие детских садов, не журналисты нашей редакции, не все остальные городские налогоплательщики. И их, и нас сильно заинтересовал вопрос о том, было ли в этот период в Тольятти стихийное бедствие. Оказалось, что не было.
А потому руководители детских дошкольных учреждений возмутились. Как, мол, так? Что ж это за конкурс такой, когда оглашенные на нем цены через неделю благополучно хоронятся. А вместо них возникают новые. Куда более высокие и явно невыгодные для детских садиков. Масла в огонь подлил и тот факт, что новые поставщики, по словам руководителей садиков, крайне неаккуратно исполняют свои обязательства. То продукты вовремя не привезут, то привезут в не пригодной для детского садика упаковке, то поменяют наименования продукта и вместо сметаны доставят кефир.
Последней же каплей, переполнившей чашу терпения детсадовских работников, стало известие о том, что цены на продукты повышаются во второй раз. С 1 октября 2001 года еще примерно на 8-10 процентов. И они обратились в редакцию с просьбой, чтобы журналисты поинтересовались, что это был за конкурс и почему чиновники мэрии испытывают к его победителям столь теплые чувства. Что не попросят коммерсанты - все чиновники утверждают. Повысили цену один раз, собираются повысить во второй. Странно это как-то.
Конкурс для близких и родных?
Мы и поинтересовались. И выяснили весьма интересные факты. Например, то, что у коммерческой фирмы ООО "Юлия", выигравшей конкурс на поставку молочных и хлебобулочных изделий детским садам Комсомольского района, учредители далеко не простые. Оказывается, эту структуру создал не кто иной, как нынешний начальник управления потребительского рынка Хетаг Тагаев. Тот самый, который и проводил злополучный конкурс.
Правда он покинул ряды учредителей "Юлии", став чиновником из команды Уткина, но зато супруга его в числе хозяев данной структуры значится до сих пор.
Установить родственные связи чиновников с другими выигравшими конкурс фирмами нам не удалось. Хотя злые языки и утверждают, что связи эти имеют место быть.
Зато нам удалось выяснить, что в числе учредителей у почти всех выигравших злополучный конкурс фирм значатся одни и те же люди. А у ООО "Руссо-К" и ООО "ПБК" даже директор один и тот же - господин Назаренко.
Сам он, правда, это категорически отрицает и утверждает, что возглавляет лишь фирму "ПБК". Но вот сотрудники "Руссо-К" считают по-другому. И на наш вопрос: "Кто у вас директор?", - они уверенно ответили, что директор у них господин Назаренко. Подобная стеснительность директора станет понятна, если учесть, что две эти фирмы выиграли 4 лота из 8 выставленных на злополучный конкурс муниципалитетом. Пятый выиграла родственная господину Тагаеву ООО "Юлия". И все эти данные позволяют нам выдвинуть одну, на наш взгляд, весьма правдоподобную версию-вывод о том, как реально распределялись бюджетные деньги на питание дошколят.
Маленький форс-мажор для больших чиновничьих ручек
Нам кажется, что фирмы, выигравшие злополучный конкурс, заранее поставили заведомо заниженную цену на свои услуги. Судя по всему, коммерсантов связывали теплые отношения с чиновниками, ответственным за проведение данного мероприятия. И они имели с последними определенные договоренности о дальнейшей судьбе контрактов.
Например, такие. Мол, вы, ребята, ставьте цену, которую ни один трезвомыслящий бизнесмен, не желающий получить прямые убытки от данного контракта, не поставит. Благодаря этому вам на конкурсе равных не будет, и вы выйдете из него победителями. Далее мы в сжатые сроки заставим детские учреждения подписать с вами договоры и начать работу. А затем вы нам пожалуетесь на "форс-мажорные обстоятельства", и мы вам цену на ваши услуги увеличим. Вы получите ожидаемую прибыль и ей с нами поделитесь. В общем, в накладе никто не останется. Кроме бюджета, конечно.
Эту нашу версию подтверждает целый ряд косвенных фактов.
Во-первых, уже произошедшее повышение цен на продукты питания, поставляемые для дошкольных учреждений.
