Чудны дела твои...
Министр культуры Удмуртской Республики Геннадий Чайников был арестован 6 марта 1999 года. Удивлял беспрецедентно откровенный, едва ли не провокационный стиль постановления об аресте министра: "28 октября 1998 года вынесено постановление об отстранении министра культуры от занимаемой должности, которое санкционировано заместителем прокурора Удмуртской Республики, но оно до настоящего времени не исполнено".
Казалось бы, какая тут связь с арестом Чайникова? Принятие мер по увольнению министра было полностью в руках правительства и его тогдашнего премьера Павла Вершинина. Что ни говори, а было бы несколько циничным арестовывать министра лишь в отместку за несговорчивость его шефа. Однако давший санкцию на арест заместитель прокурора республики А. А. Асеткин согласился с еще более экстравагантным доводом следователя Севрюгиной: "Как руководитель министерства Чайников Г. В. умышленно, с целью избежать наказания, вводит в заблуждение различные учреждения и силовые органы, направляя факсы с заведомо ложной информацией".
Несмотря на все старания адвокатов, следствие и прокуратура по сию пору хранят горделивое молчание о том, какую ложную информацию направлял Чайников "в различные учреждения". А уж добиваться ответа на вопрос, не является ли для обвиняемого жалоба в силовые органы реализацией права на защиту, - и вовсе себе дороже.
Как вы думаете, учреждение какого профиля способно эффективно осуществить финансовые операции на 46 миллиардов рублей? Банк? Казначейство? Министерство финансов? Довольно мучиться, это - Русский драматический театр имени Короленко. Возглавляет его чемпион мира по взаимозачетам и вексельному обращению (высокий профессионализм подтвержден вступившим в законную силу обвинительным приговором Октябрьского суда) Виктор Геннадьевич Данилов.
Артистам театра от финансовых пристрастий директора вовсе не делается сытнее. Да и государство удмуртское от упражнений Данилова в явном накладе. Так, постановлением республиканского правительства времен Н. Ганзы министерству финансов республики было предписано рассчитаться с ОАО "Буммаш" бюджетными деньгами за долги, возникшие от "непрофильной" деятельности драмтеатра. Куда важнее то, что Данилов умеет быть убедительным. И правда, насколько нужно быть убедительным, чтобы, явившись однажды на прием к заместителю министра культуры РФ Антонову, выйти из его кабинета с подписанным договором об уступке права требования 46 миллиардов 500 миллионов бюджетных рублей!
Обрисуем ситуацию, не вдаваясь в скучные юридические подробности. Министерство культуры России имело должника - одно из подразделений РАО "Газпром", с которого не могло получить 46 миллиардов. И никак не мог бедный Антонов найти ни в недрах министерства, ни в столице финансистов, способных истребовать бесспорный, подтвержденный министерством финансов России долг. И тут счастье постучалось в дверь в лице Данилова.
Кому счастье, а кому и слезы
Слезы достались нашему Чайникову. Все дело в том, что 5 миллиардов из тех 46 - доля Удмуртии, предназначавшаяся на реставрацию исторических памятников. А в деловых качествах и, так сказать, в приоритетах специалиста по финансам Данилова министр Чайников сильно сомневался. Вся внешнеэкономическая деятельность театра сводилась к убыткам, а подозрения по поводу личной порядочности директора вскоре нашли материальное подкрепление в виде поступившего на имя Чайникова обвинительного заключения по уголовному делу Данилова. Данилова обвиняли в хищении путем мошенничества 200 миллионов рублей. Так что, как вы понимаете, были самые что ни на есть серьезные основания для внимательного прочтения привезенного Даниловым договора.
