Хотя большая часть России пребывает в полудремотном состоянии в связи с чередой праздников, приходящихся на начало мая, Красноярск и прилегающий к нему регион, похоже, позаботились о том, чтобы обеспечить бесперебойный поток новостей для всей страны.
Совсем недавно первые полосы газет были посвящены новости о катастрофе вертолета, в результате которой погиб генерал Александр Лебедь, губернатор Красноярска. Сражение за наследие Лебедя сейчас в самом разгаре, хотя до сей поры свидетельства о нем носят по преимуществу технический характер.
В понедельник 6 мая законодательные власти региона предложили повысить с $30,000 до $600,000 размер финансовых средств, которые кандидат может израсходовать на избирательную кампанию. Новая ограничительная планка для расходов в ряде случаев составляет десятую часть средств, которые ведущие кандидаты в действительности тратят на избирательную кампанию, но, по крайней мере, данный законопроект может способствовать тому, что нарушения в этой сфере впредь станут менее вопиющими.
Законодатели также обсуждали, стоит избирать нового губернатора региона в ходе одноступенчатых выборов или же предпочтительнее следовать устоявшейся российской практике двухраундового "нокаута", предполагающей, что победитель должен набрать не менее 50% голосов избирателей. Результаты подсчета голосов в первом случае менее прозрачны, но я думаю, что таким образом местные бароны намерены сократить масштаб возможного вмешательства Кремля, в случае если в первом туре победителем выйдет нежеланный кандидат. Возможности подобного предвыборного расклада мы обсудим чуть позже.
В российских СМИ муссируется вопрос о том, следует ли рассматривать другое событие в Красноярске, произошедшее на этой неделе, как прелюдию к избирательной кампании на пост губернатора региона. Речь идет о смерти известного адвоката. В любом случае даже если в действительности имело место простое совпадение, оно далеко не случайно. Когда голову мужчины разбивают металлическим прутом, трудно заподозрить в этом что-нибудь другое кроме убийства.
Артем Косогов, человек, которого 6 мая 2002 года избили до смерти на лестнице дома, в котором он проживал, был известен в Красноярске как один из лучших адвокатов по уголовному праву. Крупные дела, которые ему довелось вести в последнее время, вдохнули в город некое подобие жизни.
В 1999 году он с успехом выступил в защиту босса местной транспортной фирмы, которого обвинили в убийстве главы государственного департамента транспорта Красноярска. В прошлом году он отстоял интересы политика, которому были предъявлены обвинения в получении взятки в размере $150,000 от одного из местных банков, жаждавшего размещения государственных депозитов.
Однако самым главным его клиентом стал одиозный местный бизнесмен Вилор Струганов, которого российские СМИ называли не иначе как "авторитетом", т.е. человеком, занимающим по праву или без оного определенную позицию в преступном мире.
Обычно российские СМИ величают Струганова по его кличке Паша Цветомузыка, что буквально означает "Паша Свет и Музыка". Сначала я подумал, что эта кличка может быть обязана своим возникновением какой-то известной технике обольщения, которой он владеет. Однако в действительности термин "цветомузыка" означает в России стробоскопическую осветительную аппаратуру, используемую на дискотеках. Струганов страдал от нервного тика, благодаря которому непрестанно моргал. А у него, по всей видимости, было немало причин нервничать.
Имя Струганова тесно связано в глазах общественного мнения с Анатолием "Быком" Быковым, другим красноярским авторитетом, значительно более крупным, чем он сам. Быков начинал как боксер, затем подвизался на ниве охранного бизнеса, а закончил тем, что под его контролем оказались алюминиевый завод и крупный банк.
Однако Быков поссорился с Лебедем, и его состояние быстро пришло в упадок. Он покинул Россию и нашел пристанище в Венгрии, откуда был депортирован на родину по обвинению в убийстве. Тем временем Струганов пытался занять освободившееся место, что нисколько не способствовало улучшению его отношений с Быковым.
Быков был освобожден из заключения в 2000 году, однако его немедленно обвинили в новом убийстве. На этот раз - в убийстве Струганова. Согласно представителям следствия, Струганов был убит в Москве, кроме того, они утверждали, что могут предъявить труп жертвы.
Данное обвинение было изменено спустя неделю, когда выяснилось, что Струганов все еще жив. Оказалось, что "инцидент со убийством" был инсценирован прокурором, руководствовавшимся мотивами, которые до сих пор совсем не просто объяснить. Быкова на сей раз обвинили в разработке планов убийства и поместили в одну из московских тюрем, в которой он благополучно пребывает и по сей день.
Эхом этого странного псевдо-покушения на убийство стал арест самого Струганова, произведенный в декабре по обвинению в организации двух взрывов: своего жилого дома в Красноярске и одного из избирательных участков. Поскольку в тот момент Струганов баллотировался в местные законодательные органы, возникли подозрения, что он срежиссировал взрывы, чтобы кого-то обвинить в них, очень возможно, что - Быкова. Струганова также перевезли в Москву, где он и содержится под стражей как свидетель по делу Быкова.
Слушания по этому делу будут возобновлены 14 мая. Однако, принимая во внимание странные обстоятельства, при которых Струганова "убили", следствию предстоит проделать нелегкую работу. И его задача значительно усложнится, если главный свидетель по делу Быкова прибегнет к осторожной тактике поведения. Отсюда гипотеза, развиваемая, по меньшей мере, одной российской газетой и состоящая в том, что смерть Когосова можно рассматривать как своеобразную "черную метку", адресованную Струганову неизвестными заказчиками убийства.
А если Быков выйдет на свободу? В этом случае я удивлюсь, если он не будет баллотироваться на пост губернатора Красноярска. Его преступное прошлое вряд ли помешает его замыслам, поскольку он пользуется серьезной поддержкой в регионе. В ходе декабрьских парламентских выборов, кандидаты, лояльные Быкову, - а тот в то время уже находился в тюрьме, - набрали больше голосов избирателей, чем сторонники Лебедя, и в два раза больше голосов, чем самая влиятельная прокремлевская партия. Если Быков сможет свободно баллотироваться на пост губернатора региона, ему скорее всего удастся одержать победу, особенно в том случае, если выборы будут проводиться в один тур, а его соперники не получат возможности сформировать коалицию против него во втором туре голосования.
Опубликовано на сайте inosmi.ru
|