Провинция отлаживает механизм смены элит Предвыборная борьба за кресло губернатора Нижегородской области для жителей столичного города обернулась пропажей горячей воды. "Профилактика". Муниципальные котельные Нижнего Новгорода закрылись все сразу, а так в жизни не бывает. Директор предприятия "Теплоэнерго" Александр Сарапов объяснил неумытым нижегородцам, что ремонт сетей требует жертв. Народная молва, правда, тут же связала с рукотворной засухой отказ местного избиркома зарегистрировать в качестве кандидата на пост главы администрации области мэра Нижнего Новгорода Юрия Лебедева. Высокий градус предвыборной лихорадки в губернии далеко не случаен. Передел областной собственности еще не закончен, хотя он приобрел цивилизованные формы. Активность проявляют как отечественные, так и зарубежные инвесторы. В последнее время наряду с промышленными объектами новые собственники стали появляться у предприятий аграрной отрасли. Специалисты утверждают, что практически все птицефабрики области перешли под контроль Владимира Потанина, на очереди - крупнейший свиноводческий комплекс. Приход в регион крупных российских финансовых групп в общественном сознании воспринимается далеко не однозначно. Ролики некоторых кандидатов в губернаторы с успехом эксплуатируют тему "свой - чужой", объясняя появление "чужаков" в регионе как агрессию внешних сил. Любопытно, но местные предприниматели подсознательно тяготеют к союзу с иностранными бизнесменами как к дополнительному средству защиты от российских олигархов. Нижний Новгород - непростой регион для управления, здесь переплетены интересы федеральной, окружной и региональной власти. До сих пор нижегородского губернатора "выбирали" в Москве, однако после выборов искать опору ему приходилось среди местных групп влияния. Как только Нижний Новгород стал столицей Приволжского федерального округа, местные политики решили сделать все, чтобы губернатор - величина явно непостоянная - не мог вносить изменения в общее "уравнение власти". Для этого в области создано свое правительство. Председатель кабинета по представлению губернатора назначается местным Законодательным собранием, распускается правительство тоже по решению депутатов. Причем новый орган исполнительной власти отвечает за проведение экономической политики, за главой администрации остаются в основном лишь "представительские" функции. Как пояснил "Веку" один из местных политиков, появление на свет регионального правительства явилось итогом переговоров более чем двухсот "инициативных предпринимателей, общественных деятелей и ученых области". Хотя ряд наблюдателей приписывают идею административной реформы более высокой структуре. По словам влиятельного нижегородского банкира, областные министры должны взять на себя ответственность за непопулярные реформы, сохранив для делегировавших их во власть сил кредит доверия избирателей. Между тем эксперты неоднозначно оценивают перспективы и возможности нижегородского правительства. Без доверия народа любые предпринимаемые меры окажутся неэффективными, считает высокопоставленный представитель крупной финансовой корпорации, работающей в области. А полагать, что популярность сил, делегировавших во власть министров, автоматически сыграет на пользу самому правительству, видимо, не вполне обоснованно. Да и захочет ли новый губернатор, который, видимо, этим летом появится в области, мириться с кем-то установленными для него рамками? Выстраивание четкого механизма смены политических элит на уровне региона, отношение к этому процессу федеральной и окружной власти - головная боль всех российских субъектов Федерации без исключения. Пример Нижнего Новгорода показывает, что хотя бы одно решение у этой задачи есть.
|