Предприниматель Михаил Живило, подозреваемый в заказе покушения на Амана Тулеева, не собирался являться в Новосибирский областной суд в качестве свидетеля по делу Виктора Тихонова. 17 июня в факсовом сообщении, адресованном в Новосибирский областной суд, скандально известный предприниматель опровергнул слова своего адвоката Галины Нилус, которая выдала эту информацию на пресс-конференции в Москве 6 июня.
Как сообщил корреспонденту Страны.Ru государственный обвинитель по делу Виктора Тихонова Геннадий Попов, 18 июня в областной суд поступил факс от "гражданина Франции Михаила Живило". Президент группы "МИКОМ" пишет, что его адвокат Нилус при составлении заявления сделала ошибку. Она написала "готов приехать в суд России", а надо было
"готов приехать в любой суд Франции".
Михаил Живило в своем факсе сослался на статью 31 УПК РСФСР, позволяющую судьям советских судов вызывать свидетелей в суды существовавших тогда "союзных республик". По мнению Живило, согласно
"процессуальной аналогии", председатель-ствующий Михаил Потапов вправе обратиться в какое-либо из судебных учреждений Франции с просьбой задать свидетелю интересующие суд вопросы.
Правда, как заметил Попов, обратного адреса Живило нет, и в какой именно французский суд обращаться, непонятно. Возможно, новосибирский суд напишет по московскому адресу компании "МИКОМ", который недавно фигурировал в обращении Живило к спикеру верхней палаты российского парламента Сергею Миронову. Правда, Попов прогнозирует, что судья Потапов просто предложит Живило приехать в Новосибирский областной суд, благо, что его адрес Живило известен.
Между тем к рассмотрению этого вопроса суд вернется только 2 июля. До этого в суде объявлен перерыв - адвокат Виктора Тихонова Сергей Севрук уехал в отпуск, причем не поставив в известность суд. В этой связи после окончания заседания Попов выступил с заявлением для прессы. Прокурор обвинил адвоката "в открытом противопоставлении своих личных интересов интересам и конституционным правам подзащитного Тихонова", который уже почти два года находится под стражей и "терпеливо добивается доступа к правосудию в справедливо разумные сроки".
Попов обратил внимание, что рассмотрение
дела уже в ноябре 2001 года было практически завершено, однако с тех пор в суд от защиты поступило уже 96 ходатайств. Из них только 6-8, по утверждению прокурора, носят
"конструктивный характер"; они и были удовлетворены.
Заказчиком же затягивания дела выступает, по мнению прокурора, сам Михаил Живило. Когда суд закончится и Тихонов будет приговорен, у российского правосудия появятся новые основания для требования у французских властей экстрадиции Живило.
Кроме того, защита, возможно, хочет
"дотянуть" процесс до 1 июля, когда в действие вступает новый Уголовно-процессуальный кодекс. Согласно ему, суд не сможет использовать в качестве доказательств показания обвиняемого, данные не в присутствии адвоката. В деле Виктора Тихонова такие показания есть - это признательные показания Виктора Тихонова. Он дал их сразу после своего задержания 8 августа 2000 года. Вскоре, когда адвокат у него появился, Тихонов отказался от своих признаний.
Вполне возможно также, что защита надеется затянуть процесс до 1 января 2003 года, когда в России начнет действовать суд присяжных. При этом непонятно, отметил Попов, нужно ли вводить присяжных задним числом, то есть в процессы, которые начались до 1 января; закон ничего не говорит о переходном периоде.
Сейчас суду осталось только рассмотреть 18 ходатайств защиты и преступить к прениям сторон. Однако не исключено, что в момент, когда ходатайства будут рассмотрены, появятся новые. Или защита заявит о введении в дело еще одного, четвертого адвоката - законом это не запрещено.
|