- Скажите честно, Сергей Петрович, вы влезли в драку с Борисом Федоровым по поручению "Газпрома"?
- Еще раньше газета "Коммерсант" провела "расследование", в результате которого назвала меня "человеком, работающим на Центробанк". Потом наша ассоциация подала в суд иск, направленный против манипуляций Федорова и реально принадлежащего ему ЗАО "Объединенная финансовая группа" (ОФГ) с акциями РАО "ЕЭС" на фондовом рынке. Тогда меня сразу окрестили "человеком Чубайса". Меня даже заподозрили в связях со спецслужбами, когда я сообщил на пресс-конференции достоверную информацию о планах новых провокаций Бориса Григорьевича. Кстати, об этих планах ассоциации сообщили сотрудники ОФГ, напуганные авантюризмом своего начальника. Теперь вот называют "человеком "Газпрома". Я ни от чего открещиваться не буду. Ведь работа в ассоциации - это работа общественная, а по профессии я вот уже десять лет как биржевик. И мне, честно говоря, выгодно, когда мое имя связывают с большими экономическими и политическими величинами.
- То есть вы сцепились с Федоровым только для того, чтобы сделать себе хороший "промоушен", прославиться и набрать вес в деловых кругах?
- Еще и для того, чтобы участников ассоциации не "кидали". Наш фондовый рынок сегодня очень узок. Его жизнеспособность в полной мере зависит от состояния рынка так называемых "голубых фишек" - ценных бумаг таких крупных компаний, как РАО "ЕЭС", ОАО "Газпром" или Сбербанк РФ. В руководство всех этих компаний вошел Борис Федоров. Обжегшись на акциях РАО "ЕЭС", мы конфликт Федорова с менеджерами "Газпрома" отслеживали с самого начала. Выяснилось, что на самом деле фальшивые "миноритарные акционеры", интересы которых Борис Григорьевич взялся защищать, представляют собой реально принадлежащие ему же подставные фирмы. И фирмы эти созданы исключительно для того, чтобы продавать акции "Газпрома" за рубеж, в обход действующего законодательства. Никакой финансово-хозяйственной деятельности они не ведут, и всеми ими без исключения управляет ОФГ на основании генеральной доверенности. Сами же менеджеры "Газпрома" и государственные контролирующие органы у себя под носом эту махинацию проглядели и позволили Федорову скупить пакет более чем в 6 процентов. Это очень много.
- Вы так уверенно называете подставными фирмы, от имени которых действует ОФГ...
- Во-первых, теперь это фактически признает и сама ОФГ. С одной стороны, ЗАО "ОФГ" в реестре акционеров ОАО "Газпром" не фигурирует. С другой стороны, согласно сообщению агентства "Интерфакс" 3 мая высокопоставленный представитель ЗАО "ОФГ" заявил, что его компания "не намерена продавать принадлежащие ей акции "Газпрома". А спрашивали его о судьбе ООО "Регал" и других подобных организаций. Что ж тут непонятного...
Во-вторых, подставной характер подобных фирм и раньше не составлял тайны. В своем рекламном буклете, рассчитанном на зарубежных читателей, ОФГ официально сообщала, что предоставляет возможность нерезидентам инвестировать в ценные бумаги "Газпрома", Сбербанка и других обществ, владеть акциями которых иностранцам российский закон запрещает. Правда, после публикаций на эту тему российских СМИ из последней редакции буклета пассаж был исключен. В качестве примеров сотрудничества группа ссылается в основном на работающие с Россией хедж-фонды. Кстати, в ближайшее время мы должны получить документальные подтверждения сотрудничества ОФГ с международными финансовыми "стервятниками", о чем много писала пресса. Естественно, мы сразу же представим эти документы общественности.
- Но давайте вернемся к арестам акций "Газпрома".
- Теперь, когда менеджеры газового концерна и Федоров вошли в клинч, судьба своего принадлежащего ОФГ шестипроцентного пакета может серьезно повлиять на состояние фондового рынка в целом. Если прижмут Федорова, он может весь пакет одномоментно сбросить, что приведет к обвалу рынка. Если же он добьется лавинообразной либерализации рынка акций "Газпрома", то это также дестабилизирует рынок. Причем это, естественно, приведет к получению ОФГ сверхприбылей - а иначе какой Федорову в этом интерес? Но если в одном месте денег прибудет, то в другом, само собой, убудет. И у нас есть более чем серьезные основания полагать, что денег убудет у других профучастников рынка ценных бумаг.
- То есть участники ассоциации в конфликте вокруг акций "Газпрома" обеспокоены исключительно собственными финансовыми прибылями и потерями?
- А что в этом дурного? Кроме того, мы понимаем, что "серые" схемы Федорова очень выгодны, хотя и сомнительны с точки зрения закона. Мы хотим в судебном порядке эти сомнения прояснить. Если суд скажет, что таким образом можно торговать внутренними акциями "Газпрома" с иностранцами, мы все наплодим такие же фирмы и с помощью этих отпрысков будем так же торговать. Если суд признает "серые" схемы "черными", то есть незаконными, то акции принадлежащих Федорову подставных фирм будут попросту у них изъяты, переданы государству или самому "Газпрому" и затем вновь проданы на фондовом рынке. Нам известно, что ОФГ уже уводит активы "Газпрома" из первоначальных подставных фирм в новые. Чтобы в ходе всех разбирательств федоровские акции не "затерялись" или не были использованы для дестабилизации фондового рынка, мы в виде обеспечительной меры просим суды наложить на данные пакеты арест. И суды идут нам навстречу, соглашаясь с законностью наших требований.