Во-вторых, повторно планируемое повышение этих же цен.
И, наконец, в-третьих, ее подтверждает и поведение мэрии, которая вышла в городскую Думу с предложением увеличить графу расходов на питание городских образовательных учреждений на 14 миллионов рублей. Депутаты, не раздумывая, утвердили эти расходы. Ведь о сложившейся ситуации они ни сном ни духом не знали, а на питание ребятишек денег жалеть грех.
Кому достались пирожки тольяттинских детишек?
Что же мы имеем в конечном итоге? А вот что. Бюджетные деньги в результате проведенного управлением потребительского рынка конкурса все равно попали к коммерсантам, поддерживающим дружеские отношения с чиновниками.
Казна понесла убытки, ибо фикцией становятся 15 миллионов рублей, якобы "сэкономленные" чиновниками. Потому что отрапортовав об экономии 15 из 71 миллиона рублей, которые бюджет запланировал потратить на детское питание, они реально этого не сделали. И, потратив полность 71 миллион рублей, уже выпросили себе дополнительное финансирование в размере 14 миллионов.
Между тем питание дошколят, которое можно было значительно улучшить на деньги, сэкономленные благодаря конкурсу, осталось на прежнем уровне.
Идея конкурсного распределения муниципального заказа, за которую так долго боролись депутаты, оказалась полностью дискредитированной. Зато финансовые интересы городских чиновников, судя по всему, были полностью соблюдены. И своего "барашка в бумажке" они получили. Благими намерениями выстлана дорога в ад, не правда ли? Комментарии
Руководители детсадов: "Нам еще и угрожают" Проводя расследование данного конфликта, мы беседовали с очень многими заведующими детскими дошкольными учреждениями нашего города. Все они подтвердили данную нам информацию. Однако категорически отказывались указывать свои фамилии в публикации. Мотивировали они это тем, что опасаются репрессий со стороны руководства департамента. Мол, их уже неоднократно предупреждали о суровых карах, грозящих тем, кто "выносит сор из избы". Однако мы решили, не упоминая фамилий, опубликовать рассказ одной из заведующих детскими садами. (Диктофонная запись данного разговора в редакции имеется.)
Заведующая одним из детских садов Автозаводского района:
- Мы очень недовольны тем, что происходит. Нас обязали заключить договоры с фирмами "Босфор", "Поиск" и "Русса-К". Сначала к ним не возникало претензий, потому что цены на продукты были приемлемы. Теперь же они поднялись в два раза по непонятной причине. Причём грузчики отказываются разгружать продукты, что предусмотрено в договоре. В детском саду работают одни женщины, не будут же они тягать мешки. Так грузчики ещё и угрожают: мол, вы не знаете, под какой "крышей" мы сидим. Ну, это вообще никуда не годится. Мясо нам привозят не ахти какое, яблоки самого низшего качества, капуста безумно дорогая, картофель такой мелкий и не выбранный, что девчонки на кухне плачут. С прежними поставщиками у нас проблем не было. Они всегда привозили наилучшие овощи и весь год по одной цене. Когда мы заключали контракты, нам обещали, что цены не будут повышаться в течение года. Когда цены подскочили, мы начали названивать поставщикам, те утверждают, что всё утрясётся, что готов приказ о повышении цен, подписанный департаментом образования. А одна из заведующих была на приёме у начальника департамента Ереминой, которая выразила недоумение по поводу высоких цен. Нас удивляет ситуация. Как можно транжирить бюджетные деньги так необоснованно. Если раньше у нас оставалось немного денег на то, чтобы купить больше фруктов, соков, йогуртов детям, то теперь мы боимся, что и на основные продукты едва ли хватит.
А вообще-то в этой ситуации много странного. Я видела письмо, в котором фирмы "Русса-К" и "ПБК" просят департаменты об изменении цен, это письмо утверждено Тагаевым и Ереминой. Так вот это письмо писалось 24 августа, а работать с этими фирмами мы начали 23 августа.
