Аман Тулеев - политический деятель с шахтерскоже-лезнодорожным уклоном. Для российской политической тусовки он столь же характерен, как Ирина Хакамада. А жажда власти роднит Амана Молдагазыевича с Ельциным. Только Борис Николаевич демократичен и непоследователен, а Тулеев почти не делает ошибок. И поэтому, как считают политологи, далеко пойдет. Тулеев был одним из руководителей Народно-патриотического союза России (НПСР) и на президентских выборах 1996 года даже "страховал" Геннадия Зюганова на случай непредвиденных обстоятельств. Тулеев считает себя лидером российского масштаба. Но чтобы так думали и другие, ему надо побеспокоиться о своем участии в очередных президентских выборах. Другого способа громко напомнить о себе у него нет.
Анкета
Аман Тулеев родился в 1944 году в Туркмении, по национальности - казах. Сделал головокружительную карьеру - от стрелочника на маленькой станции до начальника крупнейшей железной дороги бывшего СССР. Карьеру, впрочем, вполне типичную для номенклатурного работника советской эпохи. Нетипичным было ее продолжение в перестроечный период. Аман Тулеев последовательно избирался народным депутатом РСФСР (1990 г.) и депутатом Совета Федерации (1993 г.), баллотировался на пост президента РСФСР (1991 г.) и на пост президента РФ (1996 г.). 19 октября 1997 года Аман-гельды Тулеев убедительно (94 процента "за") выиграл выборы губернатора Кемеровской области. Тогда на Кузбассе говорили, что Тулеева боятся все. По словам одного кемеровского чиновника, "наши бабушки верят в первую очередь в Амана Тулеева, а потом уже в Бога". На выборах в Кемеровский областной Совет народных депутатов 18 апреля 1999 года Тулеев использовал тот же сценарий, что и его коллеги в двух российских столицах, где исполнительные структуры активно старались провести в представительные органы своих сторонников. Однако кемеровский губернатор Аман Тулеев пошел дальше Юрия Лужкова и Владимира Яковлева, которые действовали достаточно осторожно. Накануне выборов областного Совета народных депутатов он образовал блок, который не просто поддерживался администрацией региона, но и носил имя самого губернатора. На всякий случай развернул кампанию по дискредитации потенциальных политических оппонентов. В итоге 34 из 35 мест в областном Совете заняли люди губенатора. Все 11 муниципальных глав - также из команды губернатора, и все они получили квалифицированное (свыше 50 процентов) большинство уже в первом туре. Второй тур не понадобился.
Позиция
Характерная черта Тулеева-политика - его способность на официальных встречах прибегать к выражениям, мало соответствующим строгому языку протокола. И подчас бывает трудно понять: то ли это роль, которую для себя выбрал Тулеев-политик, то ли он действительно такой "рубаха-парень" из народа, что называется, социально близкий. Но чего совершенно не переносит Аман Тулеев, так это ненормативной лексики. Тулеев - один из самых "старых" кандидатов на президентский пост (вместе с Ельциным и Жириновским). Он - очевидный популист с претензиями на роль рабочего лидера. Человек властный, про кого говорят:"мягко стелет, да жестко спать". Аман-гельды знает свой электорат. Алексей Подберезкин охарактеризовал его так: "Есть достаточно большая сила, которая не пойдет сегодня ни за КПРФ, ни за Аграрной партией, а пойдет именно за Тулеевым. Это промышленные рабочие, работающие в естественных монополиях".
В своей предвыборной программе в 1991 году Тулеев главный упор делал на социальные гарантии, а также на самостоятельность регионов России. В 1996 году Тулеев продолжил резкую критику экономической и социальной политики правительства Черномырдина и президента Ельцина. Но эти выпады предназначены скорее для внутреннего употребления в регионе.
По мнению Амана Тулеева, существующая система отчислений в центральный бюджет "откачивала из областей все, что только можно для пополнения казны". Это приводило к ограниченности средств местных бюджетов, и тем самым регионы выключались из экономической реформы. Реально сохранить целостность России можно, по мнению Тулеева, только через значительное расширение экономической самостоятельности регионов при наличии политически сильного центра.
Аман Тулеев прекрасно отдает себе отчет, что на одних президентских амбициях до Кремля не доедешь. И если президентские выборы-96 выиграли деньги олигархов, то нынешнюю кампанию придется оплачивать, скорее всего, рядовым россиянам и промышленным предприятиям. Кампания по мобилизации денежных ресурсов в Кузбассе стартовала с момента создания так называемого Фонда риска в апреле этого года. Тогда губернатор собрал у себя представителей 400 крупнейших предприятий и банков области и предложил им делать добровольные пожертвования... в размере 4 процентов фонда оплаты труда. Ежемесячно. Деньги эти, по официальной версии, предназначены "юридическим лицам, оказавшимся в критической финансовой ситуации". Но в равной степени могут использоваться "на иные нужды, связанные с предотвращением социальных конфликтов в области" (этой вольной формулировочкой можно при желании оправдать любые расходы областной администрации).
Перспективы
Неоднократные выборы в Кемеровской области показали стремление Ту-леева монополизировать власть. Показательно, что новая команда Тулеева дала клятву верности, согласно которой каждый, кто изменит блоку и займет самостоятельную позицию, должен будет уйти в добровольную отставку с поста депутата областного Совета. Аман Малдагазыевич считает себя игроком, а не пешкой на политической доске. И если у него не получилось возглавить "Народно-патриотический союз", почему бы не попробовать другие варианты? Тулеев всегда умел лавировать и никогда, будучи вроде бы несдержанным в речах, не порывал окончательно с теми, кто имеет отношение к расстановке фигур на самых верхних ступеньках властной этажерки. Дистанцируясь от прежнего "Народовластия" имени себя, любимого, он открестился от ошибок, которые успели наделать те, кого этот блок привел к власти. Новое его кузбасское "Народовластие" создалось на базе земства, куратором которого в Москве является Борис Немцов, и ассоциации ветеранов правоохранительных органов, за которой просматривается фигура Степашина.
Ни тот ни другой на президентский пост претендовать не могут, но вместе способны собрать необходимый миллион подписей, чтобы в гонке двухтысячного года принял участие тот, кто президентом заведомо не станет, но кто оттянет голоса у того, кому и Немцов, и Степашин не прочь помешать. В общем, Аман-гельды выступит на президентских выборах, скорее всего, в прежнем своем качестве подсадной утки. И уже появились заинтересованные лица, готовые осуществить сделку купли-продажи тулеевского блока.
|