Владимир Путин отказал в поддержке амбициозным планам главы Счетной палаты Сергея Степашина. Президент публично выразил несогласие с предложением г-на Степашина о создании в стране единой системы органов государственного и муниципального контроля. Вчера на открытии V Конгресса Европейской организации высших органов финансового контроля (ЕВРОСАИ) президент заявил, что такая позиция противоречит Конституции страны, и напомнил, что муниципалитеты не входят в систему государственной власти. В связи с этим, сказал г-н Путин, речь может идти только лишь о выработке единых принципов функционирования государственного финансового контроля.
Такое недвусмысленное заявление президента, равно как и слова о том, что в стране уже сложилась и действует система финансового контроля, главными звеньями которой являются Счетная палата, контрольно-ревизионные органы Минфина на местах и комитет по финансовому мониторингу, не могло не огорчить главу Счетной палаты.
Последние месяцы Сергей Степашин активно проводит в жизнь идею о необходимости создания системы внешнего финансового контроля, указывая при этом, что КРУ Минфина, как ведомственный контроль, является внутренним, а, значит, не может быть до конца объективным. «Правительство не может само себя контролировать», -- неоднократно заявлял в связи с этим г-н Степашин. Усилиями председателя СП в Думу поступил законопроект о расширении полномочий Счетной палаты, уже подготовлены выгодные для СП дополнения и изменения в Бюджетный кодекс. Все это вместе взятое в случае претворения в жизнь делало бы ведомство Сергея Степашина высшим органом финансового контроля в стране. Минфин же, являющийся сейчас главным контролером в распределении и использовании бюджетных средств, стал бы выполнять обыкновенные технические функции.
После вчерашнего заявления президента Сергею Степашину, вероятно, придется кардинальным образом пересмотреть свои планы. Однако отказаться от них до конца Счетная палата вряд ли согласится. Реформирование системы финансового контроля сейчас действительно необходимо, что признают и в Минфине. И как неоднократно заявляли чиновники этого ведомства, начинать надо с практически не действующего сейчас внутриведомственного контроля.
Впрочем, были вчера у Сергея Степашина и приятные минуты. Как он сам признал на прошлой неделе, за право проведения конгресса ЕВРОСАИ в Москве «пришлось побороться», но теперь глава СП получил право чувствовать себя именинником. В Москву съехались представители большинства контрольных финансовых органов, входящих в ЕВРОСАИ, а она объединяет 45 государств. Кроме того, теперь, после начала конгресса, Сергей Степашин стал президентом ЕВРОСАИ и пробудет им три года, до следующего конгресса. Как заявлял недавно г-н Степашин, согласившись на проведение в Москве столь представительного форума, объединение контрольных органов Европы признало достижения России в демократизации общества. Ну а внутри страны это неизбежно поднимает авторитет Счетной палаты.
Отдельной темой на конгрессе прозвучала борьба с финансированием терроризма. «Мы готовы объединить усилия, -- заявил Владимир Путин, -- для защиты финансовых систем от проникновения трансграничной преступности. Мы готовы к сотрудничеству для поиска и нейтрализации капиталов, подпитывающих террористов». Борьбу с финансированием терроризма президент назвал одной из главных задач, для решения которой должны объединиться все органы финансового контроля в разных странах мира.
Для обсуждения этой проблемы в Москву специально приехали представители контрольных органов Японии и Канады, которые не входят в ЕВРОСАИ. Вместе с другими членами «восьмерки» они проведут встречу, на которой обсудят две основные темы -- координацию деятельности контрольно-финансовых органов в борьбе с отмыванием денег и недопущение финансирования терроризма через государственные бюджеты.
|