Любовь Агафонова: "Мэрия подделала цены для тех, кого хотела протолкнуть"
С просьбой высказать свой взгляд на складывающуюся ситуацию мы попросили и тех поставщиков, которые проиграли на муниципальном конкурсе. С нами согласилась побеседовать частный предприниматель Любовь Агафонова, которая до этого несколько лет занималась поставкой продуктов питания в детские сады.
Агафонова: У тех фирм, которые выиграли конкурс, нет наработанных договоров с теми, кто поставляет им товар. У людей вообще нет опыта в работе по поставке продуктов в детские учреждения. В детских садах очень маленькие кухни, небольшой холодильник. А эти господа заставляют сады принимать товар мешками, которые хранить просто негде.
У фирм, выигравших конкурс, нет своего транспорта (что опять же говорит об отсутствия опыта, а это было обязательным условием конкурса), они за бешеные деньги арендуют транспорт в Автовазтрансе. И поэтому повышают цена на доставку. Зато старые поставщики, у кого был свой транспорт, теперь продают его, распускают рабочих, потому что лишились работы.
На мой взгляд, мэрия подделала цены под тех, кого хотела протолкнуть. Старые поставщики пошли на конкурс с реальными ценами, по каким они будут работать. А эти чуть понизили и выиграли. А потом, с подачи мэрии, немедленно подняли цену.
Сейчас, вместо того чтобы возить капусту по 3-4 рубля, они поставляют по 11-12. А по какой цене они будут возить весной? Не понятно только, почему господин Тагаев убеждал всех в том, что цены повышаться не будут.
Конечно, фирмы говорят, что на детских садах повышение цен не скажется, за всё платит мэрия. Да, но мэрия платит из карманов налогоплательщиков - мам и пап, которые водят своих детей в сад. Они хотят быть уверенными в том, что их детей накормят вовремя и качественными продуктами, а также фруктами и соками. С повышением цен сады будут закупать теперь лишь основные продукты, на соки-фрукты денег им уже не хватит. Сейчас сады всё покупают сами - игрушки, моющие средства, оборудование. А как они теперь это купят, если денег не будет хватать на питание. Не выйдет никакой экономии.
Страшно то, как фирмы разговаривают с заведующими, диктуют им условия, говорят о какой-то "крыше", о том, что, если будут много возникать, мэр примет меры. Главное, что мэр находится в неведении, за его спиной прикрываются его же именем, просто дурачат его.
Вы смотрите, какое расхождение с условиями конкурса. Было заявлено, что "участником конкурса может быть только поставщик или исполнитель, имеющий производственные мощности, оборудование, бытовые ресурсы необходимые для производства товаров". А у нас ни один производитель товара конкурс не выиграл. Одни посредники.
Далее "участник не должен находиться в процессе ликвидации или на грани банкротства". А фирма "Поиск" имеет судебную тяжбу - учредители судятся меж собой, а дают справку, что у них всё хорошо.
Еще одно условие - "участник должен иметь опыт работы в данной сфере...". Но эти фирмы впервые поставляют продукты в детские сады. Раньше мы о них не знали. Откуда у них появилась банковская гарантия?
Руководство рынка на улице Ларина: "Эти цены явно завышены"
Мы связались с руководством муниципального предприятия МУП "Мелкооптовый рынок", известного в народе как рынок на Ларина. Дабы установить, реальны ли цены, утвержденные чиновниками на поставку продуктов в дошкольные учреждения.
Представитель МУП "Мелкооптовый рынок":
- Те цены на продукты, которые я вижу, явно завышены. Примерно на пятьдесят процентов. Например, макароны самарского производства на нашем рынке можно купить по семь рублей за килограмм. По ценам, указанным в этом прайс-листе, у нас можно купить одни из самых дорогих макарон. Хотя вряд ли именно ими кормят детей.
Тоже самое можно скакать и про другие продукты...
Корр.: Скажите, а предприниматели, которые арендуют на вашем рынке торговые "сетки", много накручивают на свой товар?
