Центральная избирательная комиссия РФ всерьез озабочена проблемой соблюдения законодательства и норм приличий в ходе выборных кампаний федерального и регионального значения в России. На недавнем заседании члены Контрольно-ревизионной службы ЦИК вместе с представителями ФСБ, МВД, Генеральной прокуратуры и иных заинтересованных ведомств выясняли, как же справиться с возросшим потоком фальсификаций и нарушений на выборах. Конечно, хорошо, что сделан первый шаг в сотрудничестве избирательных комиссий с правоохранительными органами, ибо только совместными усилиями можно дать отпор махинаторам. Впрочем, нынешние региональные кампании, где определяются судьбы местных депутатов и глав администраций, показывают, что обольщаться еще рано. По крайней мере так считает заместитель председателя Контрольно-ревизионной службы ЦИК Евгений Колюшин.
- Евгений Иванович, вы можете назвать хоть одну честную региональную избирательную кампанию в качестве примера для подражания?
- Среди прошедших в последние месяцы около сорока кампаний - нет. Очень много фиксируем финансовых нарушений. Иногда создается впечатление, что в ряде субъектов Федерации любой человек может приехать и избраться, имея денег больше, чем соперники. Но тем не менее я не сторонник отмены выборов.
Роль денег сегодня резко возросла. А сами избирательные кампании проходят еще грязнее, чем четыре года назад. На наш взгляд, контрольно-ревизионные службы региональных избирательных комиссий работают недостаточно эффективно, поскольку масштабные денежные потоки идут мимо избирательных фондов. Схема может быть, например, такая. В некой области десант из нескольких сотен человек (как правило, прибывших из Москвы) за день или два до даты голосования оформляют в качестве наблюдателей на избирательных участках. В отчете избирательного фонда они нигде не фигурируют. Но ведь надо было покупать им билеты, оплачивать питание, кто-то же это делал. И вряд ли бескорыстно.
Расплачиваются наличными деньгами, появляется много анонимной агитационной продукции неизвестного происхождения. Даже выпускают липовые тиражи центральных газет (в Волгоградской области вышел поддельный тираж "Советской России"). Внешне отчетность избирательных фондов ведется аккуратно, средства перечисляют по всем правилам, но реальный бюджет кампаний превышает официальный во много раз.
- Почему же не вмешиваются ваши службы на местах?
- Избирательные комиссии одни ничего не сделают. Поэтому мы и решили обратить внимание правоохранительных органов и общественности, что работать надо сообща. В конце концов пиар-агентства чуть ли не официально публикуют расценки, сколько стоит голос избирателя. Свой хлеб политтехнологи отрабатывают добросовестно. А налоговые органы почему-то не реагируют на подобные факты, не интересуются, откуда у пиарщиков взялись деньги. Только слабостью государственных органов я объясняю столь безнаказанное поведение пиар-агентств. Существовать они могут, но финансироваться должны исключительно из избирательного фонда, чего, к сожалению, нет.
- Вы не думаете, что в этом виноваты ограничения на размер избирательного фонда? Если отменить планку, то не будет нужды прятать расходы и доходы.
- Американцы, например, не устанавливают лимитов на размер избирательного фонда, они ограничивают сумму разового пожертвования от человека или организации. И все равно даже там постоянно случаются финансовые скандалы. Мы считаем, что, возможно, предельную планку на избирательные фонды следует поднять, но совсем отменять ее не стоит.
- Центральная избирательная комиссия выступает за честные выборы, как в таком случае вы оцениваете произошедшее в Курской области?
- Я был там, принимал участие в заседании суда и доказывал, что Александр Руцкой нарушил законодательство, поскольку у членов региональной комиссии смелости на это не хватило. Мы эту историю рассматриваем как предупреждение действующим губернаторам: есть пределы, за которыми наступает ответственность. Я считаю, что все сделано по закону, большую помощь, кстати, в решении ситуации нам оказали местные правоохранительные органы.
- Однако не у всех действующих губернаторов местная милиция или избирательная комиссия сумеет потребовать отчет.
- Конечно, людей тоже можно понять. Сегодня он кандидат, а завтра - губернатор. В этих условиях правоохранительным органам работать тяжело, но они все же должны быть независимыми от местной власти. Механизмы взаимодействия силовых ведомств и региональных избирательных кампаний есть. Например, в Белгородской области в день голосования благодаря такому сотрудничеству закрыли радиостанцию, которая собиралась давать результаты голосования под видом "опроса избирателей, выходящих с избирательных участков". Хотя нередки случаи, когда на время выборов руководители прокуратуры, милиции уходили в отпуск.
Будем совершенствовать законодательство. Например, избирательное право требует, чтобы мы проверяли сведения о доходах гражданина. А банковское право закрепляет тайну вклада. Ни один банк вам не ответит, сколько денег на счету того или иного вкладчика. Видимо, надо снимать банковскую тайну со счетов кандидатов, по крайней мере зарегистрированных.
- Если столько фальсификаций происходит во время избирательных кампаний, почему не слышно, чтобы кто-то ответил за это?
- Думаю, что человек, который в России по суду будет приговорен хотя бы к месяцу лишения свободы за предвыборные фальсификации, прославится на века, его занесут в учебники по демократии в России. Но пока это место вакантно. Ведь в большинстве случаев уголовные дела, связанные с нарушениями избирательного права, прекращаются за отсутствием состава преступления либо выносится уголовное наказание.
|