Рассказывая о деятельности его ведомства по контролю за расходованием бюджетных средств и эффективности использования госсобственности, он коснулся, в частности, и итогов недавней проверки финансово-хозяйственной деятельности "Газпрома", о рассмотрении которых на заседании коллегии Счетной палаты 26 января сообщалось в СМИ.
В этой связи Сергей Степашин, согласно лондонской газете, заявил о намерении Счетной палаты обратиться к Главному контрольному управлению США с предложением оказать содействие в проверке характера отношений "Газпрома" с российской нефтегазовой компанией "Итера" со штаб-квартирой в США.
Это сообщение имело весьма широкий российский и международный резонанс. Во-первых, речь идет о неафишируемом аспекте деятельности российского газового монополиста. Аспекте, возможно, менее известном, чем отношения "Газпрома" с "Медиа-Мостом". Во-вторых, о связях детища Вяхирева с компанией, которая вроде бы как крупный газодобытчик не известна, но уже прослыла в качестве солидного поставщика этого вида топлива. И наконец, "Файнэншл таймс" приводит слова Сергея Степашина о первом случае конкретного взаимодействия между Счетной палатой России и ее американским аналогом.
В этой связи "Российская газета" обратилась за разъяснениями в Счетную палату. Вот что нам там рассказали.
Обществу не безразлично, как расходуются деньги налогоплательщиков в "Газпроме" - пожалуй, крупнейшей российской финансово-промышленной группе, в которой государство имеет 38 процентов акций. Не безразлично еще и потому, что успех или же недостатки в деятельности "Газпрома" прямо сказываются на экономической безопасности России.
Вот почему включение пункта о проверке "Газпрома" в план работы Счетной палаты на 2000 год не преследовало какие-то конъюнктурные цели. Напротив, Счетная палата рассчитывает, что итоги проверки будут использованы в интересах повышения отдачи от государственной собственности. Ибо это важнейший аспект деятельности палаты.
Ее аудиторы констатировали, что за последние годы в "Газпроме" наметилось сокращение добычи природного газа. Если в 1999 году она составляла 545,6 куб. м, то в 2000 году - примерно 523 млрд. куб. м газа.
Соответственно, поставки газа потребителям России сократились на 8,3 процента, странам СНГ и Балтии - на 12,4 процента. В то же время поставки странам Европы возросли на 5,2 процента. В 2000 году российским потребителям при потребности газа в объеме 333,3 млрд. куб. м выделено лимитов 264 млрд. куб. м (79,2 процента от потребности).
Счетная палата отмечает, что предприятия "Газпрома" находятся в неустойчивом финансовом состоянии: дебиторская задолженность за 1999-2000 гг. возросла с 243 до 373 млрд. рублей. Кредиторская задолженность увеличилась с 206 до 310 млрд. рублей. Пени и штрафы за несвоевременное внесение платежей в бюджет увеличились за данный период на 18,5 млрд. рублей (в 2,9 раза) и составили 29,1 млрд. рублей. Задолженность за 1999 г. по налоговым платежам в федеральный бюджет в целом по системе "Газпрома" возросла на 40 процентов, а за 9 месяцев прошлого года увеличилась еще на 77,6 процента и по состоянию на 1 октября 2000 г. составила 39,1 млрд. рублей.
На заседании коллегии 26 января отмечалось, что Соглашением по уплате налогов в федеральный бюджет, заключенным Госналогслужбой России с "Газпромом" на 1998-1999 годы, последнему, по сути, был предоставлен противоречащий налоговому законодательству специальный налоговый режим, выразившийся в отсрочке по уплате в федеральный бюджет разницы между размером начисленных и уплаченных налогов. Это привело к недопоступлению в федеральный бюджет в 1999 г. 22 млрд. рублей. А затем и реструктуризации значительной части этой задолженности.
По итогам рассмотрения вопроса коллегия отметила, что представители государства в совете директоров "Газпрома" не в полном объеме выполняли свои функции, в частности не отстаивали интересы Правительства Российской Федерации по погашению задолженности компании перед бюджетом.
Итоги заседания коллегии, как и последующий брифинг для освещавших ее работу журналистов, проведенный аудитором М.Бесхмельницыным, сказали наши источники в Счетной палате, вызвали интерес не только среди российских СМИ: ведь "Газпром" является самой крупной газодобывающей компанией в мире. Видимо, этим объясняется просьба "Файнэншл таймс", как, впрочем, и ряда других зарубежных изданий, об интервью с председателем Счетной палаты.
В ходе беседы Сергей Степашин, реагируя на вопрос корреспондентов, сообщил, что Счетная палата во время нынешней проверки не затрагивала вопроса о взаимоотношениях "Газпрома" с "Итерой". Однако, отметил он, этот вопрос представляет несомненный интерес, особенно на фоне сообщений о том, что "Газпром" якобы (здесь, как уточняют наши источники, Сергей Степашин несколько раз подчеркнул слово "якобы") предоставляет "Итере" неоправданные льготы. Вот почему, продолжал председатель Счетной палаты, сочтено целесообразным вопрос о характере отношений газового монополиста с "Итерой" вынести в качестве самостоятельного и заняться им летом нынешнего года.
При этом Сергей Степашин заметил, что, возможно, Счетная палата обратится к Главному контрольному управлению США с предложением - использовать возможности этого ведомства для совместной работы по затронутому вопросу. Он напомнил, что принципиальная договоренность о взаимодействии двух ведомств в сфере их компетенции была достигнута во время переговоров в Москве с руководителем ГКУ США Дэвидом Уокером в конце минувшего года. Это будет первый пример сотрудничества двух ведомств.
И добавим от себя, что это будет обнадеживающий знак того, что Россия и США могут взаимодействовать в такой чувствительной сфере, как совместная борьба с незаконным вывозом капитала и отмыванием средств, приобретенных противоправным путем.
|