Администратор: Сами "накрутки" небольшие. Рубль или два. Раньше за товаром предприниматели ездили в Москву, но теперь это стало невыгодно, и поэтому товар закупают в Самаре. Поэтому прибыль складывается в основном из товарооборота. Исключение может быть лишь в том случае, если предприниматель заключает договор напрямую с производителем. Чаще всего это крупы или макаронные изделия.
Цены на продукты питания на МУП Цены, утвержд.
Мелкооптовый рынок" на 12.09. 2001 года. муниципалитетом 12.09.2001.
Говядина - 57 рублей. 61 рубль 95 коп. Окорока (США) - 39 рублей 57 рублей 75 коп. Колбаса вареная - от 37, 3 до 86,7 91 рубль 52 коп. Рыба от 15 руб. от 17 руб. Масло сливочное - от 43 до 45 руб. 61 рубль 5 коп. Масло растительное от 18 до 27, 5 руб. 22 руб. Рис от 10 до 11,5 руб. 15 рублей 86 коп. Крупа манная от 9 до 10, 5 руб. 10 рублей 82 коп. Крупа гречневая от 7 до 7, 8 руб. 8 рублей 50 коп. Мука от 6,8 до 8 руб. 8 рублей 19 коп. Яйцо - 15 руб. 16 рублей 50 коп. Макароны от 10,5 до 13 руб. 13 рублей 38 коп. Соль от 1, 4 до 2, 75 руб. 3 рубля 50 коп.
Дабы не быть односторонними, мы взяли комментарии и у нынешних поставщиков продуктов питания в дошкольные учреждения. И постарались выяснить у них, чем же вызвано столь резкое повышение цен.
Андрей Дорофеев: "Рынок - такое дело, что цены меняются день ото дня"
Представитель фирмы "Босфор", поставляющей в детские сады города овощи и фрукты, Андрей Дорофеев.
Корр.: Скажите, вы были довольны тем, как прошёл конкурс?
Дорофеев: Я думаю, что сам конкурс и условия его до конца не продуманы, в нем масса непонятных документов, которые можно истолковать двояко. Я знаю, что инициатором конкурса был департамент образования, организатором - Торгово-промышленная палата, а председателем комиссии стал начальник управления потребительского рынка Хетаг Тагаев. Он же устанавливает и контролирует цены.
Корр.: Как вы объясните то, что цены резко изменились?
Дорофеев: Честно говоря, мы, победители конкурса, и сами не знали, каков механизм изменения цен, в договоре об этом ничего не говорилось. По договору цены устанавливались вплоть до проведения следующего конкурса, то есть на год. Но это же не реально, потому что рынок - такое дело, в котором всё меняется день ото дня. Конкурс прошел в июне, на тот момент цены были такие, например, свёкла - 3 рубля 50 копеек, морковь - пять рублей, капуста - 11, 80 рублей. В августе, когда началась работа, мы оказались в убытке, потому что овощи-фрукты мы закупали дороже, чем поставляли в сады. Сейчас, когда овощи стали дешевыми, мы начали писать письма в управление потребрынка на изменение цен. 7 сентября Тагаев одобрил изменение цен, а 14 приказ подписали в департаменте образования. На одни продукты цены повысились, а на некоторые, наоборот, понизились, зато качество отменное. Как только мы увидим, что рынок изменился, будем просить урегулировать цены.
Дмитрий Назаренко: "Мы экономим бюджету 15 миллионов"
Больше всего претензий было к фирме "Русса-К" как по поставке, так и по качеству продуктов. Что удивительно, так это то, что у фирм "ПБК" и "Русса-К" один телефон и один адрес. По телефону нам сказали, что у фирм один руководитель - Дмитрий Назаренко. Хотя сам Назаренко опроверг слова своих же сотрудников, заявив, что он руководит только одной фирмой "ПБК". По словам директора, работа идёт хорошо и жаловаться не на что.
Назаренко: Я не понимаю, почему возмущаются заведующие детскими садами. На их работе повышение цен никаким образом не скажется, они же не из своего кармана будут платить, мэрия всё оплачивает.
Корр.: Как вы объясните неожиданное повышение цен?