- Федоров, как и вы, называет себя защитником миноритарных акционеров. И тоже бьется за деньги. Так чем вы друг от друга отличаетесь?
- Реально сегодня есть только одна организация, официально ставящая своей целью защиту интересов прав миноритарных акционеров и реально действующая в этом направлении, - наша ассоциация. Мне бы хотелось, чтобы таких организаций было больше и они охватывали область более широкую, чем рынок ценных бумаг естественных монополий. Если такие организации появятся, мы, безусловно, будем с ними сотрудничать. Но Борис Федоров к этому виду деятельности не имеет никакого отношения. В том же Сбербанке он заручился голосами реальных миноритариев, соблазнив их своим былым политическим весом. Они делегировали Федорова в наблюдательный совет как своего представителя. А он вопреки данным обязательствам проголосовал на совете за дополнительную эмиссию, размывающую пакеты акций тех же самых миноритарных акционеров. ОФГ взамен получила, по нашей информации, право распространить эмитированные акции за границей с вознаграждением в размере около 7 миллионов долларов. Отношение Бориса Федорова к реальным миноритарным акционерам РАО "ЕЭС" и "Газпрома", как показали наше расследование и публикации в прессе, ничуть не лучше.
- А вот Борис Федоров 26 апреля, в день первого ареста акций, заявил на организованном Американской торговой палатой в Москве ланче, что это "Газпром" про него лжет, - истратил, мол, на компанию уже 2 миллиона долларов...
- В таком случае подскажите, где я могу получить свою долю? Если же говорить серьезно, то я внимательно слежу за информацией в СМИ о деятельности Федорова. Более того, в ходе независимого расследования ассоциация активно использовала достоверную информацию такого рода. Мы следим и за публичными реакциями самого Бориса Григорьевича. На том же ланче Федоров заявил, что подал в суд на 15 изданий. Мы связались с большинством изданий, проводивших расследование деятельности Бориса Григорьевича. И везде столкнулись с недоумением. То есть нет этих исков, Федоров опять неправду сказал.
Почти всегда передаваемая им и его представителями в печать информация неточна, а зачастую заведомо ложна. "Московская правда", например, уже вынуждена была на своих страницах откреститься от опубликованных с подачи ОФГ клеветнических измышлений в адрес моего коллеги Саймона Коквелла, который также пострадал от махинаций ОФГ и готовит сейчас от имени фирмы "Тракнвилло" судебную процедуру против нее в Великобритании. Кстати, 30 апреля юридическая компания "Класс Ло Солиситорс" по поручению фирмы "Транквилло" уже обратилась в комиссию по ценным бумагам Лондонской фондовой биржи с официальным письмом, касающимся незаконной деятельности ОФГ и арестов принадлежащих ей акций "Газпрома". По британским законам биржа должна на такого рода официально документированную информацию реагировать достаточно серьезно. Об этих фактах Федоров, к сожалению, предпочитает умалчивать. Мне кажется, что не только личное высокомерие, но и в первую очередь "черный пиар" Бориса Федорова, основанный на предоставлении СМИ недостоверной информации, - а вовсе не мифические "сребреники" "Газпрома" - отвращает от него симпатии журналистов. Или я не прав?
- Позвольте мне воздержаться от комментариев. Замечу только, что вы тоже, видимо, человек достаточно самоуверенный. Влезать в конфликт между такими монстрами, как известный политик Борис Федоров и "Газпром", - не слишком ли смело? Вы затеяли спор вокруг акций, которые стоят миллиард долларов. На эти деньги у нас в стране можно купить самые благоприятные решения чиновников. Где ваша ассоциация - и где "Газпром" с Федоровым...
- А мы и не собираемся решать проблему "коридорным" путем. Это вот Борис Григорьевич все в Спасские ворота колотится... Изображает себя помощником правительства: якобы добивается "прозрачности" "Газпрома", когда уже всем понятно, что единственная его цель - получить доступ к внутренней коммерческой информации. Как президент о конфликте вокруг НТВ отозвался? "Не надо, - сказал, - меня в эту кашу тянуть. Проблемы собственности решайте в суде". Мы, возможно, наивно восприняли эту позицию президента как сигнал. Я не думаю, что после начала открытых судебных процессов чиновники осмелятся в кашу вокруг акций "Газпрома" ложки опускать - побоятся обжечься.
Что же касается монстров... Они все виноваты в сложившейся ситуации, и все вынуждены будут отвечать за свои ошибки или осмысленные разрушительные действия. Надо только негативные последствия этих действий минимизировать. С "Газпромом" разговаривать будет трудно, но все-таки возможно. Его руководители в проблемах фондового рынка разбираются слабо. Но все-таки они считают себя людьми государственными и стараются разрешать конфликты на правовом поле. Здесь можно искать контакт и договариваться по закону. А вот Федоров на каком-то другом поле пытается обосноваться. На этом поле, где принято договариваться "по понятиям", как-то не хочется искать точки соприкосновения. Что же касается миллиарда - так ведь воровской "общак" в России, наверное, побольше будет. Но это вовсе не значит, что цивилизованный предприниматель этой цифры должен бояться и угождать ее распорядителям.
|