Нижегородское территориальное управление (НТУ) МАПа не дает покоя "ЛУКОЙЛу". В феврале оно возбудило, но затем прекратило дело в отношении одной из "дочек" этой компании. Тогда чиновники доказывали, что структуры "ЛУКОЙЛа" установили монопольно высокие цены на хранение нефтепродуктов. А теперь МАП обвиняет нефтяников в создании искусственного дефицита на топливном рынке.
Дело в отношении сбытового предприятия "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтепродукт" НТУ МАПа возбудило по собственной инициативе после того, как этот крупнейший в области владелец нефтебаз повысил расценки на оптовое хранение нефтепродуктов для сторонних клиентов. Рассмотрение дела многократно откладывалось, и наконец 25 апреля оно было прекращено. Стороны достигли компромисса: антимонополисты согласились с повышением расценок в принципе, а "Нижегороднефтепродукт" разработал гибкий прейскурант, предусматривающий выгодные условия хранения продуктов на нефтебазах для всех категорий пользователей.
Но вчера НТУ завело новое дело - на тот же "Нижегороднефтепродукт" и его материнскую компанию "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт". Как сообщил "Ведомостям" начальник отдела НТУ МАПа Игорь Девятайкин, дело возбуждено по признакам нарушения закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В частности, компании подозревают в создании искусственного дефицита на топливном рынке с целью повышения цен. По словам чиновника, дело заведено на основании многочисленных жалоб организаций и частных автовладельцев. Жалобщики утверждают, что с конца апреля на АЗС "Нижегороднефтепродукта" начали периодически отпускать топливо только владельцам карточек системы "ЛУКОЙЛ-Интеркард". По словам Девятайкина, это мотивировалось недостатком нефтепродуктов. В результате ажиотажный спрос обрушился на независимые АЗС, которые, будучи не в силах его удовлетворить, стали поднимать цены. С 25 апреля по 15 мая они выросли на 30%.
Как говорит Девятайкин, в среднем по области "Нижегороднефтепродукт" занимает порядка 40% рынка, поэтому все действия этой компании подпадают под ограничения, накладываемые законодательством на монополистов. По его словам, если у "Нижегороднефтепродукта" не хватает топлива, вполне естественно желание компании в первую очередь обслужить клиентов, уже оплативших его. Но задача НТУ МАПа состоит в том, чтобы проверить, не создается ли дефицит нефтепродуктов искусственно. Выяснением этого и намерены заняться чиновники. Рассмотрение дела намечено на 18 июня.
Руководитель пресс-службы "Волганефтепродукта" Даниил Смирнов сказал "Ведомостям", что никаких ограничений отпуска нефтепродуктов на АЗС "Нижегороднефтепродукта" не было и нет. Впрочем, Смирнов признает, что напряжение на рынке в праздничные дни могло быть из-за небольшого сокращения поставок с НПЗ "НОРСИ". "Что же до роста цен, то он идет по всей России", - сказал представитель компании.
С последним согласны в Российском топливном союзе (РТС). Его представитель сказал "Ведомостям", что главная причина подорожания топлива на АЗС - рост отпускных цен на заводах-производителях (с начала марта они выросли на 52% ). По его словам, дефицита в стране пока еще нет, но рост цен как его главный предвестник уже налицо. Впрочем, представитель РТС не исключает и того, что "ЛУКОЙЛ", приобретя компанию "НОРСИ-ойл", стремится к самоутверждению на этом рынке и "может вести себя, как слон в посудной лавке".
|