В 91-м в войне с Ираком США впервые массово применили высокоточное оружие, но в целом это была вполне традиционная операция с участием более миллиона солдат и многих тысяч танков с обеих сторон. В Афганистане прошлой осенью была совсем другая, "бесконтактная" война, изумившая военных профессионалов.
Высокоточное оружие, использованное в 91-м году, стоило дорого - от 0,5 млн. до 1 млн. долл. за штуку. Во многих случаях цена поражаемой цели была сравнима (а то и ниже) с ценой высокоточного снаряда, что явно вело военное дело в экономический тупик: в Афганистане, казалось, пришлось бы стрелять ракетами ценой в миллион долларов по драным палаткам кочевников ценой в 10 долларов.
Но американцы решили проблему, наладив массовую модернизацию обычных "тупых" авиабомб (которых наклепали сотни тысяч за годы "холодной войны") в сравнительно дешевое (18 000 долл. за штуку) высокоточное оружие - JDAM, наводимое на цель с помощью глобальной системы спутникового позиционирования GPS. В Афганистане была также использована цифровая интегрированная система целеуказания и управления, которая позволяла эффективно использовать наводимые по GPS бомбы, в том числе для поражения движущихся колонн противника.
Информация о возможных целях поступала от групп американских спецназовцев на земле, от спутников-шпионов, от беспилотных самолетов Predator ("Хищник") и Global Hawk ("Всемирный ястреб"). Наиболее ценным, кстати, оказался именно оборудованный радаром высотный "Ястреб", который стабильно поставлял данные обо всех передвижениях противника ночью и в плохую погоду.
Вся информация о противнике суммировалась в единой компьютерной сети управления и контроля. В штабах, в том числе в верховном штабе операции в Тампе во Флориде на другом конце света, принимали решение о нанесении удара и информацию о цели передавали по сети на борт самолетов, уже находившихся в воздухе.
На борту, скажем, истребителя-бомбардировщика F-18 пилот вводил информацию в блок управления JDAM, и она сама шла к цели. При бомбежках также использовались "обычные" боеприпасы, но эффективная ночная охота с помощью JDAM - новинка этой войны.
На несчастных талибов раз за разом ночью на марше из облаков вдруг начинали сыпаться бомбы. Через несколько недель подобной односторонней войны, когда стало казаться, что от американских бомб нет ни спасения, ни укрытия, талибы начали рассыпаться на мелкие группы, прятаться, а то, по афганскому обычаю, переходить на сторону победителей. Американцы потеряли всего несколько человек, в основном от собственного огня из-за нескольких сбоев в компьютерной системе целеуказания и управления.
У российских военных ничего похожего нет и не предвидится. Есть, конечно, высокоточное оружие первого поколения, как у американцев в 91-м. Но оно дорого, и не хватает специалистов, умеющих его использовать. В Чечне в первую и вторую кампании высокоточное оружие применялось эпизодически - были разбиты на земле чеченские самолеты, был убит Джохар Дудаев, но в основном воевали по старинке, неся огромные потери. Грозный бомбили по площадям и при штурме потеряли несколько тысяч человек, включая одного генерала.
В 2000-м в Чечню привезли снаряды "Краснополь" для 152-мм гаубицы "Мста". Снаряд на финальном участке наводится на цель по лазерному лучу - то есть в кустах в 1 - 2 км от цели должен сидеть наводчик и "подсвечивать" цель. Ничего с "Краснополем" не вышло - как его использовать, никто толком не знает, сидеть в кустах вблизи чеченов в зоне обстрела желающих нет и т.д. И вообще зачем? Проще и привычнее "положить" 20 - 50 обычных "тупых" осколочно-фугасных снарядов. Естественно, никаких интегрированных цифровых систем суммирования данных и управления войсками на поле боя в реальном времени нет. Чтобы у командира нашего взвода или роты был компьютерный терминал? Да их обычными рациями в Чечне с трудом обеспечили.
Естественно, многие наши военачальники понимают необходимость создания цифровых сетей для сбора данных и управления боем. В свое время одна из первых в мире таких АСУ была создана и развернута для интеграции данных системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) и централизованного управления пуском и целеуказания для ракет РВСН. Сейчас также пытаются создать сеть обмена данными между наземными радарами, ударными вертолетами и самолетами.
Но сети Генштаба на компьютерах образца семидесятых вконец устарели, а новые на основе отечественных комплектующих - поди собери. Кроме того, наши Вооруженные силы, в силу все более низкого профессионального уровня, в принципе не годятся для современной цифровой войны. Сержантов готовят из восемнадцатилетних юношей меньше чем за пять месяцев, взводами командуют случайные люди (двухгодичники и т.д.). Профессиональный уровень высшего звена тоже все более оставляет желать лучшего. Тратить миллиарды (если б они были) на закупку современного оружия для такого войска - пустая затея.
Результаты нашей чеченской и американской афганской кампаний столь очевидно различны, что надо ли нам дальше изображать великую военную державу - вопрос, имеющий лишь один ответ.
|