Три года назад магазин "Люкс" считался в Александровске вполне благополучным. Коллектив, проработавший десять лет бок о бок, сплотился по-семейному и возникающие трудности преодолевал без особых проблем. Но такое существование не продлилось долго.
В 1998 году бухгалтер Зоя Ивановна стала замечать, что от нее скрывают финансовые документы, и решилась провести самостоятельную проверку. Результат подтвердил худшие опасения: она выявила недостачу в 48 тысяч рублей. Сумма для маленького магазина огромная, и Зоя Ивановна обратилась в контрольно-ревизионный отдел (КРО) городской администрации.
Его специалисты провели собственную ревизию. Недостачи не было! Однако директор магазина, не выдержав поднявшейся шумихи, уволилась. Зоя Ивановна осталась и продолжила свои расследования.
Невероятно, но факт: в родном предприятии главбух добывала информацию о поставках продукции, как разведчик секретной службы. Например, от поставщиков, признавшихся, что они продали магазину краску, а сделку нигде не зафиксировали. В кладовых предприятия настырная Ярославцева случайно находила партии с цементом, учтенные наполовину, "забытые" неизвестно кем гвозди и стройматериалы. Документов на многие товары она, обязанная контролировать финансовые потоки муниципального предприятия и отчитываться перед налоговой инспекцией, даже не видела! Продавцы между тем едва ли не поголовно щеголяли в новых шубах, а кое-кто приобрел и автомашины.
Итоги своих проверок главбух фиксировала в докладных на имя нового директора предприятия Г. П. Катуровой. Но та никак на эти сигналы не реагировала. Из чего Зоя Ивановна заключила, что директор на одной стороне с махинаторами. Ей бы, неугомонной, сделать "правильные" выводы, а главбух, напротив, взялась за разоблачения с новой силой.
Жизнь в "Люксе", по признаниям самих его работников, "превратилась в ад" - ревизоры из КРО стали в "Люксе" едва ли не самыми привычными посетителями. Однако серьезных результатов проверки не давали, хотя проверяющие божились: "Мы действовали внезапно".
Между прочим, в Александровск я тоже приехала внезапно. Но... Захожу в гостиницу, а там даже вахтер знает, откуда я и зачем сюда приехала. Приходя в инстанции без звонка, я уже знала, что меня ждут и никто не удивится моему приходу. Поэтому, когда ревизоры говорили мне о "внезапной ревизии", становилось смешно. "Внезапной ревизии" в Александровске не может быть по определению...
О качестве же проверок говорит хотя бы такая деталь: во время их проведения продавцы приносили уже проданные товары, меняли ценники... Как утверждает Зоя Ивановна, перед каждой проверкой в магазин кто-то звонил и громким шепотом предупреждал: "Будет внезапная ревизия".
Наконец, проведенная в августе 2001 года проверка КРО дала результат: за три месяца работы магазина была обнаружена недостача 9700 рублей. Дорого обошлась эта "победа" Зое Ивановне!
- Со мной перестали здороваться, объявили бойкот, - рассказывает она. - Больше того: одна из продавщиц высказала мне: "Чтоб тебя парализовало! Умрешь - на похороны твои не придем".
"Производственные" дрязги приобрели шекспировский накал. Разобраться с бухгалтером приходил даже грозный муж одной из продавщиц. Помимо оскорблений пообещал большие личные проблемы. В другой раз, когда Ярославцева зашла в кладовку, чтобы пересчитать коробки с гвоздями, одна из продавщиц закрыла ее внутри. Час просидела Зоя Ивановна взаперти, пока не выломала дверь.
Стало ясно, что рабочие дни З. Ярославцевой в коллективе сочтены. Нужен был лишь повод для ее увольнения. И он нашелся. Уволили ее за... прогулы: в те злополучные дни главбух по делам предприятия работала с налоговой инспекцией.
Проверяя письмо З. Ярославцевой, я слышала о главбухе "Люкса" самые разные отклики. "Вздорный, неуравновешенный человек", - сказали в КРО. "Опытный бухгалтер, аккуратно ведет документацию", - в налоговой инспекции.
В коллективе же Зою Ивановну прозвали "доносчиком".
Послесловие. Борьба З. Ярославцевой за соблюдение правил торговли разбудила все-таки сонно-ревизионные структуры. Теперь "Люксом" занялись ОБЭП и прокуратура.
Сама же Зоя Ивановна переключилась на борьбу за свое восстановление на работе...
|