Прочитал Чайников договор и буквально чуть со стула не упал! В договоре черным по белому написано, что квота Министерства культуры Удмуртской Республики (5 миллиардов рублей) погашается в последнюю очередь и лишь в том случае, если Данилов ухитрится истребовать и перечислить на счет министерства культуры все 46 миллиардов 500 миллионов до копейки. Копейкой меньше - и плакали наши республиканские денежки. На вопросы Чайникова, почему республика должна гарантировать своими деньгами сомнительные финансовые упражнения Антонова и Данилова, последний молчал как партизан.
Чайников потребовал у министерства культуры России подтверждение полномочий Данилова. И получил из Москвы факс с поддельной доверенностью на имя Данилова, подписанной... самим Чайниковым! Именно в этот момент нервы министра не выдержали. Как сказано в обвинении по его делу, он "вмешался в деятельность самостоятельного хозяйствующего субъекта - драматического театра имени Короленко". Однако бесконечные обращения к силовикам по поводу подделки Даниловым подписи Чайникова в доверенности и использования поддельного документа рождали либо глухое молчание, либо формальные отписки. Чайников не останавливался, писал в Москву.
К тому времени стало ясно, что Данилов игнорирует даже договор с министерством культуры России. Хозяйственные операции Данилова приобретали все больший размах, а республиканская квота в пять миллиардов оставалась мечтой. Именно в этот момент всплыли еще две доверенности, якобы подписанные на имя Данилова заместителем министра культуры России Дементьевой. Обе от одного числа и за одним номером. Отличала их сущая безделица. Если по первой доверенности Данилов мог, по сути, лишь представлять интересы министерства культуры России в судебных тяжбах, то по второй - заключать с бюджетополучателями от имени министерства культуры России договоры на передачу им материальных ценностей, истребованных по договору цессии на 46 с лишним миллиардов рублей. Стало ясно, что одна из доверенностей - липа. Чайников забил тревогу и... был арестован. Помните? - "Как руководитель министерства Чайников Г. В. умышленно, с целью избежать наказания, вводит в заблуждение различные учреждения и силовые органы, направляя факсы с заведомо ложной информацией".
Слов нет - в борьбе за интересы республиканского бюджета Чайников наделал немало юридических ошибок. Но почему органы, которые по закону обязаны реагировать на сигналы о совершенных преступлениях, становятся на редкость несообразительными, как только дело касается проделок гражданина Данилова? Отменяя приговор по делу Чайникова как незаконный, Судебная коллегия Верховного суда Удмуртской Республики указала: "Имеющиеся в деле документы, имеющие одинаковые реквизиты, должным образом не оценены, свидетельским показаниям по этому поводу не дано должной оценки". Республиканская же прокуратура вновь не поняла, о чем идет речь. Цитата из протеста прокуратуры республики: "Совершенно непонятно, какие именно документы не оценены и каким свидетельским показаниям и по поводу чего не дано оценки".
Диспозиция перед генеральным сражением
Обвинения Чайникова в мошенничестве растаяли как дым. Уже никто не рискует настаивать на том, что министр действовал из корыстных побуждений. Последний редут обвинения - Чайников превысил свои должностные полномочия, действуя из ложно понятых интересов своего ведомства и государства. Чудак-человек, безработный Чайников пытается доказать, что получение пяти миллиардов рублей все-таки соответствовало интересам отрасли и республики.
Титаническими усилиями правоохранительных органов завершение сделки с минкультом России было таки отдано в руки Данилова. Разумеется, после этого ни копейки денег республика не получила. И не получит никогда. Само собой понятно, что разбираться, почему это произошло, - все равно что самому себя сечь. Ситуация должна быть законсервирована. Все должно быть забыто. Поэтому отмена Судебной коллегией Верховного суда республики половинчатого (по принципу "не вашим - не нашим") приговора - это грандиозный скандал. Тех, кто двигал дело Чайникова, устроит любой, самый нелепый приговор. А ради такого дела можно и слепеньким, и глухеньким прикинуться.
5 октября Президиум Верховного суда Удмуртской Республики рассмотрит очередной прокурорский протест на определение судебной коллегии.
|