Как показал пример двух крупных компаний - "ЛУКОЙЛа" и "Сибнефти", - понятие "сумма сделки" в России весьма условно. Одна и та же сделка в балансах этих двух компаний отражена совершенно разными цифрами, и даже инвесторы не могут получить внятных объяснений этому. Между тем в неизвестном направлении уплыла сумма до $200 млн.
В конце прошлого года две нефтяные компании, "ЛУКОЙЛ" и "Сибнефть", оповестили мир о том, что первая продала, а вторая купила 36% акций Московского нефтеперерабатывающего завода (МНПЗ) и 15% - предприятия "Моснефтепродукт", владеющего сетью нефтебаз и АЗС в Подмосковье. О цене сделки стороны тогда умолчали.
Тайное стало явным 25 июня, когда на презентации годового отчета "Сибнефти" по стандартам US GAAP представители компании объявили, что все акции МНПЗ (включая докупленный позже 1% ) обошлись им в $254 млн, а "Моснефтепродукта" - в $35 млн. Комментируя эту информацию, инвестиционные аналитики выражали надежду, что все эти деньги получены "ЛУКОЙЛом" и будут отражены в его отчетности.
Но надежды не оправдались. В международной отчетности этой компании, обнародованной двумя днями позже, продажа акций московских компаний не значилась. Вице-президент компании Леонид Федун объяснил, что сделку осуществляла 100% -ная "дочка" "ЛУКОЙЛа", LUKOIL Finance, а в подобных случаях стандарт US GAAP не требует отдельного описания сделки - она включается в общие результаты. Правда, назвать ее сумму он отказался.
Как уточнили "Ведомостям" в "ЛУКОЙЛе", доход от продажи московских активов включен в графу отчета "Поступления от реализации финансовых вложений". Хотя, как пояснили в компании, в этой графе отражено еще довольно много сделок кроме "московской", даже эта общая сумма в $228 млн далека от анонсированных "Сибнефтью" $289 млн. Между тем источник, близкий к "ЛУКОЙЛу", сказал "Ведомостям", что эта компания выручила за акции МНПЗ и "Моснефтепродукта" "что-то порядка $90 млн". А в конкурирующих нефтяных компаниях говорят, что "ЛУКОЙЛу" заплатили $110 млн".
"Сделка по приобретению акций МНПЗ была сложной, - говорит пресс-секретарь "Сибнефти" Алексей Фирсов, - в ней участвовали третьи лица, которые действовали на рынке. Они не связаны ни с нашей группой, ни с акционерами. Этим и объясняется различие между ценой продажи и ценой покупки, названной в US GAAP "Сибнефти". Что это за компании, Фирсов сообщить отказался, но подчеркнул, что "Сибнефть" затратила на покупку московских активов именно ту сумму, которая указана в ее отчетности.
"Это интересная ситуация, - говорит начальник аналитического подразделения Объединенной финансовой группы Стивен О'Салливан. - Еще более интересна она тем, что "Сибнефть" заплатила очень высокую цену за акции МНПЗ. Сумма в $90 млн выглядит куда более реалистичной. Возможно, разница была заплачена третьим лицам за достижение дополнительных преимуществ на рынке в дополнение к владению миноритарным пакетом завода. Однако пока у "Сибнефти" никаких явных преимуществ нет".
Большинство аналитиков солидарны с мнением, что указанные компанией $254 млн - слишком высокая цена за 37% акций МНПЗ. "Безусловно, возникает вопрос, почему "Сибнефть" потратила так много, да еще за неконтрольный пакет", - говорит Валерий Нестеров из "Тройки Диалог ". Ему вторит Геннадий Красовский из "НИКойла": "Сопоставимые заводы в Восточной Европе стоят $200 - 300 млн, а МНПЗ по этой сделке оценивается в $700 млн. Это странно". Между тем бывший член совета директоров Центральной топливной компании, в которую входят МНПЗ и "Моснефтепродукт", оценивает купленные "Сибнефтью" активы в $90 - 100 млн.
А аналитик "Атона" Стивен Дашевский , в отличие от коллег, не считает заявленную "Сибнефтью" цену чрезмерной. Но и он допускает, что участвовавший в сделке посредник связан с одной из сторон либо с ними обеими.
|