Сенсационная информация о смерти Хаттаба появилась вечером 11 апреля на ленте «Интерфакса». «Об этом можно говорить с большой долей уверенности, поскольку в последние два месяца Хаттаб никак себя не проявлял: не выходил на связь, действия боевиков в районе, контролируемом Хаттабом, не скоординированы. Вероятность его гибели подтверждается также данными наших осведомителей», – заявил на условиях анонимности один из сотрудников ФСБ, который принимал участие в спецоперации.
По словам этого представителя ФСБ, в «агентурно-боевой» операции по ликвидации Хаттаба был задействован спецагент из числа воюющих в Чечне арабов, ранее завербованный спецслужбой одного из государств СНГ.
Как отметил «Интерфакс», информация о смерти Хаттаба не подтверждена официально. Но сотрудник ФСБ уверен, что в ближайшее время региональный штаб по проведению контртеррористической операции на Северном Кавказе «сумеет добыть документальные подтверждения» гибели одного из самых известных полевых командиров. Это все, что спецслужбы дали в СМИ о смерти в Чечне одного из ключевых полевых командиров, отвечавшего к тому же за финансирование операций боевиков.
Получить подтверждение этой информации в ФСБ не удалось. Дежурный офицер ЦОС ответил, что ничего не знает о ликвидации Хаттаба, и все комментарии по этому поводу, если и появятся, то не ранее утра 12 апреля, и давать их будет руководство службы. В штаб группировки в Ханкале и помощнику президента Сергею Ястржембскому (главному в деле информационного обеспечения операции в Чечне) дозвониться не удалось: рабочий день закончился. Между тем информация «Интерфакса» вызывает массу вопросов.
Со слов анонимного сотрудника ФСБ следует, что он не знает ответа ни на один из ключевых вопросов: когда именно была проведена операция против Хаттаба, в каком районе Чечни и насколько успешной она была.
Неясно даже, вообще проводилась ли такая операция или «араб, завербованный спецслужбами одной из стран СНГ», является плодом воображения чекиста. Вывод о ликвидации Хаттаба сделан на основе сугубо косвенной информации (он не появляется в эфире, а кроме того, действия боевиков в его зоне ответственности «не скоординированы»). Третья ссылка – на то, что «вероятность ликвидации подтверждается осведомителями», вообще ничего не значит, так как «подтвердить вероятность» можно, не покидая Грозного или даже Москвы.
Удивляет, что вывод о смерти Хаттаба в ФСБ был сделан лишь спустя два месяца после того, как перестали поступать прямые и косвенные свидетельства о его пребывании в Чечне.
Не ясно также, почему в ФСБ уверены именно в гибели Хаттаба и совершенно не рассматривают возможность того, что он покинул республику. Между тем как раз около двух месяцев назад штаб ОГВ предупреждал о вероятности его выезда из Чечни в Афганистан. Нет ответа и на вопрос, почему о столь важном событии в ходе контртеррористической операции сообщил СМИ какой-то аноним из ФСБ, а не директор службы Николай Патрушев или, на худой конец, кто-нибудь из штаба группировки. При этом вовсе невероятным со стороны ФСБ кажется признание того факта, что в Чечне оперативную работу ведут спецслужбы каких-то стран СНГ, причем проводят там ни много ни мало боевые операции.
Все это заставляет заподозрить, что у ФСБ на самом деле нет никаких доказательств смерти Хаттаба, а «вброс» соответствующей информации в СМИ сделан с единственной целью – попытаться спровоцировать боевиков на ее проверку. Если боевики купятся, то из активного радиообмена о судьбе Хаттаба можно будет узнать не только о том, куда он делся, но и много чего еще интересного. Если это предположение верно, то «арабами» в «агентурно-боевых» операциях ФСБ выступают пока лишь российские журналисты.
|