Пока доподлинно известны были только двое будущих реальных претендентов — нынешний глава областной администрации В. Толоконский и сенатор И. Стариков. Все прочие имена возникали, так сказать, «от лукавого». В частности, с подачи одной из газет совершенно безосновательно возникло имя спикера Госдумы Г. Селезнева. Дескать, эта кандидатура обсуждалась новосибирскими коммунистами. Обсуждать-то представители КПРФ могут что угодно, но серьезным аналитикам понятно, что в такую глубинку четвертое лицо в государстве не отправится. Если уж спикер Госдумы пожелает пойти в исполнительную власть, то Г. Селезневу куда уместнее баллотироваться в родном Санкт-Петербурге, где он дважды избирался в Госдуму и где имеет очень прочные позиции. Хотя все чаще говорят о том, что Селезневу «приготовлено» место в руководстве союзного государства Россия — Белоруссия...
Всплывало имя и другого якобы претендента на пост новосибирского губернатора — столичного функционера КПРФ С. Глазьева. После провала на выборах в областной Совет перестали упоминать еще одного якобы потенциального кандидата в губернаторы —гендиректора обувной компании
«Вестфалика» М. Титова. Некоторое время пресса мусолила имя бывшего директора Новосибирского электродного завода С. Кохановского, которого считают
«системным оппонентом» нынешнего руководителя области. Кто-то упоминал и бывшего первого вице-губернатора, а затем одного из ключевых сотрудников аппарата Полномочного представителя Президента в Сибирском федеральном округе Василия Киселева, который недавно перебрался в Москву и вошел в команду влиятельного «СУАЛ-Холдинга». В общем, недостатка в «претендентах» не было. Но никто ни разу не назвал фамилию бывшего первого вице-премьера правительства РФ, министра путей сообщения Н. Аксененко. А между тем он уже заявил (правда, в довольно узком кругу) о своем желании возглавить Новосибирскую область. При этом некогда могущественный министр готов пойти на выборы с конкретной программой и конкретной целью...
Для начала напомним, что Николай Аксененко имеет к Новосибирску самое прямое отношение. Здесь он закончил Институт инженеров железнодорожного транспорта, начинал карьеру, и затем, будучи уже одним из самых влиятельных лиц в российском государстве и «без пяти минут» премьер-министром, регулярно и очень часто бывал в Новосибирской области. Удаление от дел застало Н. Аксененко в самом расцвете сил. Неудивительно, что жизнь на даче ему явно не по душе. Разумеется, он без труда может встроиться в самые могущественные коммерческие или банковские структуры, но такой масштаб ему явно мал. Человеку, контролировавшему финансовые потоки, равные бюджетам двух десятков субъектов Федерации, требуется что-то значительнее. И осматривая возможное поле приложения сил, Н. Аксененко, по данным некоторых источников, может остановиться на Новосибирской области. Во всяком случае, по данным тех же источников, он заявил в кругу соратников, что готов вести борьбу за должность губернатора столицы Сибирского федерального округа.
Разумеется, сам этот субъект Федерации —не самый крупный. И далеко не самый богатый. Скорее — наоборот. Однако у Новосибирской области есть весьма существенный и практически нереализуемый плюс — географическое положение. И Николай Аксененко в силу прежней должности и близости к ректору новосибирской Академии путей сообщения г-ну Комарову хорошо знаком с разработанным под руководством г-на Комарова проектом создания в Новосибирске так называемого мультимодального транспортного узла. Реализация этого проекта и переориентация транспортных потоков из стран Юго-Восточной Азии, и в частности,
из Кореи и Японии, с морских путей на Транссиб, способна превратить Новосибирск в один центров не только российской, но и мировой торговли. Задача явно амбициозная и сулящая невиданные финансовые обороты. Скажем, сегодня бюджет Новосибирской области составляет в переводе на валютный эквивалент порядка 350 миллионов долларов. А финансовые потоки мультимодального транспортного узла эксперты, по самым скромным прикидкам, оценивают в 10 миллиардов долларов. Кто-кто, а Аксененко это прекрасно понимает. Более того, будучи министром, он уже немало сделал для реализации этих планов. Именно Н. Аксененко были проведены переговоры и решен вопрос о соединении российских железных дорог с магистралями обеих Корей. Он завершил работу по прокладке вдоль Транссиба линий оптико-волоконной связи, что позволяет снять основные претензии перевозчиков из Азии на небезопасность отправки грузов по Транссибу. Теперь движение грузов можно отслеживать с точностью чуть не до километра. Аксененко завершил обустройство терминалов на западных границах России, которые позволяют переадресовывать огромные потоки азиатских грузов в страны Западной и Восточной Европы. А на прошлой неделе по Транссибу впервые прошел экспериментальный состав с контейнерами из Японии, который должен был преодолеть весь путь всего за девять дней, что существенно быстрее доставки контейнеров по морю. Словом, Н. Аксененко прекрасно понимает потенциал создания мультимодального транспортного узла в Новосибирске. И именно с таким проектом, судя по его предварительным заявлениям, он намерен идти на выборы.
В данном случае «идти на выборы» — это означает не только проведение избирательной кампании, но и «благословение» в администрации президента. С таким «козырем», как мультимодальный узел, Аксененко придет в администрацию куда увереннее. На бюджетном «языке» это означает возможность «перевода» Новосибирской области из дотационных регионов — в регион-донор. При постоянных проблемах с федеральным бюджетом подобный козырь может и «сыграть». Тем более, что экс-министр наверняка озвучит пассивность нынешних властей Новосибирской области в реализации проекта мультимодального узла. Проект уже достаточно проработан, заметил Н. Аксененко, но почему-то власти вспоминают о нем исключительно во время выборов. Определенную опору на такой проект делали во время прошлых выборов и бывший губернатор В. Муха, и его соперник В. Толоконский. Однако проект так и остался на бумаге, и усилия бывшего главы МПС вдохнуть в него вторую жизнь могут стать весомым аргументом.
Тем более, что «тяжеловесу» Н. Аксененко по плечу решить одну из ключевых задач функционирования транспортного узла — добиться перевода растаможивания грузов, следующих из Азии в Сибирь, не в Москве, как это происходит сейчас, а на складах в Новосибирске. И это поддержат сотни влиятельных предпринимателей Сибири, которые сегодня несут огромные издержки на транспортировку грузов из-за границы в Москву, а потом назад в Сибирь.
Что касается электората — не забудем, что на железной дороге и структурах, причастных к ней, до сих пор работает каждый пятый гражданин России (включая членов семей железнодорожников). И Новосибирская область в этом смысле не исключение. Более того — именно в Новосибирской области железная дорога доказала способность контролировать свой электорат. Это лишний раз доказали декабрьские выборы в областной Совет, когда представители дороги провели в местное законодательное собрание сразу двух своих представителей...
|