Назаренко: В договоре цены указывались апрельские, и несколько месяцев мы по ним работали. А сейчас вы нигде не найдёте мясо по 54 рубля. Детские сады Автозаводского района начали работать с нами с 23 августа, потому что до этого они покрывали долги с прежними поставщиками. К этому моменту цены изменились и мы написали прошение в управление потребрынка об изменение цен. У нас всё отлично, нас контролируют СЭС трёх районов, мы прошли проверку мэрии, и если бы у нас были какие-либо недочёты, с нами бы просто порвали отношения. С нашими ценами мы приносим бюджету 15 миллионов экономии. А детским садам было выгодно сотрудничество со старыми поставщиками, потому что с ними они могли договориться и навариться. Люди потеряли свой "хлеб", вот и возмущаются.
Хетаг Тагаев: "Я уверен, что через один-два месяца все наладится"
Мы так же поинтересовались странностями, которые произошли при проведении конкурса, и последующим повышением цен у руководителей соответствующих служб мэрии. Начальник управления потребительского рынка Хетаг Тагаев.
Корр.: Были ли изначально зафиксированы цены? Почему вышло, что некоторые цены, по которым детским садам поставляют продукты, на сегодняшний день значительно больше, чем в магазинах и, тем более, на оптовых рынках.
Тагаев: Действительно, вышел казус с ценами на овощи. Дело в том, что когда мы их утверждали, овощи стоили дороже, чем они стоят сейчас. Мы обсуждали это с поставщиками и думаем, что очень скоро эта проблема будет решена и цены будут скорректированы. Вообще, цены на продукты питания постоянно должны корректироваться. К ним нельзя подходить как к ценам, скажем, на бензин. В течение года даже на промышленные товары цена меняется, не говоря уже о продуктах. На них всегда влияет множество факторов. Например, летом цена на овощи падает, а зимой, наоборот, растет. Кроме того, есть и другие проблемы. Мы не можем не учитывать нехватку в стране молока или мяса.
Корр.: А в договоре с поставщиками было оговорено их право повышать цены?
Тагаев: Да, такой пункт в договоре есть. Поставщики имеют право поднимать цену в случае экономической необходимости.
Корр.: Произошло одно повышение цен, в октябре грядет второе. Не многовато ли?
Тагаев: Это неправда, повышения цен с октября не будет.
Корр.: Но дело даже не только в ценах. Есть детские сады, которых полностью не устраивает качество поставляемых продуктов питания...
Тагаев: Ко всем продуктам существуют определенные требования, которые поставщик обязан выполнять. Качество продуктов контролирует СЭС. Только она выдает соотвествующие заключения.
Корр.: Могут ли детские сады расторгнуть договоры с поставщиками?
Тагаев: Да, если будет зафиксировано несколько случаев снабжения детских садов некачественными продуктами, то может быть принято решение о расторжении отношений.
Корр.: Каковы были основания утверждения тех или иных цен?
Тагаев: Вообще, цены устанавливал департамент образования, который стал основным заказчиком конкурса. Был утвержден усредненный вариант оптовых и розничных цен. Нужно учитывать расходы поставщиков на транспорт и множество других нюансов.
Есть и еще одна причина. Дело в том, что по условиям конкурса каждый поставщик должен был предложить сразу несколькими видами продуктов питания.
Это еще один минус условий. Потому как мясокомбинат может обеспечить детский сад мясопродуктами, но не может, скажем, молоком и так далее.
А потому каждый посредник сам заключает договоры с предприятиями на разных условиях.
Корр.: Ходят слухи, что одну из фирм-поставщиков возглавляет ваша жена...
Тагаев: Это не слухи, это правда. Я знал, что рано или поздно это станет причиной разговоров. Фирма занимается поставками продуктов в магазины Комсомольского района уже пять-шесть лет. И моя жена, кстати, не ведет в ней дела. Она лишь учредитель.
У магазина есть директор, который всем занимается. Что предосудительного в том, что эта фирма предложила продукты по минимальным ценам и выиграла конкурс?
