- Михаил, а какой была ваша первая реакция на августовский скандал со счетом Руцкого.
- Я помню, что даже не смог до конца досмотреть пресс-конференцию, после которой все и началось. "По-видимому,- подумал я,- такие большие люди не будут бездоказательно обвинять вице-президента". Да и затем, примерно до середины сентября, я склонен был считать, что со временем от копии трастового соглашения Руцкого с немецким бизнесменом Керетом удастся добраться до оригинала и раскрыть сделку, благодаря которой Руцкой получил свой процент.
- А что же случилось в середине сентября?
- Я впервые почувствовал, что-то здесь не так. Совершенно неожиданно для меня, несмотря на официальное следствие, члены Межведомственной комиссии по борьбе с коррупцией (МВК) Макаров и Ильюшенко отправились в Канаду на встречу с Якубовским и нотариусом Чапником, заверившим столь криминальную для Руцкого копию трастового договора.
Примерно в то же время в мои руки попал и удивительный документ, подписанный Макаровым сразу же после пресс-конференции, 19 августа. В этом письме Макаров, ссылаясь на решение МВК, просит МИД и Министерство безопасности запретить въезд в страну 14 иностранцам во главе с канадским бизнесменом Борисом Бирштейном. Все они имели отношение к фирме "Сеабеко". Причина такого необоснованного запрета стала ясна мне только после поездки в Швейцарию Дело в том, что истинным хозяином фирмы "Трейд Линкс Лтд", владение которой приписывалось членами МВК вице-президенту Руцкому, оказался Борис Бирштейн. Соответственно, при желании он мог сразу же после августовского скандала привезти в Москву банковские документы и доказать полную "непричастность" Руцкого к своей фирме. Я в данном случае не делаю выводов, я просто констатирую факты. И кстати, в Торонто нашей следственной группе в отличие от Макарова и Ильюшенко так и не удалось съездить.
- Почему?
- Этот вопрос мне самому до конца не ясен. Неоднократно Московская прокуратура обращалась с запросами в МВД России и к канадскому правительству. Вначале нам долго отказывал министр МВД Ерин, ссылаясь на то, что и без того Россия часто пользуется этим каналом (Имелась в виду сентябрьская поездка Макарова и Ильюшенко - Авт.) А затем нам в вежливой форме отказали в визе канадцы.
- Как же вам в таком случае удалось выехать в Швейцарию?
- Счастливое стечение обстоятельств Скорее всего швейцарцам к тому времени изрядно надоели регулярные скандалы вокруг фирм, учрежденных в их стране бывшими советскими гражданами В Итоге прямо во время нашего пребывания в Цюрихе был составлен уникальный договор о правовой помощи, опиравшийся на еще дореволюционное соглашение о выдаче преступников, подписанное Россией и Швейцарией в 1873 году. После чего окружной прокурор Цюриха вынес постановление о изъятии документов из банка "Индосуэц", в котором обслуживался счет фирмы "Трейд Линкс".
- Случилось невероятное: швейцарский банк поделился своими тайнами. Но, насколько мы знаем, Михаил, основные проблемы начались после возвращения из Цюриха...
- Я бы так не сказал. Политические игры вокруг этого уголовного дела велись с самого начала. Достаточно вспомнить, как под предлогом расследования обвинений в коррупции были отстранены от дел Руцкой и Шумейко. Затем со ссылкой на следствие был опечатан кремлевский кабинет Руцкого. Московская прокуратура даже давала по этому поводу опровержение. Мы здесь были ни при чем. А после того как мы привезли из Цюриха "неутешительные" для президентской стороны результаты, их стали использовать в своей предвыборной кампании сторонники Руцкого. Причем такое перетягивание уголовного дела "на свою сторону" продолжается и до сих пор.
- А каковы окончательные выводы вашего расследования этого сенсационного дела стоившего карьеры не только вице-президенту Руцкому, но даже его обвинителям Макарову и Котенкову.
