Уже год имя Бориса Федорова не сходит со страниц газет. Член совета директоров "Газпрома", РАО "ЕЭС" и Сбербанка не дает спокойно слать управленцам этих компаний, оповещая общественность об их действиях. В результате Федоров приобрел образ ярого защитника интересов мелких акционеров. Однако этому имиджу приходит, похоже, конец.
Как сообщил корреспонденту газеты "Время МН" координатор Ассоциации по защите прав миноритарных акционеров Сергей Карпов, он на этой неделе подает на ЗАО "Объединенная финансовая группа" ("ОФГ") иск в арбитражный суд Москвы. ("ОФГ" была создана в 1994 году как раз Борисом Федоровым, а сейчас он пребывает в ней в ранге почетного председателя.) Цель иска - лишить "ОФГ" лицензии на покупку и продажу ценных бумаг.
Поводом для начала расследования ассоциацией деятельности Федорова стал недавний скандал в связи с намерением Сбербанка выпустить 6 млн дополнительных акций. Это решение принималось на собрании акционеров в 1997 году. А затем Федоров проголосовал за его реализацию на совете директоров. Несмотря на то, что доля мелких акционеров при этом существенно уменьшится.
По неподтвержденной информации, Федоров - защитник прав мелких акционеров - кардинально изменил свою позицию якобы после того, как "ОФГ" пообещали предоставить полномочия по размещению акций Сбербанка (объемом 140 млн долл.) и заплатить за услуги 5 проц. комиссионных. Тогда группа возмущенных акционеров потребовала вывести Федорова из состава совета директоров Сбербанка.
Карпов уверен, что Федоров разглашает служебную информацию, которую он собирает в "Газпроме", РАО "ЕЭС" и Сбербанке, третьим лицам. А кроме того, сам использует эти данные, чтобы манипулировать ими на рынке ценных бумаг и тем самым получать доходы. Схема тут простая: вбрасывается правдоподобная информация, перемешанная с заведомо ложной, например об Анатолии Чубайсе, стоимость акций РАО "ЕЭС" в результате снижается, а "ОФГ" и связанные с ней структуры покупают эти акции, а после возврата котировок на прежний уровень - продают.
Или же не продают, а с помощью приобретенных акций проникают в компанию. Так, в 2000 году мелкие акционеры "Газпрома" провели Федорова в совет директоров концерна. Перед этим структуры, связанные с "ОФГ", по заказам западных клиентов скупили более 10 проц. ценных бумаг "Газпрома". Для скупки акций по внутренним котировкам (которые значительно ниже стоимости ценных бумаг на западных рынках) использовались "серые схемы". Они заключались в том, что "ОФГ" создала массу совместных предприятий, доля нерезидентов в которых не превышала половины. Тем самым удалось обойти правовой запрет для этих нерезидентов покупать акции "Газпрома" на внутреннем рынке.
Однако на прошлой неделе следователь УВД Северного округа Москвы Елена Свиридова провела обыски в 28 "дочках" "ОФГ". Следствие подозревает Федорова в организации группы и преступном сговоре с целью покупки акций "Газпрома" и намерено доказать нарушения законодательных актов со стороны "ОФГ" и ее структур при этих операциях.
Кроме того, Карпов считает, что Федоров применяет технологию так называемого мягкого шантажа управленцев трех известных компаний.
Например, Карпов предполагает, что именно с подачи Федорова активно распространяют среди властных структур цветной буклет за подписью "российские акционеры РАО "ЕЭС". В нем описаны "подвиги" Анатолия Чубайса за 1998-2000 годы, а в конце буклета к властям выдвигается недвусмысленная просьба наконец-то разобраться с Чубайсом. Аналогичный документ составлен и о "Газпроме" и его управленцах, и тоже активно распространяется.
Карпов рассчитывает на то, что обращение в арбитраж и предполагаемое вынесение запрета на операции "ОФГ" с ценными бумагами позволит лишить Бориса Федорова ореола серьезного бизнесмена и защитника интересов мелких акционеров. Правда, сам суд такой запрет не накладывает, он вправе лишь обязать Федеральную комиссию по ценным бумагам (ФКЦБ) сделать это.
|