Я к этой фирме отношения не имею, потому как вышел из состава учредителей уже год назад, так что, с точки зрения законодательства, я ничего не нарушил.
Когда мне предложили возглавить конкурсную комиссию, я обсудил все с начальством. Возражений ни у кого не было.
Между прочим, была система голосования. Меня избрали общим числом голосов.
Я уверен, что через два-три месяца работа детских садов с поставщиками наладится и все проблемы будут решены.
Валерий Бугайцев: "Шум поднимают те, кто не прошел по конкурсу"
Главный специалист департамента образования Валерий Бугайцев.
Корр.: Насколько нам известно, обычно условия конкурса разрабатывало управление потребительского рынка и услуг. В этом году их разрабатывал департамент образования.
Бугайцев: Мы действительно выставляли условия по качеству продуктов питания, по транспорту. Но все только на основании закона.
На самом деле, не так и принципиально, кто разрабатывает условия - наш департамент или управление потребрынка. Требования к качеству питания всегда зависят от государственных норм и стандартов. Главное - выполнять эти государственные нормативы.
Корр.: Таким образом, конечный вариант условий конкурса устроил департамент?
Бугайцев: Все требования были основаны на законодательных актах... В основу бралась документация бюджетная, документация Министерства образования, из департамента экономики Самарской области.
Корр.: Нам стало известно, что во время обсуждения условий было очень много споров? К беседе подключился другой специалист, который отказался называть свое имя и должность, потому как не был уполномочен давать интервью
Специалист: Да, споры были. Например, по вопросу корректировки цен. Вы понимаете, что все продукты питания являются сезонным товаром. Важно понимать, сколько помидоры стоят в мае, а сколько - в сентябре.
Такая корректировка цен должна идти постоянно. Любая домохозяйка знает, что в понедельник сосиски по одной цене, а в пятницу - совершенно по другой. Динамика цен должна отслеживаться постоянно.
Корр.: Основная жалоба заведующих детскими садами заключается в том, что продукты поставляются по тем ценам, которые выше цен на оптовых рынках и магазинах города. А кроме того, многие жалуются на то, что поставляют некачественную продукцию.
Специалист: Во-первых, мы уже говорили, что обязательно должна была проводиться корректировка цен. А корректировку цен, к сожалению, управление потребительского рынка не проводило. Поэтому и получилось, что в августе цены были установлены именно такие. Это очередной раз доказывает, что нужно постоянно отслеживать и своевременно менять цены. В прежние годы, когда конкурс проводился по районам, нам практически каждую неделю приносили изменения цен, и мы следили за динамикой.
Корр: Но на оптовом рынке на улице Ларина, куда мы обращались за консультацией, едва взглянув на прайс, сказали, что все цены, и не только на овощи, заметно выше...
Специалист: Вы понимаете, что сливочное масло для детей обязательно должно соответствовать ГОСТу. Например, по ГОСту маслом считается только два вида - "Крестьянское" и "Слабосоленое". Все остальное - жировые продукты. Масло, естественно, дороже жировых продуктов. Или, например, растительное масло в детские сады поставляется дезодорированное и рафинированное. Поэтому к ценам на питание тоже нужно подходить, понимая, что привезут детям за одну цену, а что за другую.
Корр.: Если требования к продуктам питания настолько жесткие, откуда тогда жалобы на качество?
Бугайцев: В контрактах, которые составляются с поставщиками , предусмотрено, что заведующие имеют право жаловаться на качество питания. В департаменте образования работают технологи, которые постоянно следят за качеством детского питания. В случае нарушений будет составлен акт и приняты меры, вплоть до расторжения договора. Но на сегодняшний день таких актов ни одного нет. Все руководители образовательные учреждения знают, что если им привезли некачественный продукт, они должны тут же вызвать технолога, составить акт и отправить эти некачественные продукты поставщику. Поставщики по контракту поставлены в очень жесткие условия. Потому что речь идет о детском питании. Бугайцев: На самом деле, шум поднимают те поставщики, которые не прошли по конкурсу. Потому как понятно, что договор с муниципалитетом для поставщиков очень выгоден.
|