— Окончательное решение, как это ни странно, будет принимать по этому делу еще один член МВК, нынешний исполняющий обязанности Генерального прокурора РФ Алексей Ильюшенко. Почти полтора месяца назад оно было забрано на проверку в Генпрокуратуру. Я же подписал по этому делу несколько постановлений. Первое - о прекращении уголовного дела № 123085 в отношении Руцкого, поскольку в исходных банковских документах Руцкой не значится владельцем фирмы "Трейд Линкс", а следовательно, не мог никому доверить и управление ею...
Из досье "КП"
В ходе проведенного расследования заявления членов Межведомственной комиссии по борьба с преступностью и коррупцией Совета Безопасности РФ не нашли своего подтверждения, в то время как доказана непричастность Руцкого А. В. к фирме "Трейд Линкс Лтд." и поступившим на ее счет валютным средствам.
Из выводов судебно-почер-коведческой экспертизы следует, что установить, самим ли Руцким А. В. или другим лицом выполнена подпись от его имени, на ксерокопии трастового договора не представилось возможным. Она могла быть выполнена самим Руцким А. В. "в необычных условиях", но и могла быть объектом технической подделки или монтажа ( при ксерокопировании.
Во-вторых, я выделил в отдельное дело материалы о закупке финансово-торговой компанией "Возрождение" детского питания на сумму 20 миллионов долларов. Для осуществления этого проекта вице-президент Руцкой просил "изыскать возможности" государственное объединение "Афохим". В настоящее время известно, что при реализации в России "исчезло" детского питания на сумму в полтора миллиона долларов.
- И, в-третьих, на основании расследования я возбудил новое уголовное дело "в отношении неустановленного лица" о фальсификации юридического документа, при помощи которого был оклеветан человек. Ведь за полгода следствия- члены МВК так и не смогли объяснить, откуда у них появилась копия трастового договора, уличающая Руцкого в коррупции.
Из досье "КП"
Из показаний свидетеля Котенкова А. А. следует, что банковские документы о поступлении валютных средств на счёт фирмы "Трейдг Линкс Лтд." и нотариально заверенную ксерокопию трастового соглашения А. В. Руцкой - Б. Керет он вместе с другими материалами получил 4-7 августа 1993 года в Торонто непосредственно от Якубовского Д. О.
Показания Котенкова А. А., с его слов, подтвердили также свидетели Макаров А. М. и Ильюшенко А. Н.
Однако допрошенный в качестве свидетеля Якубовский Д. О. не подтвердил показания Котенкова А. А. и показал, что 4-7 августа 1993 года Котенков А. А. действительно находился в Торонто, он с ним встречался, но никаких документов, в том числе и трастового соглашения А. В. Руцкой - Б. Керет, не передавал.
- Михаил, а нет ли у вас ощущения, что ваши постановления по делу попросту хотят замять, ведь прошло уже почти полтора месяца с начала их проверки в Генеральной прокуратуре?
- Знаете, не дело следователя торопить Генпрокуратуру. Но надо отметить, что ситуация сложилась, конечно, парадоксальная: бывшему члену МВК и одному из основных свидетелей Алексею Ильюшенко придется решать, расследовать ли причины всей этой странной истории с трастом Руцкого.
Но дело не только в личности нового генерального. Речь идет об устойчивой тенденции, которая преследует прокуратуру с августа 1991 года. Наши генеральные прокуроры с завидным упорством сами себя лишают права на объективность Они или попадают в зависимость от одной из ветвей власти, или превращают себя в заложников политических процессов Так было со Степанковым. Ту же ошибку повторил в прошлом году и Казанник, санкционировавший арест "октябрьских мятежников". Это дело их заместителей, а Генеральный прокурор должен в первую очередь объективно надзирать за исполнением законов. И речь здесь идет не о снятии с себя ответственности, а о том, что такой пост должен занимать человек, не замешанный в политических играх.
Когда верстался номер
Как нам стало известно из компетентных источников, незадолго до ухода в отставку Александр Казанник дал указание своим помощникам оставить решения следователя Слинько о прекращении дела Руцкого и о возбуждении дела о клевете в силе, согласившись тем самым с выводами следствия Московской прокуратуры. Но пришедший ему на смену Алексей Ильюшенко уже распорядился вновь вернуть дела в Генеральную прокуратуру еще на одну проверку.
|